15 марта в Берлине прошла трехсторонняя встреча французского президента Эмманюэля Макрона, немецкого канцлера Олафа Шольца и польского премьера Дональда Туска.

Веймарский треугольник — против России

О чём совещались в Берлине Макрон, Шольц и Туск

Франция, Германия и Польша реанимируют проект Веймарского треугольника, наполняя его иным идеологическим и практическим содержанием, отличным от изначального. 

Тройственный союз Парижа, Берлина и Варшавы, созданный соглашением в немецком Веймаре в 1991 г. как механизм ускорения интеграции постсоциалистической Польши в евроатлантические структуры, в связи с недовольством Запада трудным положением украинской армии на фронте намерен взять на себя роль главного снабженца Украины оружием и амуницией. 

15 марта в Берлине прошла трехсторонняя встреча французского президента Эмманюэля Макрона, немецкого канцлера Олафа Шольца и польского премьера Дональда Туска, на которой обсуждались шаги по спасению необандеровского режима Зеленского, в т. ч. чешская инициатива по закупке для ВСУ 800 тыс. снарядов.

Веймарский треугольник именуют теперь «артиллерийской коалицией», снаряды будут куплены за счёт замороженных российских активов ($4 млрд.). О других подробностях встречи Макрон, Шольц и Туск говорить отказались.

Факт оживления Веймарского треугольника после стольких лет летаргического сна наводит на определённые выводы.

Во-первых, удивительно, с какой лёгкостью изначально мирный по своему характеру блок меняет улыбку на злобный оскал и от лозунгов об открытости и дружбе переходит к кровожадным выкрикам о необходимости нанести России на поле боя стратегическое поражение!

Веймарский треугольник

Границы государств по состоянию на 2013 год

Это раскрывает хищную суть евроинтеграционных проектов. Под внешним бархатом дружелюбия они всегда содержат жёсткую военную составляющую. Франция, Германия и Польша – три ведущих военных силы в ЕС, их военно-политическое и военно-техническое партнёрство нацелено на укрепление ударного потенциала ЕС. 

Не бывает членства в ЕС без тесного сотрудничества с НАТО. Такие страны, как Ирландия, Мальта, Швейцария, Кипр в альянс не входят, но участвуют в стратегии по сдерживанию России и оказывают помощь Украине. Поддерживая евроинтеграцию Украины, Веймарский треугольник поддерживает тем самым её милитаризацию вопреки одной из задач СВО – демилитаризировать киевский режим.

Во-вторых, геополитическая ось Париж – Берлин – Варшава стала возможной после возвращения в кресло премьера Польши Дональда Туска, лидера оппозиционной партии «Гражданская платформа» (ГП). ГП – главный оппонент правящей партии «Право и справедливость» (ПиС). ГП традиционно считается прогерманской, ПиС – проамериканской. 

При появлении геополитической оси Берлин – Варшава Париж счёл за лучшее стать третьим, чтобы не оказаться на геополитической обочине. Для Франции сближение Германии и Польши равносильно изоляции и утрате влияния на европейскую политику. Макрон сразу взял высокий тон, угрожая вводом французских войск на Украину, чтобы повысить своё значение внутри Веймарского треугольника и заручиться поддержкой Варшавы.

В Париже понимают: Польша идёт на углубление кооперации с немцами из-за сдержанной позиции французов относительно увеличения затрат на содержание Украины и её армии. В финансовом эквиваленте Берлин тратит на Зеленского намного больше, чем Париж. Париж парирует, что, в отличие от немцев, он открыто поставляет Киеву дальнобойные ракеты, пока Берлин мнётся.

Варшава всегда на европейской сцене играет на франко-германских противоречиях: сближаясь с Парижем, сдерживает Берлин, сближаясь с Берлином, сдерживает Париж. Трёхчленная геополитическая конструкция Париж – Берлин – Варшава отвечает интересам последней, т. к. географически «пронизывает» континентальную Европу от Ла-Манша до западных рубежей Евразии.

В-третьих, сплочение Парижа, Берлина и Варшавы продиктовано опасениями победы на президентских выборах в США в ноябре 2024 г. Дональда Трампа и сокращением роли Вашингтона в НАТО и его влияния в Европе в целом. Франция, Германия и Польша намерены повысить стратегическую автономию ЕС в условиях, когда возможное снижение вовлечённости США в европейские дела при Трампе лишит альянс наступательного импульса.

Американских демократов и администрацию Байдена такой вариант устраивает. Если Трамп проиграет выборы, страны Веймарского треугольника останутся в стратегическом союзе с США. Если Трамп выиграет, они поведут Европу прежним русофобским курсом, обозначенным администрацией Байдена. Присутствие Польши гарантирует сохранение внутри треугольника проамериканской ориентации, и, если Париж и Берлин вздумают играть в свою игру, Варшава, как ставленник США, изнутри будет им мешать. 

Между Парижем, Берлином и Варшавой существует ряд существенных расхождений, что разжижает их сплочённость. Франция и Польша высказываются за отправку солдат НАТО на Украину, Германия ведёт себя более сдержанно. 

В ближайшей перспективе Веймарский треугольник активизирует сотрудничество с Испанией, Италией, Португалией, Грецией, т. к. своего ВПК ему мало для достижения задуманных целей, и со странами Прибалтики, т. к. геополитическая логика требует сплочения русофобских режимов у западных границ России.

Статьи по теме