В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Международного валютного фонда (МВФ). Решение о его создании было принято на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 году. Вместе с тем никаких хвалебных слов в адрес юбиляра не находится. По той причине, что задуманный с благими намерениями Фонд постепенно стал превращаться в организацию, которая несет миру разорение, нищету и горе.
Напомню, что Фонд, согласно решениям Бреттон-Вудса, должен был предоставлять странам-членам кредиты для выравнивания их платежных балансов и поддержания фиксированных курсов валют («стабилизационные» кредиты). Однако на конференции в Ямайке (январь 1976 года) прежняя валютно-финансовая система, базирующаяся на золотодолларовом стандарте, была отменена и заменена на систему, основой которой стал бумажно-долларовый стандарт. Это уже такая система, в которой валютные курсы могут свободно «плавать». Необходимость с «стабилизационных» кредитах исчезла. Следовательно, исчезла и необходимость в МВФ. Но Фонд выжил.
Под руководством США, главного акционера Фонда, в конце 70-х – первой половине 80-х гг. произошла радикальная перестройка организации под решение иных задач. Эти задачи определялись Вашингтонским консенсусом – набором принципов, которым должны следовать получатели кредитов Фонда. Фонд превратился в инструмент Вашингтона по «перезагрузке» человечества и его полному подчинению «хозяевам денег» (главным акционерам Федеральной резервной системы США). Напомню, что Вашингтонский консенсус требовал (и продолжает требовать) от стран, претендующих на кредиты Фонда следующего: масштабной приватизации государственной собственности, дерегулирования экономики, всемерного содействия развитию финансового рынка (в ущерб реальному сектору экономики), предоставления центральному банку статуса «независимой» от государства организации, «оптимизации» (читай: радикального сокращения) государственного бюджета, полного открытия внутреннего рынка для импортных товаров, снятия любых ограничений на трансграничное движение капитала, валюты и рабочей силы и т. п.
Наши граждане справедливо возмущаются грабительской, бандитской приватизацией 90-х годов в нашей стране, но я хотел бы обратить внимание, что она проходила под диктовку МВФ. Точно также под диктовку Фонда проводились и другие разрушительные для экономики России реформы. Примечательно, что уже в первой половине нулевых годов Россия погасила все свои обязательства перед Фондом по полученным в 90-е годы кредитам, но «рекомендациями» МВФ продолжала руководствоваться до самого последнего времени.
Важной функцией «обновленного» Фонда стало содействие западным банкам в получении денег со своих должников в развивающихся странах. Критики МВФ стали справедливо называть Фонд «долговым полицейским». Эта функция у него появилась в первой половине 1980-х годов, когда разразился мировой долговой кризис. Во второй половине 1970-х годов Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК стали получать гигантские долларовые доходы от экспорта черного золота. Эти нефтедоллары они направляли в банковскую систему США. Затем банки Уолл-стрит предоставляли их в виде кредитов странам третьего мира. При этом процентная ставка по кредитам была «плавающая» и весьма невысокая. С 1979 года ФРС стала резко повышать ключевую ставку, доведя ее в 1982 году до 20%. Поскольку процентные ставки по кредитам американских банков были «плавающими», то обязательства развивающихся стран по этим кредитам выросли в несколько раз. Так был спровоцирован мировой долговой кризис.
И на арену вышел Фонд как «долговой полицейский», который стал «разруливать» ситуации. Именно тогда по инициативе МВФ стали практиковаться схемы «долг за природу» (debt for nature): страны стали погашать свои обязательства не деньгами, а природными ресурсами (которые до этого имели статус национального достояния). Также Фонд подталкивал развивающиеся страны к приватизациям государственных предприятий в целях погашения долгов перед иностранными кредиторами. Под руководством Фонда проводились реструктуризации долгов развивающихся стран. Чаще всего просто растягивались сроки погашений долгов, однако при этом объемы обязательств не уменьшались, а, наоборот, значительно возрастали.
О той мутации, которая произошла с Фондом более сорока лет назад очень интересно и убедительно пишет американский экономист Уильям Энгдаль в своей книге «Боги денег. Уолл-стрит и смерть Американского века»: «Условия предоставления кредитов МВФ и согласие страны подписать договор с МВФ были частью программы, разработанной официальным представителем США в МВФ Ирвином Фридманом, который позднее был вознагражден за свою работу высокой должностью в «Ситикорп». МВФ… был создан в 1944 году в Бреттон-Вудсе, чтобы стабилизировать валюту и торговые отношения индустриальных стран. И теперь фонд осваивал абсолютно новую задачу – стать долговым полицейским на службе у нью-йоркских банков». Энгдаль приводит цифры, которые демонстрируют «эффективность» работы Фонда, сменившего роль «скорой помощи» на роль «долгового полицейского». Ссылаясь на данные Всемирного банка, он сообщает, что за период 1980-1986 гг. 109 стран-должников выплатили только процентов на сумму 326 миллиардов долларов. Плюс к этому их выплаты основного долга по тем же займам составляли 332 миллиарда долларов. Итого общая сумма выплат по обслуживанию и погашению долгов составила 658 миллиардов долларов. При этом первоначальная сумма долга (на начало 1980 года) у 109 стран составляла 430 миллиардов. Благодаря «содействию» Фонда в 1986 году эти 109 стран имели задолженность перед внешними кредиторам на сумму в 882 миллиарда долларов. Таким образом, за 1980-1986 гг. долговое бремя не уменьшилось, а выросло более чем в два раза!
По данным ведущей швейцарской страховой компании Swiss Re, которые приводятся в книге «Боги денег», общая сумма иностранных займов для всех развивающихся стран, включая как долгосрочные, так и краткосрочные, за пятилетний период 1982-1987 гг. выросла в полтора раза – с 839 млрд долл. до почти 1300 млрд долл. Практически весь этот прирост был обусловлен не новыми кредитами, а реструктуризацией старых.
Теперь перенесемся в сегодняшний день. МВФ по-прежнему остается инструментом Вашингтона, продвигает по всему миру «Вашингтонский консенсус», выступает в роли «долгового полицейского». В своей политике в отношении Украины Фонд (вернее главный акционер МВФ – США) отбросил последние предрассудки приличия, действует нагло, игнорируя свой устав.
На сегодняшний день Украина является одним из главных клиентов Фонда. Назову первые пять стран по величине задолженности перед Фондом (основная сумма долга на 2023 год, млн долл.): Аргентина – 30.413; Египет – 11.549; Украина – 9.043; Эквадор – 5.925; Пакистан – 5.660. Итак, Украина на третьем месте. А еще несколько лет назад не входила даже в первую десятку.
Политическая целесообразность потребовала массированного кредитования «Незалежной». В 2015 году Фонд предоставил ей кредит на сумму 17,5 млрд долл. (транши на четыре года). В 2020 году МВФ одобрил 18-месячное резервное соглашение для Украины на сумму 5 миллиардов долларов. Когда на Украине в феврале 2022 года началась СВО, то буквально через неделю МВФ без проволочек выдал кредит на 1,4 млрд долл. В марте прошлого года было принято решение по новой четырехлетней кредитной программе для Украины на сумму 15,6 млрд долл.
Цена этих «подарков» весьма высокая. Например, Фонду удалось продавить решение о том, что на Украине снимаются ограничения на куплю-продажу земли. В интересах иностранных кредиторов проводятся все новые и новые приватизации. Только что поступила новость о том, что по рекомендациям Фонда будут приватизированы два государственных банка.
Фонд откровенно стал игнорировать собственные правила. Например, запрет на выдачу кредитов стране в случае суверенного дефолта последней. А в декабре 2015 года Киев должен был погасить Москве российский заем на сумму 3 млрд долл. Киев по политическим причинам отказался от выполнения своих обязательств перед Москвой. Типично суверенный дефолт. Однако Фонд продолжил перечислений траншей Украине.
Фонд не имеет права кредитовать страны, на территории которых ведутся боевые действия (войны). И это правило было нарушено.
Я уже не говорю о нарушении финансовых нормативов. Фонд выдал такие суммы кредитов Украине, которые не соответствуют ее финансовому и экономическому состоянию, в том числе общей долговой нагрузке страны. Валовой внешний долг Украины на начало нынешнего года достиг 161,5 млрд долл. (за десять лет до этого показатель равнялся 23,8 млрд долл.). Только за прошлый год внешний долг вырос более чем на 31 млрд долл.
Прошлый год, вероятно, был рекордным для Украины по объемам внешнего финансирования. Помимо кредитов и займов на сумму более 31 млрд долл. Киев еще получил безвозмездную грантовую помощь в размере 11,6 млрд долл. Итого из внешних источников приток средств составил почти 43 млрд долл.
К этому следует добавить неоценимую помощь Фонда, которая выразилась в том, что он сумел провести работу с внешними кредиторами Украины и добиться от них предоставления «Незалежной» «кредитных каникул». Группа кредиторов страны — Канада, Франция, Германия, Япония, Великобритания и США — продлили мораторий на выплату долгов Киевом до 2027 года (примерно 20 млрд долларов).
До недавнего времени в качестве абсолютно неплатежеспособного должника обычно называли Аргентину с ее гигантски дефицитным бюджетом. Но Аргентина «отдыхает» на фоне Украины. Киев утвердил бюджет на 2024 год со следующими параметрами (млрд долл.): доходы – 48,4; расходы – 92,2; дефицит – 43,2. Примечательно, что примерно половина всех расходов бюджета – деньги на войну. От 20 до 25% – на обслуживание государственного долга (между прочим, это один из самых высоких показателей в мире).
Итак, власти Украины заложили увеличение в текущем году государственного долга на 43,2 млрд долл. Часть долга будет формироваться за счет внутренних, часть – за счет внешних заимствований. Киев понимает, что в этом году будет сложнее находить внешних кредиторов, поэтому делается ставка на внутренних. Но где же найти платежеспособных внутренних кредиторов? Вероятно, расчет делается на то, что будет включен «печатный станок» Центробанка Украины. МВФ обычно запрещает такой способ покрытия бюджетного дефицита. И в прошлом году МВФ и Нацбанк Украины с гордостью заявляли, что инфляция в экономике «Незалежной» очень умеренная.
Бюджетную «дыру» удавалось затыкать внешним финансированием. В украинских СМИ фигурируют такие цифры ожидаемых на этот год внешних заимствований (млрд долл.): 18 – от ЕС; 8,5 – от США; 5,4 – от МВФ: оставшаяся сумма (необходимая для закрытия бюджетной «дыры») – от прочих. Но это все мечты Киева. В этом году закрыть бюджетную дыру лишь с помощью внешних источников уже не получится. Накануне нового года глава МВФ Кристалина Георгиева заявила, что Украина сможет «продержаться» без финансовой помощи западных государств еще «пару месяцев», после чего будет вынуждена вернуться к печатанию денег. А это может обернуться гиперинфляцией. Похожей на ту, которая наблюдается достаточно долго в Аргентине.
Фонд уже многие годы пытался стабилизировать ситуацию в Аргентине, которая получила от МВФ рекордные объемы кредитов. Но ничего не получилось. К власти в этой латиноамериканской стране пришел откровенный ставленник «хозяев денег» Хавьер Милей, который начал «резать по живому», а гиперинфляцию решил победить путем отказа от национальной валюты, ее замены на доллар США. Может быть, и президент Зеленский (если усидит в своем кресле) в конце года тоже заявит, что Украине гривна не нужна, надо переходить на доллар?
На сегодняшний день долг Украины перед Фондом уже превысил 11 млрд долл. Но это только основная сумма полученных кредитов, без процентов. А только в этом году обслуживание кредитов МВФ (выплата процентов) потребует 2,9 млрд долл. В следующие годы процентные выплаты также измеряются миллиардами. На днях пришла новость: Фонд перечислил Киеву очередной транш в размере 880 млн долл. Но эта новость звучит издевкой, поскольку до конца марта Киев должен перевести Фонду 700 млн долл. в порядке обслуживания долга.
Фонд фактически Украине не помогает, он ее «доит». Деньги под названием «кредит Украине» с одного счета Фонда переводятся на другой его счет. В украинскую казну они не попадают или почти не попадают. Схема почти такая же, как с деньгами американского Минфина в виде помощи Украине. По признанию госсекретаря Энтони Блинкена, 90 процентов финансовой военной помощи Украине остаётся в США (деньги перечисляются со счетом американского казначейства на счета компаний ВПК). Итак, МВФ подсадил Украину на крючок: реальных денежных вливаний от Фонда уже нет, а общая величина долга Украины чисто математически растет. Справедливости ради следует признать, что такой же механизм превращения Украины в «дойную корову» используется и другими западными кредиторами «Незалежной». МВФ «доит» сам и как «долговой полицейский» помогает «доить» другим.