Вывод американских войск из Нигера расценивается в США как значительное дипломатическое и военное поражение Вашингтона. С особенно жесткой критикой выступил бывший офицер сил специальных операций ВМС США и основатель одной из крупнейших американских ЧВК Blackwater Эрик Принс.
В своей статье «To Big To Win» («Слишком большой, чтобы победить»), опубликованной на консервативном портале IM-1776, он не оставляет камня на камне от американской военной стратегии последних десятилетий.
«Для любого здравомыслящего и здравомыслящего человека до боли очевидно, что что-то серьезно не так с нынешним военным потенциалом Америки и нашей способностью проецировать силу в мире», – отмечает Принс.
Он с горечью указывает, что «за последние три года были спешно эвакуированы» военные контингенты США из различных горячих точек планеты, начиная с Афганистана и кончая тем же Нигером. «Американцы находятся в заложниках в секторе Газа, коммерческое судоходство [в Красном море] блокировано, а наши сухопутные и военно-морские силы ежедневно безнаказанно обстреливаются».
«Как Америка прошла путь от победы в холодной войне и превращения в единственную мировую сверхдержаву в 90-е годы до того состояния хаоса, в котором мы находимся сейчас?» – задаётся вопросом Принс.
Он не открывает Америки, называя главной причиной деградации военного потенциала и военной стратегии своей страны порочную военную политику, «которая отдает приоритет крошечной гильдии подрядчиков, кормящей разжиревшую структуру с большим количеством руководителей, а не победу в войнах… Сегодня в Америке “непомерные привилегии” доллара США и неограниченный печатный станок бумажной валюты, которые он дает, означают, что текущие расходы США на оборону по существу покрываются за счет долга: действительно, по крайней мере 30% текущего государственного долга состоит из военных перерасходов».
Принс не одинок в такой оценке военной стратегии США, которая сводится к перманентному генерированию все новых, но безрезультатных военных конфликтов. Нацеленность американского ВПК на бесконечный рост бюджетных расходов отмечает французский военный эксперт Рено Белле, который указывает, что ведущиеся исследования и разработки направлены не на рост военного потенциала, а скорее на то, чтобы «поддерживать существующую бизнес-модель оборонной промышленности».
Старший научный сотрудник Китайского народного университета (Renmin University of China) Дин Ган пишет: «Одна из причин того, что США постоянно развязывают войны, заключается в том, что их оборонная промышленность предназначена для зарабатывания денег на войне».
Со времён правления Рейгана во внешней политике США, по словам Принса, стал доминировать «менталитет непрерывной войны, финансируемой неограниченным количеством бумажных печатных станков, с целью обогащения военно-промышленного комплекса за счёт создания большего количества клиентов для покупки американского оружия вместо возможного партнерства с Россией. Обещания не расширять НАТО на восток, в бывшие страны Варшавского договора, были нарушены, и войска НАТО были размещены на границе с Россией».
Сокрушительной критике Принс подверг американскую военную операцию в Афганистане, которая, по его словам, стала «воплощением хаоса»:
«План неоконсерваторов для Афганистана заключался в том, чтобы навязать централизованную джефферсоновскую демократию по большей части неграмотной , полуфеодальной племенной нации, бросая бесконечные деньги в тонкое, как бумага, гражданское общество. Результатом, что неудивительно, стала коррупция, а не инфраструктура… Мало того, что никогда не было действительно наделенного полномочиями верховного главнокомандующего, но и власть была разделена между послом США, главой отделения ЦРУ, нынешним 4-звездочным генералом США, командующим ЦЕНТКОМ и его сотрудниками, проживающими в Катаре или Тампе, и различными представителями НАТО. Этот комитет из ада дал предсказуемые результаты».
«Справедливо сравнить долговечность афганских сил, построенных Советским Союзом, которые держались годами после ухода Советов, с афганскими силами, построенными Пентагоном, которые развалились всего через несколько недель после вывода американских войск. Сегодня, конечно, [запрещённый в России] «Талибан»* правит Афганистаном в железной сандалии. Триллионы долларов и тысячи жизней, потраченные американской молодежью, были полностью потрачены впустую – и никто так и не был привлечен к ответственности», – сетует глава Blackwater.
Не менее ужасным военным провалом США Принс считает вторжение в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна, где «Пентагон был быстро втянут в городскую трясину борьбы с повстанцами, а американские сетевые СМИ круглосуточно транслировали военную порнографию (24/7 war porn)» о несуществующих победах американских военных.
«В 2011 году Хиллари Клинтон, главный неоконсерватор в администрации Обамы, с гордостью заявила о революции в Ливии, спонсируемой США: “Мы пришли. Мы видели. Он умер”. Полковник Каддафи, возможно, и не был идеальным, но Ливия при нем была политически стабильной. Сейчас? Вот уже 13 лет страну одолевают гражданская война и хаос. Страна в настоящее время является крупным экспортером оружия и одним из крупнейших каналов торговли наркотиками и людьми в Европу», – указывает Принс.
По поводу американского фиаско в Африке Принс буквально зубами скрежещет: «За последние 4 года в Африке произошло девять ошеломляющих государственных переворотов, главным образом в бывших колониальных французских регионах, где после разрушения Ливии вспыхнули многолетние восстания. Разграбление огромных арсеналов ливийского государства после свержения Каддафи наводнило регион оружием. Долгое время недостаточные операции по противодействию терроризму со стороны Франции и ее партнеров из правительства США подошли к концу; местные военные свергли руководство, спонсируемое Парижем. Результатом является нынешнее унижение США в Нигере и Чаде, где американские войска вынуждены освободить новые многомиллиардные объекты, построенные для поддержки операций дронов по всей Африке».
На самом деле Принс не является ни миротворцем, ни пацифистом. Он жёстко критикует Пентагон и Госдеп не за милитаризм и военные операции по всему миру, а за то, что, развязывая бесконечные войны, Америка ни в одной из них не смогла победить.
Принс, как он сам признается, исповедует военную мораль Сципиона Африканского: уничтожать любой очередной Карфаген до основания и даже землю, на которой он находится, перепахать.
Вот его рекомендации по решению кризиса в секторе Газа: «Почему бы не залить подземные туннели [ХАМАС] морской водой, используя техасскую технологию прецизионного бурения… Такая тактика устранила бы необходимость бомбить городские районы, где проживают мирные жители, и избежать ужасных страданий, которые влечет за собой такая тактика. Затопление туннелей уничтожило бы все подземные хранилища оружия, помешало бы маневру и вынудило бы ХАМАС переехать или потерять живые щиты из заложников».
Принс, безусловно, в курсе того, что в этих туннелях спасаются от бомбежек тысячи палестинцев, но в его военной парадигме их неминуемая гибель была бы всего лишь сопутствующими потерями в ходе успешной военной операции: «Целый пакет работ по бурению / откачке и технической поддержке именно этой тактики был предложен донорами [похоже, что самим Принсом] ЦАХАЛ. Однако ЦАХАЛ – под давлением диктата Пентагона – вместо этого выбрал бомбардировки. В результате возникла волна глобальной симпатии к делу Палестины, и ХАМАС остался во главе неубранной южной части сектора Газа: сценарий двойного кошмара далек от разрешения».
Есть у него «окончательное решение» и в отношении йеменских хуситов, которые «перекрыли судоходство в Красном море с помощью противокорабельных ракет дальнего действия, спрятанных в пересеченной местности Йемена, в результате чего возникла жестокая инфляция в цепочках поставок из-за нарушенных транзитных маршрутов и безудержного роста страхования».
Принс предлагает решить разгромить хуситов в ходе военной операции силами западных ЧВК, то есть прямого военного вторжения, которое привело бы к гибели тысяч мирных йеменцев.
Глава ЧВК Blackwater осуждает американскую «стратегию хирургического обезглавливания [боевиков], которая неоднократно терпела неудачу во всем мире в течение 20 с лишним лет». Он предлагает уничтожать недружественные Америке формирования повстанцев полностью, опять же силами частных военных компаний, дабы отвести вполне ожидаемую со стороны мирового общественного мнения критику устроенного в стране-мишени геноцида от правительства США.
Принс осуждает администрацию Байдена, которая, по его мнению, должна была предотвратить военный конфликт на Украине, заявив, что та никогда не будет принята в НАТО, но после того, как началась СВО, сразу же оказать киевскому режиму масштабную военную помощь.
В 2020 году Принс планировал создать частную армию на Украине, приобретя для нее часть военно-промышленного комплекса страны на $10 млрд., пишет журнал Time: «Одним из предложений было создать новую частную военную компанию, которая стала бы набирать военных из числа ветеранов продолжающейся войны на востоке Украины. Другая сделка должна была создать новую фабрику по производству боеприпасов в стране, а третья – консолидировать ведущие авиационные и аэрокосмические фирмы Украины в консорциум, который должен был конкурировать с фирмами вроде Boeing и Airbus».
Если бы инициатива Принса была бы поддержана Вашингтоном, то на границе Украины и России стояла бы мощная частная армия, вооруженная самым современным западным оружием.
Политический вес главы военных наемников, конечно, несравним с доминирующей в американском политикуме позицией главы Американского совета по международным отношениям Ричарда Хааса, который считает, что США «нужно иметь дело с той Россией, которая у нас есть, а не с той, которую мы бы предпочли видеть». По его мнению, Запад должен тщательно обдумать свои военные цели и способы их достижения: «Цель должна заключаться в том, чтобы Украина контролировала всю свою территорию, но это не обязательно оправдывает попытки освободить Крым или даже весь восточный регион Донбасса военной силой».
Хаас – один из наиболее авторитетных аналитиков США, позиция которого во многом сходна с точкой зрения покойного Генри Киссинджера, полагавшего, что продолжающийся конфликт между Россией и Украиной может изменить мир не в пользу стран Запада. «Стороны должны быть привлечены к мирным переговорам... Иначе мы столкнемся с ситуацией, когда Россия может полностью разорвать свои связи с Европой и искать постоянного союза в другом месте. Это отбросит нас на десятилетия назад. Мы должны стремиться к долгосрочному миру», – заявил в мае 2022 года ветеран американской дипломатии в своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
В настоящее время успешное наступление русской армии на Украине быстро меняет геополитические расклады. Это крайне раздражает Принса, который возлагает большие надежды на возвращение в Белый дом Дональда Трампа. Ряд российских аналитиков не исключает, что в этом случае Принс может возглавить Министерство обороны США.
Как бы то ни было, в сухом остатке – крайнее недовольство «глубинного государства» Америки плачевными результатами военной стратегии США в течение ряда последних десятилетий, Принс пишет и говорит не только и не столько от своего имени. Он транслирует позицию тех кругов американского истеблишмента, которые отдают себе отчет в неэффективности погрязшего в бюрократизме и коррупции Пентагона, ведущего бесконечные, но безрезультатные войны, которые лишь множат число противников Америки во всем мире.
Даже если слухи о возможном назначении Принса главой Пентагона окажутся досужей сплетней, то кто бы ни въехал в будущем году в Белый дом, Байден или Трамп, уроки из череды своих военных провалов американцы обязательно извлекут.
Для России это означает необходимость держать порох сухим, понимая, что любые договоренности с коллективным Западом не стоят даже той бумаги, на которой они написаны.
Заглавное фото: Salon.com