Отношения Москвы и Токио придется начинать строить с нуля

Отношения Москвы и Токио придётся начинать строить с нуля

Новый посол РФ не испытывает иллюзий и готов к серьезной работе по расчистке завалов и обломков обрушенных Кисидой японо-российских отношений

Прибывший к месту дипломатической службы в Токио новый посол РФ Николай Ноздрев обозначил позицию Москвы и, видимо, свою личную по поводу ситуации, сложившейся по вине японской стороны в политических и дипломатических отношениях двух стран. Этому способствовала просьба влиятельной не только на соседнем с Россией северном японском острове, но и в стране в целом, газета «Хоккайдо симбун», редакция которой запросила интервью у главы российской дипмиссии в Японии.

С развёрнутыми ответами Н. Ноздрева можно познакомиться на сайте Посольства РФ в Японии. Сосредоточимся на том, что интересует японскую читательскую аудиторию и взглядах посла на то, что могло бы вывести двусторонние отношения из нынешнего плачевного состояния. 

Вопрос газеты. После начала СВО на Украине японо-российские отношения сильно изменились. Как вы оцениваете нынешнее состояние японо-российских отношений? На каких направлениях Вы планируете сосредоточиться в Вашей деятельности в качестве нового Посла России в Японии?

Не прибегая к дипломатическим иносказаниям и словесной эквилибристике, Н. Ноздрев четко констатирует, что «правительство Японии активно подключилось к режиссируемой Западом русофобской кампании, прямо заявляя о том, что цель проводимого курса – нанести максимальный ущерб нашей стране, более того – добиться стратегического поражения России». И перечисляет многочисленные наложенные на Россию «санкции», «разрушившие сам фундамент российско-японских связей, создававшийся кропотливыми усилиями в течение нескольких десятков лет». 

Важно, что в отличие от прежних, прямо скажем, унизительных заискиваний перед «богатой Японией» в расчете на ее экономическую и финансовую помощь, представляющий наше государство дипломат обещает Токио обращаться с русофобскими японскими властями так, как они того заслуживают. Ноздрев разъясняет: «В настоящее время говорить о перспективах возвращения к конструктивному взаимодействию не приходится. Пока официальный Токио на деле не откажется от недружественной политики, будем вынуждены продолжать реагировать максимально жесткими и чувствительными для Японии контрмерами, руководствуясь исключительно собственными национальными интересами». За этими словами понимание того, что на долю посла выпала трудная работа в стране, правительство которой бравирует своей враждебностью и непримиримостью со своим ближайшим соседом. Тем самым, к сожалению, подтверждая представление о том, что Япония была, есть и в обозримом будущем будет враждебным России государством. Об этом же свидетельствует то, что японским властям и СМИ однобокой пропагандой удалось настроить против русских практически весь свой народ. 

Вопрос. Как Вы воспринимаете ситуацию, когда диалог между правительствами соседних стран – Японии и России – постепенно сходит на нет? Что Вы думаете о возможности диалога на уровне экспертов и простых граждан?

Говоря о возможностях общения на уровне экспертов и простых граждан, посол напоминает, что наша страна никогда не препятствовала осуществлению таких контактов – будь то экономические, культурно-гуманитарные или в иные связи. И добавляет: «Всегда относились к японскому народу с искренним уважением и стремились к взаимовыгодному сотрудничеству, как и положено хорошим соседям. Тем не менее, для эффективного функционирования такого канала общения должны быть сформированы необходимые условия и измениться сама атмосфера двусторонних связей, остающаяся в силу политики администрации Ф. Кисиды далекой от добрососедства».

От себя добавим, что указание японской газеты на то, что «диалог между правительствами соседних стран – Японии и России – постепенно сходит на нет», не верно. Ибо, подвергнув «санкциям» Президента РФ В. Путина, министра иностранных дел С. Лаврова и многих министров российского правительства, Токио сознательно вообще исключил и не допускает какой-либо политический и дипломатический диалог на высшем уровне.

Вопрос. МИД России в марте 2022 года опубликовал заявление о прекращении переговорного процесса с Японией по вопросу мирного договора. Какие условия должны будут сложиться в будущем для того, чтобы такие переговоры смогли возобновиться? Отмена Японией антироссийских санкций является таким условием?

Важно, что в своем ответе посол подтвердил заявленную министром иностранных дел РФ С. Лавровым принципиальную позицию последних лет о том, что российская сторона вела с Японией переговоры не о «мирном договоре», а об отвечающем современным реалиям полноценном всеобъемлющем документе о мире, дружбе и добрососедстве». Договоре, призванном «заложить фундамент для ускоренного развития всего комплекса российско-японских связей, включая масштабное расширение торгово-экономического сотрудничества и кооперации в других практических областях». Такое межгосударственное соглашение должно, по мнению посла, и «зафиксировать намерение сближать подходы по ключевым международным и региональным проблемам, а также гарантии неучастия в инициативах и шагах третьих стран, направленных против другой стороны». Тем самым посол фактически отверг саму идею заключения абсурдного через почти 80 лет после окончания войны «мирного договора» при непременном условии «возвращения» Японии для начала всех южнокурильских островов.

Вопрос. Посещение бывшими японскими жителями захоронений на южных Курильских островах – форма гуманитарного сотрудничества, сохранившаяся со времени советско-японских отношений, и стареющие бывшие жители островов ждут ее возобновления. Межправительственное соглашение от 1986 г. остается действующим. В чем заключается позиция России о возможности возобновления поездок? Возможно ли их возобновление в этом году?

Как пояснил посол, исходя из гуманитарных соображений, формат безвизовых поездок на основе межправительственной договоренности 1986 года был сохранен. «Замечу, что визиты в Россию не закрыты для японских граждан. Желающие посетить могилы предков на территории нашей страны, включая южные Курильские острова, могут приезжать на общих основаниях, получив предварительно российскую визу. Единственным препятствием для этого является позиция правительства Японии», – разъяснил Ноздрев.

Тут требуется пояснение для российских читателей. Советское правительство никогда не возражало против посещения японцами Курильских островов для совершения обрядов поминовения на могилах своих почивших родственников. Для этого было достаточно получить в посольстве в Токио или генконсульстве в Саппоро советскую въездную визу. Однако японское правительство категорически под страхом наказания запрещало своим гражданами получать советские визы, опасаясь, что это может быть истолковано как признание Курильских островов советскими. 

Поблажку японцам сделал Горбачев, дав указание пускать японцев на Курилы без оформления виз. В этом в Токио увидели косвенное признание Москвой японской позиции о «незаконной временной оккупации» Советским Союзом так называемых «северных территорий». Со временем под видом «посещающих могилы» на южные Курилы стали без виз приезжать не только их бывшие жители, но и политики, пропагандисты и разведчики, незаконно проводившие среди российского населения островов пропагандистскую, а то и подрывную работу по склонению курильчан к согласию на переход под японское правление.

Вопрос. Какое значение имеют соглашения о сотрудничестве в области рыболовства, такие как соглашения 1981, 1984 и 1998 гг. касательно добычи японскими рыбаками морских биоресурсов в районе южных Курильских островов?

В развернутом ответе российского посла по этому вопросу обращено внимание на то, что соглашения о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 года и о промысле морской капусты 1981 года занимают особое место, поскольку допускают японский промысел в территориальном море России, что предполагает соблюдение российского законодательства. 

Заметим, что в подписанном по указанию Б. Ельцина, кстати, не ратифицированном парламентом РФ соглашении 1998 года, вопрос о признании японским правительством акватории вокруг южных Курильских островов российскими водами по требованию Токио был обойден, и японское правительство отказалось соблюдать своими рыбаками при промысле в территориальных водах нашей страны российское законодательство.

«В обоих документах зафиксировано желание сторон способствовать укреплению добрососедства между нашими странами, однако недружественные шаги нынешнего правительства Японии идут вразрез с этими договоренностями. Сейчас промысел оказался приостановленным только в рамках Соглашения 1998 г., однако хотел бы подчеркнуть, что любые нарушения со стороны японских рыбаков могут не только поставить под вопрос дальнейшее осуществление этой договоренности, но и повлиять на судьбу промысла морской капусты в районе о. Сигнальный», – предупредил российский посол.

Вопрос. Как Вы оцениваете сотрудничество России и Японии в энергетике и, прежде всего, в проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2»? По сообщениям из России, скоро должна начаться отгрузка продукции с еще одного северного LNG проекта с японским участием «Арктик СПГ-2». Как Россия будет продолжать диалог с японскими участниками этого проекта?

Отметив, что тесное взаимовыгодное сотрудничество СССР, а затем России с Японией в топливно-энергетической сфере занимает особое место в комплексе двусторонних отношений, посол говорил, что наша страна на протяжении многих десятилетий на деле доказывала, что является ответственным партнером, который неукоснительно соблюдает обязательства по имеющимся договоренностям даже в самые сложные исторические периоды. «Что касается взаимодействия с японской стороной в сфере энергетики и по другим практическим вопросам, мы не отказывались от конструктивного и прагматичного диалога, обсуждения развития существующих и создания новых проектов. Нынешнее крайне неудовлетворительное состояние двусторонней экономической кооперации – результат ошибочных враждебных действий правительства Ф. Кисиды. Вместе с тем уверен, что российские энергоносители всегда найдут своего потребителя как внутри страны, так и за рубежом», – подчеркнул посол.

Вопрос. Согласно японской туристической статистике, в 2023 году около 42 тыс. российских граждан посетили Японию. Их число пока не достигло допандемийного уровня, но в три раза больше, чем в 2022 году. Также продолжаются и культурные связи между двумя странами. Что Вы думаете о важности сохранения людских обменов между Японией и Россией? В условиях роста поездок будет ли Россия стремиться к возобновлению прямого авиасообщения?

Посол признал, что, к сожалению, проводимый странами Запада, в том числе Японией, недружественный курс негативно сказался и на данной сфере. «Действительно, количество россиян, посещающих Японию, постепенно восстанавливается, и мы, естественно, приветствуем такую динамику. При этом из более 8 млн. иностранцев (включая европейцев), побывавших в России с различными целями в 2023 году, японцев – всего лишь около 4 тысяч», – привел статистику Ноздрев. И прокомментировал текущие данные как последствие развернутой в Японии антироссийской пропаганды: распространяется информация, искажающая реальное положение вещей в нашей стране, МИД Японии необоснованно рекомендует воздержаться от поездок в Россию. И добавил: «Создается впечатление, что Япония пытается самоизолироваться от нас».

Большой проблемой сдерживания общения двух народов стала приостановка воздушного сообщения между Японией и Россией. «До февраля 2022 года между двумя странами функционировали более пяти прямых авиамаршрутов. Сейчас из-за искусственно созданных преград – ни одного. Насколько нам известно, в возобновлении прямых рейсов заинтересованы как отечественные, так и японские авиаперевозчики, для которых российская сторона не закрывала небо», – констатировал глава российской дипмиссии.

В целом посол РФ Николай Ноздрев дал объективный, лишенный иллюзий и дипломатических экивоков анализ ситуации, ставшей прямым следствием воинствующей русофобской политики нынешнего кабинета Кисиды. Остается надеяться, что «Кисиды приходят и уходят», а, хотя и обработанный в антироссийском духе, японский народ рано или поздно осознает пагубность конфронтации и вражды с соседями и потребует от своих властей если не дружбы, то мирного сожительства с великой державой, все еще проявляющей интерес к взаимовыгодным контактам с Японией. Ибо, как говорится, поссориться мы можем, а вот разъехаться – нет.