Британские конверваторы потерпели сокрушительное поражение на муниципальных выборах

Memento mori – послание избирателей для тори

Итоги муниципальных выборов в Британии обернулись крахом для консерваторов

Для Консервативной партии прошедшие 2 мая муниципальные выборы стали самыми провальными за последние 40 лет. Избиратели определялись с симпатиями к партийным кандидатам, претендовавшим занять кресла в 107 местных советах и Лондонской ассамблее, а также стать новыми мэрами 11 городов, включая столицу, и 37 комиссарами, в чьем ведении находится надзор над правоохранительными органами.

Окончательный подсчет голосов, по прогнозам, лишит кандидатов от правящей партии во главе с Риши Сунаком до 500 выборных должностей. Лейбористы обошли консерваторов в северных округах, где тори считали свои позиции незыблемыми со времен восхождения во власть Бориса Джонсона, а также завоевали часть местных советов в южных регионах, считавшихся традиционно вотчиной тори (traditional southern Conservative heartlands). 

Лидер лейбористов Кир Стармер заявил Би-би-си, что его партия «уверенно» идет на всеобщие выборы и что «страна хочет перемен». По мнению весьма вероятного следующего премьер-министра, «сейчас наблюдается явный раскол. У нас было 14 лет неудач и упадка. Мы только что получили хаос и раскол от тори».

Консерваторы, естественно, пребывают в глубоком унынии. Один из парламентариев от тори на условиях анонимности признался газете «Таймс»: «Я обеспокоен тем, что нам нечего противопоставить Партии реформ (см. «Найджел Фарадж в роли Немезиды для британских тори». У нас есть лидер… которого люди считают оторванным от реалий мультимиллионером, не разделяющим их забот».

Другой крамольник высказался совсем уж в апокалиптическом духе: «Реальность такова, что мы стоим на пороге вымирания. Коллегам решать, хотят ли они пойти ко дну вместе с кораблем».

Первые крысы уже побежали с тонущего корабля тори. Накануне выборов ударом наотмашь стало дезертирство Дэна Поултера, экс-министра здравоохранения в правительстве консерваторов. Переметнувшись к лейбористам, он обвинил тори в том, что они больше не уделяют приоритетного внимания предельно перегруженной обязательствами, но не получающей поддержки Национальной службе здравоохранения (NHS) – некогда главной витрины британского социализма. Сегодня очередь на предписанную операцию подчас растягивается на год, а ждать приема у врача узкой специализации в среднем нужно 18 недель.

Поверх этого резонансного обвинения, для которого у д-ра Поултера, дипломированного врача, дававшего клятву Гиппократа, есть все основания, перебежчик подсыпал перца на раны бывших соратников, заявив, что тори превратились «в националистическую партию правого толка» (nationalist party of the right).

Диссиденты внутри партии тори еще накануне выборов выработали детальный план с чрезвычайными мерами, названный ими пафосно: «100 дней на спасение Британии». Раскольники в стане тори, видимо, в полном соответствии с политехнологическими канонами, выдвинули план всего из пяти пунктов, чтобы был легко усвояемым продуктом для избирателей. Скорее всего, этот винегрет не всем придется по вкусу.

Первая предложенная мера: повысить вознаграждение (зарплату) младшему медперсоналу на 10-12%. Вторая: сократить число легальных мигрантов и иностранных студентов, остающихся в Великобритании. Третья: нарастить расходы на оборону до 3% от ВВП к 2027 году. Четвертая: принять меры по содержанию в тюрьмах особо опасных преступников и построить камеры быстрого содержания – для увеличения вместимости тюрем. Пятая: сократите пособия, выдаваемые по диагнозу «депрессия и тревожность» (?). 

Вся эту «чрезвычайщину», по замыслу «спасителей отечества», нужно реализовать в течение всего нескольких месяцев. Вызывает невольную ассоциацию с не менее амбициозным и интеллектуально беспомощным планом в начале 1990-х по внедрению рынка и приватизации России от Григория Явлинского под названием «Программа 500 дней».

Предполагается заодно и то, что либеральная «Гардиан», назвала подготовкой «путча». В кулуарах Вестминстерского дворца, где заседает парламент, шушукаются, что не исключена инициатива провести голосование о вотуме доверия премьер-министру Риши Сунаку. Такая процедура становится неизбежной, если 53 депутата-тори направят письменное уведомление, что намерены заменить первое лицо в партии. 

В качестве возможного преемника, вернее преемницы, фигурирует Пенни Мордаунт, которая прославилась тем, что держала церемониальный меч на коронации короля Карла III. Насколько мисс Мордаунт готова к такой ударной возгонке, неведомо. Между тем опрос Ipsos показал, что рейтинг удовлетворенности британскими подданными тем, как рулит страной Риши Сунак, упал до критического уровня, сопоставимого с тем, каким довольствовался сменщик Маргарет Тэтчер на посту премьера Джон Мейджор в 1994 году. Только 16% опрошенных сочли, что миллионер в роли главы правительства вполне справляется со своими обязанностями, в то время как 75% выразили крайнее неудовольствие своим правителем. 

Накануне выборов один влиятельный тори, который в беседе с корреспондентом «Гардиан» назвал себя «неисправимым оптимистом», выразил надежду, что победы кандидатов его партии в некоторых ключевых избирательных округах способны «стабилизировать положение корабля». Но следом добавил: «Нельзя исключать полного панического срыва» (You can’t rule out a complete panicked meltdown).

Другой видный тори сравнил нынешнее соперничество партий с битвой на Сомме – «только без генералов». Стоит напомнить: то была самая кровопролитная битва Первой мировой войны, когда британцы и французы потеряли в общей сложности 623 907 человек. Похоже, что основные потери в ходе электоральной «битвы на Сомме» понесли тори.

На первом месте среди причин разочарования гражданами – низкая эффективность управленческих решений, принимаемых правительством Риши Сунака. Неровное дыхание национальной экономики оборачивается снижением уровня и качества жизни. Из-за Брекзита, то есть разрыва торгово-экономических и притом привилегированных связей с Евросоюзом, только в прошлом году Британия недосчиталась примерно 140 млрд фунтов стерлингов (178 млрд долларов). 

Макроэкономические показатели никого не радуют. Падают и покупательский спрос, и импорт традиционно закупаемых товаров, и прямые инвестиции. Наблюдаются признаки стагфляции. Как следствие, реальные доходы скатились до уровня 2007 года.

Эхо проклятия тэтчеровских реформ под лозунгом «Пусть выживает сильнейший» докатывается до дней сегодняшних. В начале апреля случился коллапс системы очистных сооружений, находящихся в ведении приватизированной «железной леди» компании Thames Water, обслуживающей водную артерию, по берегам которой раскинулась столица бывшей империи. 

Вместо регулярной профилактики и модернизации водоочистной инфраструктуры ее хозяева за 30 лет выплатили в качестве дивидендов 56 млрд фунтов инвестфондам Канады, ОАЭ и Китая. А сейчас компания оказалась на грани банкротства и потому просто сливает нечистоты в реки. Скандал разразился после того, как участники гребных гонок на Темзе из Оксфорда и Кэмбриджа – этой традиции уже 160 лет – слегли с острыми кишечными инфекциями.

К слову об отсталой инфраструктуре. В феврале 2010 года сам наблюдал, как в Лондоне начали менять водопроводные трубы, проложенные… при королеве Виктории (годы правления 1837 - 1901). И ещё: только 38% английских поездов двигаются на электрической тяге и только в восьми из 52 крупных городов Британии есть метро или трамвай. 

Не добавляют популярности тори и опрометчивые инициативы, такие как намерение министра финансов (канцлера казначейства) Джереми Ханта отменить взносы на государственное страхование для работников. Пенсионеры, пишет «Гардиан», забеспокоились, какие последствия это будет иметь «для государственной пенсии, Национальной службы здравоохранения и для их детей и внуков» (what that means for the state pension, the NHS and for their children and grandchildren). 

Для тори это равносильно выстрелу себе же в ногу, потому что опросы показывают: средний возраст, в котором люди с большей вероятностью проголосуют за консерваторов, чем за лейбористов, вырос с 39 лет до 70 лет. Иными словами, тори в мазохистском порыве разрушают собственный «ядерный» электорат.

Второй общенациональной бедой, вопреки политкорректности, в открытую называют засилье иммигрантов с иноконфессиональным и иным культурным кодом. С этим намеревались справиться те британцы, которые проголосовали в 2016 году на референдуме за отделение от ЕС с целью самим, без оглядки на Брюссель, купировать нашествие. 

Не удалось: на эти обжитые острова прибывает по миллиону переселенцев из проблемных бедных стран ежегодно. Примерно треть всех новорождённых появляются у иммигранток. Показатели же рождаемости среди коренных островитян просели до уровня XIX столетия. Число иноязычных и иноконфессиональных иммигрантов превысило девять миллионов, что равно совокупному населению Шотландии и Уэльса.

Звонкий резонанс вызвало заявление предположительно следующего президента США Дональда Трампа. В обращении к сторонникам на первомайском митинге он заявил: «Мы видели, что произошло, когда Европа открыла свои двери для джихада. Посмотрите на Париж, посмотрите на Лондон, их больше не узнать… Их больше не узнать, и мы не можем допустить, чтобы это случилось с нашей страной».

Симптоматичны отклики на читательском форуме на страницах газеты «Дейли мейл». Читатель под ником Whatsitallabiut: «Сейчас пути назад нет, и вскоре мы можем увидеть лодки с британцами, направляющимися во Францию, которые бегут от опасностей в Великобритании». С ним солидарен некто под ником W M5494847: «Трамп совершенно прав. Лондон и многие другие города по всей Великобритании были потеряны без единого выстрела! Мои отец и дедушка никогда бы не подумали, что этому позволят случиться…»

Никто бы и не подумал, как выяснил учитель истории в одной из школ на юге Англии, что недавно прибывшие и в основном темнокожие учащиеся не испытывают никакого пиетета к своей новообретенной родине. Когда он предложил 13-летним тинейджерам признаться, кто из них ненавидит Британию, вверх взмыли руки всех 30 учеников, поскольку все они родились в семьях иммигрантов-мусульман.

Как оказалось, арабы, чьи предки родились в Ираке, до сих пор ностальгируют по «багдадскому быку», по убитому американцами, а значит и британцами Саддаму Хусейну. А дети афганских переселенцев симпатизируют бородатым воинам из запрещённого в России движения «Талибан»*.

Вместе с тем для ревнителей традиционных ценностей из числа коренных жителей есть и позитивные явления. В Бирмингеме родители-мигранты в школах, где преобладают выходцы из мусульманских семей, требуют отменять уроки ЛГБТ и пропаганду иных гендерных извращений.

Однако проявилась и новая напасть: перенесение на британскую почву стародавних обид и ненависти с исторической родины. В Новый год в южных районах Лондона началась потасовка применением бейсбольных бит между заклятыми соседями на Африканском роге – эфиопами и эритрейцами. Полиция предпочла никого не задерживать.

Третьей общенациональной напастью стала интоксикация общества неолиберальной программой замещения гуманистических принципов искусственно созданной и агрессивно навязываемой гендерной идентификацией. Так, первый министр Шотландии пакистанец Хумза Юсаф, отправленный только что в отставку, протащил через Холируд (парламент) решение, что дети с 16 лет могут «менять пол» без одобрения родителей, а заодно и законопроект, по которому за ошибочное обращение к человеку неочевидного пола можно получить тюремный срок – до 7 лет.

В апреле вышел в свет отчет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о результатах обследования 44 стран мира на предмет алкоголизации несовершеннолетних. Выяснилось, что именно в Британии обитают… самые пьющие дети. Практически каждый 11-летний ребенок хотя бы раз употреблял алкогольные напитки, притом это наиболее распространено среди детей из обеспеченных семей.

* * *

Совокупность названных признаков деградации общественной морали заставляет вспомнить начальное предложение в трактате князя Михаила Щербатова «О повреждении нравов в России». Но только заменив топоним: «…не могу я не удивиться, в коль краткое время повредилиса повсюдно нравы» в Британии. 

На таком депрессивном фоне даже инфернальные сюжеты Иеронима Босха могут показаться веселыми картинками. Этим и обусловлен эпический провал на местных выборах так называемых консерваторов, вырождающихся в ускоренном темпе в персонажей того же Босха. 

А поскольку ни для кого не секрет, что результаты муниципальных выборов проецируются на всеобщие парламентские, которые состоятся не позднее 28 января 2025 года, а скорее всего, в ноябре уже этого года, то для Консервативной партии наступает момент истины с шекспировской дилеммой: «Быть или не быть?»

 

Статьи по теме