Глобальный Запад сделал ставку на Константинопольский патриархат как на своего агента в православных странах вообще и на постсоветском пространстве в частности. Ожидания Госдепа США от действий Фанара сосредоточены и на внешнем (Румыния, Сербия, Болгария и т. д.), и на внутреннем контуре (Украина, Прибалтика, Молдавия, Белоруссия и т. д.) контурах. Фанариоты действуют решительно, рука об руку с Ватиканом, не оглядываясь на каноны и принятые «правила игры», т. к. имеют на это полный карт-бланш от своих кураторов и патронов.
Руководство России также ищет поддержки от православной церкви, но прежде всего во внутренних делах: консолидация общества вокруг действующей власти, противостояние западному влиянию и т. п. И эту поддержку, безусловно, находит. Однако отвлечение сил на внутренний формат не всегда положительно сказывается на внешнем. Этим спешат воспользоваться внешние игроки, представленные турецко-греческим Фанаром и католическим Ватиканом.
В медиа появляется все больше новостей о попытках вытеснить Русскую православную церковь с Украины, из Эстонии, Латвии, Литвы, Молдавии и даже Белоруссии, а также заменить православие либо явным суррогатом (типа ПЦУ), либо православием-lite (типа Константинопольский экзархат в Литве). Опорной точкой для наступления на каноническое православие не только на постсоветском пространстве, но и на Балканах, и в Восточной Европе сделана Греция, ставшая первой православной страной, официально легализовавшей т. н. «однополые браки». В феврале парламент республики принял закон, который легализует наряду с ними также усыновление «однополыми парами» содомитов детей. Здоровая часть православной церкви Греции выступала против закона, называя его угрозой для традиционной семьи, однако ее призывы демонстративно проигнорировали.
На собственно постсоветском пространстве такой же точкой наступления на каноническое православие делают формально Литву, а фактически Эстонию (в отличие от эстонцев, большинство литовцев все-таки католики). Эксперты отмечают, что пертурбации, затронувшие Прибалтийский регион после начала специальной военной операции на Украине среди прочего оживили старые религиозные конфликты и создали новые. В подавляющем большинстве они затронули приходы и епархии Русской православной церкви. Давление на верующих уже имело место в Латвии и сейчас активизировалось в Эстонии. А в Литве дело дошло до регистрации в феврале этого года альтернативы РПЦ – экзархата Константинопольского патриархата.
Власти Эстонии, не взирая на ее размеры, уже красноречиво демонстрируют справедливость пословицы «Мал клоп, да вонюч». В начале апреля глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс официально предложил признать Русскую православную церковь (РПЦ) Московского патриархата террористической организацией, под предлогом того, что она подчиняется Президенту РФ В. Путину, «который, по сути, руководит террористической деятельностью в мире». «Учитывая имеющийся контекст, у меня как у министра внутренних дел нет другого выбора, кроме как предложить Рийгикогу (парламенту – Прим. Авт.) объявить Московский патриархат террористическим и поддерживающим в своей деятельности терроризм», – заявил Ляэнеметс в эфире Эстонского национального телерадиовещания (ERR).
При этом главный эстонский полицай заверил, что подобное решение не повлияет на прихожан и не приведет к закрытию храмов, однако «связи с Москвой будут разорваны» и их, соответственно, заменят связи с Константинополем и Фанаром. Подчинение эстонской православной церкви Москве представляет угрозу национальной безопасности, поскольку собор РПЦ недавно принял заявление, направленное против западных ценностей, попытался уверить Ляэнеметс. «Если провести параллель, исламские террористы тоже говорят, что ведут священную войну против западного мира и западных ценностей», – добавил глава МВД, по мнению которого Россия готовит православную общину «к гораздо большим вещам, и это касается и Эстонии».
Почти сразу же после этого власти Эстонии сообщили, что лишат РПЦ контроля над монастырями в Эстонии и могут закрыть храмы, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви. Официально об этом заявил все тот же министр внутренних дел республики Лаури Ляэнеметс, приехав 23 апреля в Пюхтицкий монастырь, чтобы убедить его руководство разорвать связи с Московским патриархатом. По словам Ляэнеметса, предлогом в этом случае является то, что, по сути, речь идет о подчинении православных монастырей «кремлевскому режиму», так как патриарх РПЦ Кирилл транслирует точку зрения Президента РФ Владимира Путина и поддерживает вторжение на Украину, утверждая, что все постсоветское пространство входит в сферу влияния России. «С точки зрения безопасности невозможно подчиняться религиозному лидеру, который заявил, что эстонское государство не должно существовать», – подчеркнул эстонский обер-полицай.
Все эти заявления сделаны не взирая на то, что официальный представитель Эстонской православной церкви Московского патриархата заявил, что она не подчиняется напрямую РПЦ и не может нести ответственность за высказывания церковных лидеров в поддержку войны на Украине. Тем не менее поползновения властей и силовиков Эстонии в пользу Фанара (под контроль которого собираются отдать то, что не будет просто ликвидировано), а также Ватикана (тоже рассчитывающего кое-чем поживиться за счет уничтожения Русского православия), продолжаются. Не взирая ни на какие противоречия и логические нестыковки. Причем настолько, что уже даже официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что предложения эстонского министра являются не только «признаком душевного нездоровья»: «Но и с логикой беда. С кем же тогда, по его мнению, будет общаться папа Римский – с террористами?»
Активный интерес Фанар проявляет не только к самой Прибалтике, но и к интеграции осколков белорусского раскола, причем как на прилегающих к Белоруссии прибалтийских территориях, так и за океаном. В начале марта т. н. «приход во имя Жировичской иконы Божией Матери» так называемой «Белорусской автокефальной православной церкви» (создана нацистскими недобитками и их американскими кураторами в 1948 г. в эмиграции, дислоцирована в Стронгсвилле, штат Огайо, США) присоединился к Украинской православной церкви США Константинопольского патриархата.
Сия неканоническая структура появилась в США совсем недавно, в 2022 году. Возглавляет её самозваный «митрополит Виленский и Нью-Йоркский» Серафим Чикита, уроженец Белоруссии. В 1990-2000-х жил на Украине, где кочевал по разным раскольническим «церквям» – УАПЦ, УАПЦ(о). В 2011 г. глава «Белорусской автокефальной православной церкви» т. н. «архиепископ» Святослав Логин «рукоположил» Чикиту в Нью-Йорке во «епископа». После чего Чикита на какое-то время выпадал из публичного поля и вновь всплыл в 2022 г. уже как глава БАПЦ-2. Председательствовал на этом действе, названном «торжественной литургической церемонией», «благословив собор и представив общине ее нового пастора, отца Романа Яцкива» предстоятель УПЦ-США архиепископ Даниил (Зелинский), который заодно подарил собору новый антиминс и миро.
По мнению комментаторов, это событие интересно не только тем, что указывает на прямой интерес Фанара к интеграции осколков белорусского раскола. Если за данным переходом последуют другие, включая лидеров раскольников, то можно будет говорить о создании под крылом Константинополя ещё одной (наряду с Литвой) точки сборки белорусской квази-церковной оппозиции с прицелом на распространение её деятельности на территорию самой Белоруссии. В нынешних политических реалиях физическое присутствие там подобных структур маловероятно, но медийная активность плюс переманивание к себе потенциальных сторонников автокефализации Белорусского православия с прицелом на будущее вполне возможно.
Примечательно, что ровно за год до этого, в марте 2023-го, Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл с визитом в Литву, где подписал с премьер-министром Ингридой Шимоните соглашение о создании в республике новой структуры Константинопольского патриархата – епархии. Оно предусматривает строительство и безвозмездную аренду у государства храмовых помещений, осуществление миссионерской, просветительской и благотворительной деятельности. Клирики Константинопольского патриархата получат такой же правовой статус, как и священнослужители других традиционных для Литвы христианских конфессий.
Во время подписания соглашения И. Шимоните заявила, помимо прочего, что епархия Константинопольского патриархата позволит белорусам, «которые переехали в Литву из-за репрессий на родине», «исповедовать православную веру без конфликта с совестью». По мнению экспертов, в данном случае речь идёт о формировании в новосоздаваемой епархии, так сказать, белорусского отделения, призванного стать проводником фанарского влияния на Белорусскую часть Русской православной церкви. В долгосрочной перспективе такое влияние будет иметь глубокие канонические, духовные и политические последствия, способные привести к расколу православной церкви на территории Белоруссии.
Если оценивать визит патриарха Варфоломея в Литву в исторической перспективе, то он означает возвращение в эту страну Константинопольского патриархата впервые после 1686 года, а значит и претензию распространить свою власть на все бывшие земли Великого княжества Литовского, включая территории Белоруссии, Украины, республик Прибалтики Приднестровья и нынешней Молдавии и даже некоторых западных областей РФ. Соответственно, необходимость объединения усилий поместных православных церквей для противодействия Фанару и Западу по подрыву церковного единства становится все более актуальной и насущной.