Нередко холодную войну, которая длилась со времени окончания Второй мировой войны до развала СССР, называли гонкой вооружений. Главными участниками гонки вооружений были США и Советский Союз. На стороне США был военно-политический блок НАТО, на стороне СССР – страны Варшавского блока. Целью гонки вооружений каждой из сторон было стремление добиться радикального военного превосходства, особенно в части, касающейся ядерного оружия. Плюс к этому через навязывание Советскому Союзу гонки вооружений США преследовали цель экономического изматывания советского государства.
Прямо или косвенно в гонку вооружений было вовлечено большинство государств мира. Мировая холодная война дополнялась «горячими войнами» в разных точках планеты, в которых нередко прямо или косвенно участвовали США и СССР. Достаточно вспомнить войну в Корее в 1950-53 гг. Также вьетнамскую войну 1965-1973 гг. Или войну в Афганистане (1979-1989 гг.).
Интересны оценки степени милитаризации мировой экономики в годы холодной войны и гонки вооружений. Так, в 1960 году военные расходы всех стран мира по отношению к мировому ВВП составили 6,3%. У США на тот момент военные расходы оцениваются в 9,0% ВВП. По Советскому Союзу подобных оценок нет (по причине большой информационной закрытости СССР, особенно по части военных расходов).
Относительный уровень военных расходов в целом по миру и по большинству отдельных стран значительно снизился после окончания холодной войны. Так, в 1992 году военные расходы в мире по отношению к мировому ВВП составили 2,94%. Относительные показатели по США и Российской Федерации были оценены соответственно в 4,97 и 4,42%.
1990-е годы были временем так называемой «разрядки международной напряженности», кое-кому казалось, что скоро наступит «мир во всем мире». Относительный уровень военных расходов в целом по миру в 2000 году составил уже 2,19% ВВП, а США и РФ показатели равнялись соответственно 3,11% и 3,30% ВВП.
В первые два десятилетия нынешнего столетия относительный уровень военных расходов в мире был примерно таким же, как и на рубеже столетий. Военные расходы США и России военные расходы в относительном выражении в этот период времени несколько подросли. В 2019 году они составили у США 3,42% ВВП, а у России – 3,83% ВВП.
Мониторингом военных расходов в мире занимаются такие организации, как Стокгольмский институт исследования проблем мира – СИПРИ (Stockholm International Peace Research Institute – SIPRI) и Международный институт стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies – IISS), базирующийся в Лондоне. Их оценки могут несколько различаться. Но, как правило, не принципиально. Оба института зафиксировали такое событие, как выход впервые в 2004 году мировых военных расходов на уровень, превысивший 1 триллион долларов.
А вот данные СИПРИ по мировым военным расходам за последние годы (млрд долл.): 2020 г. – 1.981; 2021 г. – 2.113; 2022 г. – 2.240; 2023 г. – 2.443. Хотя данные цифры приведены в текущих ценах, но все равно динамика впечатляющая. Мировые военные расходы пробили в начале текущего десятилетия планку в два триллиона долларов. И если они будут расти такими же темпами, то уже в 2027-2028 гг. будет пробита планка в три триллиона долларов.
Только за последний, 2023 год прирост военных расходов в мире в абсолютном выражении составил 203 млрд долл., а в относительном превысил 9%. Эксперты СИПРИ утверждают, что реальный прирост военных расходов (т. е. очищенной от инфляции) по итогам прошлого года составил 6,8%. А это самый значительный прирост с 2009 года. Примечательно, что если в 2021 и 2022 гг. относительный уровень военных расходов составлял 2,2% мирового ВВП, то в 2023 году эксперты СИПРИ оценили его в 2,3%.
Из общего прироста общемировых военных расходов за прошлый год, равный 203 млрд долл., основная его часть было обеспечена за счет приростов следующих стран (млрд долл.):
США | – 39,0 |
РФ | – 22,6 |
Украина | – 20,8 |
Германия | – 11,0 |
Франция | – 7,7 |
Великобритания | – 6,4 |
Япония | – 4,2 |
Итак, прирост военных расходов, отмеченных выше стран, которые прямо или скрыто ведут войну против России, составил в прошлом году 90,9 млрд долл. И если сравнить этот суммарный прирост с приростом военных расходов России, то последний оказывается более чем в четыре раза меньше. В этой военной гонке Запад (включая его сателлита в лице Украины) Россию обыгрывает с разгромным счетом.
Еще более проигрышной выглядит позиция России, если сравнивать абсолютные показатели военных расходов (цифры за 2023 год). По данным СИПРИ, военные расходы России составили 109,0 млрд долл. У Украины они оценены в 64,8 млрд долл. Если судить по этим цифрам, то перевес в нынешней войне на Украине вроде бы на нашей стороне. Но мы понимаем, что Украина – лишь ширма, за которой стоит весь Запад. В 2023 году режим Зеленского получил военной помощи на сумму 35 млрд долл. (в том числе на 25,4 млрд долл. от США). С учетом этой помощи получается примерный военный паритет России и Украины. Но потенциал военной помощи Украине со стороны Запада поистине громадный. Он определяется военными расходами следующих ведущих стран Запада (млрд долл.):
США | – 916 |
Великобритания | – 74,9 |
Германия | – 66,8 |
Франция | – 61,3 |
Япония | – 50,2 |
Доля США в мировых военных расходах в 2023 году составила 37,0%. Если к США приплюсовать доли Украины, Великобритании, Германии, Франции и Японии, то получается более половины мировых военных расходов (точно: 50,1%). А Россия в мировых военных расходах в прошлом году имела скромную долю в 4,5%.
Впрочем, России противостоят и многие другие страны. В первую очередь это члены НАТО, всего 31 страна. На них пришлось в 2023 году 1.341 миллиард долларов военных расходов, что соответствует 55 процентам мирового итога. Конечно, основная часть военных расходов НАТО приходится на США (68%). В 2023 году большинство европейских членов НАТО увеличили свои военные расходы. Их совокупная доля в общей численности НАТО составила 28 процентов, что является самым высоким показателем за десятилетие. Остальные 4 процента – военные расходы Канады и Турции.
Хотя СИПРИ является весьма авторитетным институтом, который уже на протяжении нескольких десятилетий издает свой ежегодник по военным расходам в мире, по поводу точности и объективности его данных есть большие вопросы. И раньше многие пользователи информации СИПРИ выражали определенные сомнения по поводу международного сопоставления военных расходов отдельных стран. Ведь эти расходы выражаются в долларах США, причем для оценки используются рыночные курсы национальных валют по отношению к доллару. А рыночные курсы валют могут серьезно искажать картину.
Эти сомнения резко усилились в этом году после того, как в апреле этого года на свет появился аналитический отчет авторитетного мозгового центра США Американского института предпринимательства (American Enterprise Institute – AEI). Документ называется: «Идти в ногу с растущей угрозой: раскрытие истинного размера военных расходов Пекина» (Keeping Up with the Pacing Threat: Unveiling the True Size of Beijing’s Military Spending). Он посвящен вопросу сопоставления военных бюджетов США и Китая. Эксперты AEI пришли к выводу, что имела место недооценка реального масштаба военного бюджета Китая. В 2022 году его величина, как сообщалось в китайских СМИ, составила всего 229 млрд долл. Расчет сделан на основе официального валютного курса юаня (устанавливаемого Народным банком Китая). Т. е. была меньше американского военного бюджета (884 млрд долл.) в 3,8 раза. СИПРИ несколько скорректировал величину китайского военного бюджета в сторону увеличения. Получилось уже 292 млрд долл. Лондонский институт IISS скорректировал еще больше в сторону увеличения – до 360 млрд долл.
А вот эксперты AEI подсчитали, что реальная величина военного бюджета КНР примерно в три раза больше того, что анонсируют сами китайцы, и, следовательно, приближается к уровню США.
В силу более низких цен на многие ресурсы и товары, а также более низкой заработной платы в Китае, чем в США, покупательная способность юаня значительно выше, чем это определяется рыночным валютным курсом китайской денежной единицы. Эксперты AEI выделили основные разделы военного бюджета КНР и их доли (%): обеспечение личного состава и сотрудников – 29,7; обучение и техническое обслуживание – 33,2; материальное обеспечение – 37,1. Далее прикинули соотношение цен в Китае и США по каждому из разделов. Т. е. определили паритет покупательной способности юаня к доллару (ППС). Так, выяснилось, что стоимость содержания некоторых категорий личного состава в Китае в 16 раз ниже, чем в США.
Пересчитав все компоненты военного бюджета Китая по ППС, получили следующие цифры (млрд долл.):
обеспечение личного состава и сотрудников – 293 (было 68);
обучение и техническое обслуживание – 121 (было 76);
материальное обеспечение – 135 (было 85).
Таким образом, первоначальная цифра военного бюджета КНР, составлявшая 229 млрд долл., увеличилась до 549 млрд долл. Т. е. в 2,4 раза.
Но эксперты AEI на этом не остановились. Они посчитали, что власти Китая не все расходы военного назначения отразили в своем оборонном бюджете. В частности, расходы на НИОКР, освоение космоса, пенсии военнослужащим и др. С учетом подобных расходов реальная величина военных расходов Китая увеличилась до 710,6 млрд долл.
Одновременно для полной сопоставимости военных бюджетов США и Китая эксперты AEI убрали некоторые расходы из американского бюджета, он после такого «редуцирования» оказался равным 742,2 млрд долл.
Итак, согласно заключению экспертов AEI, по военным расходам у Китая и США имеет место почти полный паритет. А при таком паритете Вашингтону трудно и даже невозможно диктовать свои условия Пекину.
Сравнительный анализ военных бюджетов США и Китая, проведенный Американским институтом предпринимательства, создал определенный резонанс во властных структурах Вашингтона. Там небезосновательно поставили вопрос о том, что Америке необходимо резко увеличивать свои расходы на оборону для достижения победы в противостоянии с Китаем (ведь в официальных документах Вашингтона Поднебесная уже величается «противником» и «врагом»).
Наиболее далеко смотрящие политики Вашингтона также заявили, что цифры военных расходов, содержащиеся в докладах SIPRI и IISS, явно недооценивают так называемую угрозу, исходящую от России. Что если пересчитать военный бюджет России по той же методике, по какой AEI пересчитал китайский военный бюджет, то может получиться цифра в несколько раз большая. Кстати, IISS уже поспешил подсчитать военные расходы России по итогам 2023 года с учетом ППС рубля в российском ОПК. У него получилась цифра 294,6 млрд долл. А это в 2,7 раза больше цифры, которую дает SIPRI. Раньше таких расхождений в цифрах двух авторитетных институтов не было. Те представители правящих кругов США, которые стали сомневаться в данных SIPRI, говорят: если сложить реальные военные бюджеты Китая и России, то окажется, что Америка им уже проигрывает. Думаю, что доклад AEI по китайскому военному бюджету появился неспроста. Он должен помочь обосновать резкое увеличение ассигнований США на военные цели. Все говорит о том, что в мире начинается новый раунд гонки вооружений.