Похоже, что Израиль перестает быть суверенным государством. В Тель-Авиве все чаще слышится голос Дональда Трампа, который диктует курс, по которому должно идти еврейское государство. На днях президент США и вовсе ошеломил израильтян – написал письмо президенту их страны Исааку Герцогу, в котором просил помиловать премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Это не что иное, как посягательство на независимость судебной системы.
Трамп – один из самых верных сторонников Тель-Авива из всех, кто занимал Белый дом. Благодаря его усилиям Иерусалим был провозглашен столицей еврейского государства, был признан суверенитет Израиля над Голанскими высотами. Он сыграл ключевую роль в освобождении заложников, которых ХАМАС удерживал в Газе, и способствовал перемирию в секторе после двух лет ожесточенной войны. Кроме того, Трамп является посредником в заключении соглашений Авраама, которые помогают Израилю выйти из международной изоляции.
Трамп в Израиле гораздо популярнее, чем у себя на родине. И его уважают куда больше, чем Нетаньяху, который вызывает неутихающую критику. К тому же премьер находится под следствием по трем делам о коррупции, и лишь пребывание на посту премьер-министра избавляет его от заключения под стражу.
Ранее президент США несколько раз повторил, что Нетаньяху – верный сын Израиля, он победил ХАМАС, успешно завершил 12-дневную войну против Ирана и потому достоин прощения. Хотя, как всегда, Трамп преувеличивал – успех не была достигнут ни в первом, ни во втором случаях.
Но для Трампа это неважно. Биби – его верный партнер, и с его помощью хозяин Белого дома вознесен до небес. Поэтому он настаивает, что премьера Израиля любой ценой надо спасти от тюрьмы.
Сначала Трамп приучал всех к этой мысли. Потом начал действовать: написал письмо президенту Израиля с просьбой, очень похожей на требование, прекратить уголовное преследование Нетаньяху.
Стоит напомнить, что тот уже много лет «не дружит» с законом. Премьер был фигурантом множества уголовных дел разного характера. Из многих Нетаньяху, впрочем, успешно выходил. Но самые тяжёлые по-прежнему «висят» на нем. Это обвинения в мошенничестве, злоупотреблении доверием и получении взяток. Однако Нетаньяху все отрицает и называет стремление его упрятать в застенок «океаном абсурда».
Между прочим, жена Нетаньяху Сара тоже не без греха. Ее обвиняли в том, что она пыталась запугивать свидетеля и вмешивалась в судебный процесс по делам против ее мужа. Да и раньше ее имя упоминали в негативном ключе. В частности, на нее подавали суд домработницы за невыплату заработной платы, оскорбления, жестокое обращение.
Впрочем, бог с ней, с Сарой. Речь о Биньямине, которого бережно опекает Дональд.
В своем послании Герцогу Трамп пишет: «…по мере того как Великое Государство Израиль и удивительный еврейский народ преодолевают невероятно трудные времена последних трех лет, я призываю вас полностью простить Биньямина Нетаньяху, который был грозным и решительным премьер-министром военного времени, а теперь ведет Израиль к миру, что включает в себя мою дальнейшую работу с ключевыми лидерами Ближнего Востока по привлечению многих других стран к меняющим мир "Соглашениям Авраама"».
В письме Трамп снизошел до панибратства: «Исаак, у нас сложились прекрасные отношения, за которые я очень благодарен и которыми я горжусь…» Тем самым он намекнул: «Как друга прошу, замолви словечко о Биби». Ведь он, по словам президента США, является «решительным лидером военного времени» и судебный процесс «излишне отвлекает его внимание» от решения неотложных проблем Израиля.
Трамп уверен, что «дело» против Нетаньяху «является политическим и необоснованным преследованием». Хотя он, возможно, знаком с обстоятельствами, фактами, показаниями свидетелей, ходом расследования. Но правда его не интересует. Трамп декларирует свое желание, которое должно стать весомее истины и убедительнее закона. И настаивает на его выполнении.
«Хотя эти слова могут найти отклик у тех, кто считает Нетаньяху незаменимым лидером Израиля, они тем не менее предполагают вмешательство в правовой процесс в Израиле», – пишет The Jerusalem Post. Газета не критикует Трампа, а лишь осторожно напоминает: «Ни президент США, ни какой-либо другой иностранный лидер не вправе призывать к прекращению этого судебного процесса. Система правосудия Израиля, как и американская, независима. Соблюдение процессуальных норм, несмотря на все их недостатки, абсолютно необходимо для демократического характера государства, независимо от того, согласны ли с ними люди…»
Тем менее рассматривать дело Нетаньяху юристы уже не смогут совершенно беспристрастно. На них будет довлеть письмо Трампа – благодетеля Израиля, поскольку он самолюбив и обидчив: неисполнение его желания может иметь негативные последствия. Скажем, обратится к нему Тель-Авив с какой-нибудь важной просьбой, а он ее проигнорирует.
Впрочем, говорить об этом рано. «В резиденции президента уже разъяснили, что в настоящее время помилование невозможно, – пишет The Jerusalem Post. – Согласно израильскому законодательству, такое решение может быть принято только до начала судебного разбирательства или после вынесения приговора, но ни то ни другое не относится к сегодняшнему дню».
В Израиле письмо Трампа вызвало неоднозначную реакцию. «Если Нетаньяху трудно одновременно управлять страной и вести судебный процесс, он должен уйти в отставку», – заявил лидер оппозиционной Демократической партии Яир Голан. И добавил, что «существует закон, и перед ним все равны».
Один из немногих, кто поддержал мнение президента США, был министр национальной безопасности Итамар Бен Гвир. Он считает, что помилование Нетаньяху – «правильное и неотложное дело» и призвал Герцога прислушаться к рекомендации Трампа.
Противоположную позицию заняли члены Независимой некоммерческой организации со штаб-квартирой в Израиле, которая борется с коррупцией и защищает демократию в Израиле, и раскритиковали «идею» президента США. Против нее высказались и представители движения за качественное правительство в Израиле (MQG). Они назвали письмо Трампа «неуместным вмешательством во внутренние судебные процедуры суверенного и независимого государства».
Если оправдание Нетаньяху все же произойдет, будет создан прецедент, при котором юридическое право потеряет свою незыблемость и независимость. И «нонсенс» – освобождение от ответственности из-за «особых» обстоятельств может стать привычным явлением.