Белорусофобия становится частью официальной идеологии Литвы

Белорусофобия становится частью официальной идеологии Литвы

Вильнюс стремится создать из России и Белоруссии единый образ внешнего врага

Одной из основ государственной политики стран Прибалтики на протяжении последних десятилетий является враждебное отношение ко всему, что связано с Россией. Вместе с тем после начала специальной военной операции (СВО) на Украине в прибалтийских республиках появилось новое явление – белорусофобия, которая в ряде случаев уже граничит с попытками разжечь межнациональную вражду. В данном случае речь идет о Литве, где негативное отношение к белорусам постепенно стало превращаться в инструмент внутриполитической борьбы местных элит. 

Стоит напомнить, что до начала СВО Литва представляла собой один из центров концентрации беглой белорусской оппозиции, покинувшей родину после провала государственного переворота в 2020 году. Это было связано с тем, что Вильнюс на протяжении последних трех десятилетий в самых различных формах помогал противникам Александра Лукашенко, превратившись в один из главных центров распределения их финансирования со стороны ЕС и США. Именно поэтому изначально литовские власти весьма благодушно отнеслись к потянувшимся в республику «змагарам», рассчитывая за счет них сохранить свой статус одного из главных координаторов борьбы с белорусскими властями. В результате официальный Вильнюс принял беглую оппозиционерку Светлану Тихановскую как «национального лидера», помог создать в Литве различные белорусские «демократические» центры, а после начала СВО закрыл глаза на формирование здесь из граждан Белоруссии различных «добровольческих» соединений, которые отправлялись воевать на стороне киевского режима. 

Однако уже в 2023 году стало понятно, что период теплых отношений между Вильнюсом и «змагарами» подходит к своему концу, так как в Литве решили использовать «белорусский вопрос» во внутриполитической повестке дня. Произошло это в том числе потому, что для обоснования сохранения недружественной политики в отношении Белоруссии у Вильнюса не осталось даже формальных предлогов. Ранее литовские власти обвиняли официальный Минск в нарушении прав и свобод человека, разорвав из-за этого с ним все связи. Затем, после начала СВО, Вильнюс обвинил Белоруссию в «пособничестве» России, а появление на белорусской территории в 2023 году бойцов ЧВК «Вагнер» помогло создать в литовском обществе необходимое для отвлечения от внутренних проблем чувство опасности, в очередной раз сыграв на руку властей республики. Теперь же ситуация изменилась.

За последние несколько месяцев стало очевидно, что все предыдущие «проблемы», которые литовские власти представляли как угрозы для национальной безопасности со стороны не только России, но и Белоруссии, перестали вызывать в обществе необходимый эффект. В этой связи в Вильнюсе приняли решение пойти по пути развития в стране ксенофобии, которая уже затронула даже тех белорусов, которые ранее воспринимались Литвой как союзники. Последнее в том числе связано с тем, что нынешний литовский национализм крайне негативно относится к любым националистическим проявлениям со стороны иных этнических групп, проживающих на территории страны. Перебравшиеся же в прибалтийскую республику белорусские оппозиционеры в массе своей являются националистами, многие из которых исповедуют идеологию «литвинизма», считая себя потомками жителей Великого княжества Литовского, а часть современной территории Литвы – белорусской. На подобное ранее в Вильнюсе не обращали особого внимания, однако в 2023 году «литвинизм» внезапно начал использоваться местными властями для оправдания необходимости ужесточения контроля за белорусскими гражданами, проживающими в стране. Так, глава Департамента государственной безопасности (ДГБ) Дарюс Яунишкис заявлял, что «деятельность сторонников литвинизма может усилить межэтническую напряженность в стране» и призывал обезопасить республику от белорусов.

При этом напрямую обвинить в радикальном национализме всех белорусов, которые приезжают или находятся в Литве, Вильнюс пока еще не решился, так как это противоречит общеевропейской политике в отношении Белоруссии. В Брюсселе считают необходимым поддерживать беглую белорусскую оппозицию для продолжения давления на официальный Минск, рассчитывая в будущем использовать ее в качестве основной силы при реализации планов по дестабилизации обстановки в республике или даже прямой агрессии. В этой связи «литвинизм» стал лишь одним из аргументов необходимости ужесточения отношения к находящимся в Литве белорусам, но главный упор местные власти решили сделать на белорусско-российских связях, постепенно записывая всех граждан Белоруссии в потенциальных «агентов Кремля». Причем рост белорусофобии стал проявляться как на уровне политических решений, так и в идеологической пропаганде.

С одной стороны, литовские власти приступили к постепенному распространению ограничительных мер, которые ранее были введены в отношении россиян, и на граждан Белоруссии. Главными лоббистами этого выступают президент Литвы Гитанас Науседа и ДГБ, которые на протяжении последнего года пытаются провести через парламент соответствующие поправки в местное законодательство. В частности, речь идет об ограничении выдачи виз, за исключением редких случаев, приостановке рассмотрения просьб о выдаче временных видов на жительство, запрете приобретать в Литве недвижимость, оформлении электронного статуса резидента и пр. Однако большинство депутатов литовского сейма пока выступают против таких поправок, заявляя, что нужно проводить черту между белорусской властью и самими белорусами, а также принимать во внимание, что «Вильнюс является одним из центров сопротивления режиму Лукашенко». Данная тема вновь актуализировалась в конце прошлого года в связи с выступлением главы ДГБ Яунишкиса, который заявил, что в Литве выросла активность белорусского КГБ, а число белорусов постоянно растет и скоро достигнет такого уровня, когда спецслужбы не смогут с ними справиться. В результате, 4 декабря в сейме все же зарегистрировали поправки, которые должны быть рассмотрены на весенней сессии. 

Одновременно, не дожидаясь изменений в законодательстве страны, Вильнюс решил начать действовать. В частности, Департамент миграции Литвы в феврале принял решение до конца года проверить больше 18 000 белорусов, которые оказались в стране до введенных в 2022 году ограничений и проверок. Все они должны будут заполнить опросник, аналогичный тому, который ранее был введен на границе для приезжающих из Белоруссии или России. В случае если появится «негативная информация о человеке», а департамент госбезопасности решит, что белорус представляет угрозу национальной безопасности, он будет лишен ВНЖ и депортирован. Примечательно то, что еще до начала подобных проверок в течение 2023 года угрозой национальной безопасности были признаны более 1600 граждан Белоруссии. Сколько их будет в будущем, остается только догадываться.

С другой стороны, в Литве в последние месяцы стала заметна еще одна особенность – разжигание в обществе национальной вражды к белорусам. При этом эта кампания отличается от существующей в стране идеологии русофобии, где Россия и ее граждане обозначены как враги, якобы стремящиеся лишить республику независимости, а литовцев – идентичности. В случае с белорусами ситуация выгляди немного иначе, что прекрасно демонтируют последние заявления ряда местных экспертов и лидеров общественного мнения.

В частности, популярный литовский журналист и ведущий темы национальной безопасности на портале tv3.lt Альгис Раманаускас заявил, что «белорусов нет вообще» и «никаких причин для формирования белорусской нации нет», так как «в случае с Белоруссией это русский менталитет, это русский мир». По его словам, «те, кто к нам приехал, кого мы знаем как граждан Белоруссии, – это россияне, личности крайне низкого социального качества, которые представляют огромную, крайне большую опасность для нашей страны». При этом он считает, что белорусы являются «биомассой, которая охотно голосовала и несколько десятилетий поддерживала косноязычного колхозного диктатора», а потому и все белорусское общество «тяжелобольное, такое же, как и российское общество». И подобных заявлений, где белорусам отказывают в их национальной или гражданской принадлежности, в последние месяцы в Литве становится все больше. Их главной задачей является не просто стремление посеять в литовском обществе ненависть к белорусам, но и сформировать из них единый с россиянами образ врага. Проще говоря, не имея больше возможности играть на проблемах прав человека в Белоруссии, а также, не найдя реальных причин обвинять Минск в любых формах агрессии, в Вильнюсе приступили к искусственному разжиганию вражды по национальному признаку, итогом чего должно стать превращение белорусов в изгоев общества, что должно подтолкнуть их самих бежать из Литвы.

Таким образом, нынешняя политика литовских властей представляет собой одну из разновидностей ксенофобии. Ее основой является стремление создать из России и Белоруссии единый образ внешнего врага, несущего непосредственную угрозу национальной безопасности Литвы. Результатами такой политики рано или поздно станет повсеместное гонение на россиян и белорусов со всеми вытекающими из этого последствиями. Это, в свою очередь, окончательно разрушит любые возможности нормализации отношений между странами, чего и добиваются сегодня западные кураторы Вильнюса. 

Оцените статью
5.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Статьи по теме