Западные ценности «общества потребления» – против военной истерии

Западные ценности «общества потребления» – против военной истерии

Мода на уклонистов – отнюдь не украинская специфика

Государства пресловутого коллективного Запада долго и целенаправленно взращивали «общество потребления». Формировали для него ценностные императивы, модные тренды, «лидеров мнений». Сейчас западные элиты снова демонстрируют неспособность мобилизовать в своих интересах тех, кто, казалось бы, должен быть легко управляем.

Война против России на украинском поле открыла ящик Пандоры. Угроза ядерной войны, похоже, не столь сильно беспокоит западные правительства, как перспектива глобального переформатирования в многополярный мир. Многие мыслители и политики на Западе уже говорят о конце западной гегемонии и установлении нового, многополярного миропорядка. Среди них – премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявляющий подобное ежемесячно.

«Гегемония Запада закончилась, сегодня это никто не оспаривает, это можно хорошо подтвердить данными. Формируется новый мировой порядок, ситуацию необходимо постоянно оценивать и анализировать», констатировал венгерский лидер в марте. 

В апреле и мае он продолжил высказываться в этом духе. Ему вторили лидеры Словакии и других государств, в которых США и Старая Европа совсем недавно видели послушных вассалов. 

Одновременно на Западе пытаются преодолеть политическое отчуждение населения, которое формально всё ещё называется гражданами. При этом западные элиты не готовы покончить со своей безответственностью и комфортом управления «обществом потребления». 

В теории война против России должна была сплотить обывателя коллективного Запада, побудить его к различным провоенным активностям. На деле война никому не интересна, кроме элит и коррумпировавших их бизнесменов от ВПК. Этим и объясняется отсутствие массового потока желающих лично воевать на Украине или жертвовать на эти цели значительные суммы с личных доходов, или поддерживать такой курс своих правителей хотя бы голосованием. Поэтому, например, в США ещё с прошлого года принято считать следующим президентом Дональда Трампа. 

Старый-новый президент США известен своим обещанием покончить с украинским конфликтом за 24 часа и сконцентрироваться на внутренних проблемах. Лавина нелегалов через границу с Мексикой – одна из них, и далеко не единственная. 

Байден предпочитает забрасывать проблемы деньгами. Причём астрономический госдолг США умножается новыми одалживаниями на помощь преступному неонацистскому режиму Зеленского, немногим лучшему режиму Нетаньяху и тайваньским вассалам, всерьёз рассчитывающим на участие США в войне с КНР. 

Американские обыватели и многие интеллектуалы смотрят на байденовские провалы госуправления как на неизбежное зло. США ещё формально их страна, однако в ней они ничего не решают. Но хотят ли решать на самом деле – тоже спорный вопрос.

Современные ценности западного общества потребления долго и успешно насаждались. Они определяют приоритеты и повседневные практики обычного западного обывателя. Ему дискомфортно расставаться с ними ради какой-то «войны на Украине», «китайской угрозы» или т. п. 

Однако безответственные правящие элиты требуют от обывателя отказаться от этих самых ценностей. Например, от материального благополучия со статусными вещами и бесконтрольным потреблением гигантских (по меркам остального мира) объёмов широчайшего ассортимента товаров и услуг. Предлагается минимизировать комфорт с многочисленными сервисами, подвинуться в привычном индивидуализме, пересмотреть взгляды на разнообразие и толерантность почти ко всему (кроме антисемитизма и русофильства), согласиться на «позитивную дискриминацию» и перспективу отдыха не в торгово-развлекательных центрах или на курортах райских пляжей, а где-то поскромнее и даже опаснее. Но ради чего? 

Американский экономист Торстейн Веблен в своей знаменитой работе «Теория праздного класса: экономическое исследование институций» ещё в конце позапрошлого века пришёл к выводу: незачем. Наоборот, «демонстративное потребление» – это именно то, что надо широким массам «общества потребления», а элиты обязаны создавать для этого условия, расширять возможности. 

Герберт Маркузе в своей знаменитой книге «Одномерный человек» (1964) обращал внимание на ложные ценности «общества потребления», в жертву которым приносятся критическое мышление, гражданские права и добытые очень дорогой ценой свободы. Политическое отчуждение, конформизм – явления, сопутствующие лицемерному гедонизму. 

В этом же проблемном поле работали Жан Бодрийяр, Пьер Бурдье и многие другие, отнюдь не марксистские мыслители. Марксисты (например, Дэвид Харви) тоже внесли свою лепту в осмысление закономерных проблем, разных дорог к одному обрыву. Каждый из них оригинально, но вполне ясно указал на взаимосвязь «общества потребления» с трансформацией социальных структур, культуры, политических отношений и вообще всего в жизни обычного западного человека. 

Безответственность политического класса в западных обществах – прямое следствие торжества ценностей «общества потребления». Разумеется, лоббисты виноваты. Однако они лишь делают свой бизнес – как и все, причём давно и легально. Общеизвестно: лоббисты представляют интересы крупного бизнеса, национальных и транснациональных корпораций. 

Крупный бизнес контролирует медиахолдинги, через которые формирует общественное мнение, прививает вкусы – прежде всего к своим продуктам, в том числе новым. Через СМИ и социальные сети оказывается давление на политиков, конкурентов и просто мешающих сбыту товаров и услуг. Обывателя увлекают инспирированными скандалами, интригами, расследованиями, заставляя переключать внимание с действительно серьёзных вопросов и насущных проблем.

Похоже, западный обыватель не очень противится такому управлению собой. Он не вдаётся в реальные компетенции как бы избираемого лица, полномочия спецслужб, вопросы независимости суда и законотворчества, эрозии демократии с заменой её на бутафорскую скорлупу нового тоталитаризма. Обычно это трактуют как условия мифического «социального контракта», в котором ключевым пунктом является высокий уровень потребления. 

Стоит ли удивляться то, что и на Украине, где западные ценности стали мейнстримом задолго до Януковича, теперь мало желающих умирать за Зеленского и олицетворённый им режим. Мода на уклонистов – отнюдь не украинская специфика. Финляндия и Швеция, Германия и другие страны коллективного Запада тоже с большим трудом пытаются закрыть вакансии в армии и не только. 

У современной молодёжи Запада совершенно другие интересы, иное видение себя в современном мире и мира будущего как такового. В нём явно нет войны, тем более себя на войне, причём какой-то войне где-то на постсоветском пространстве. 

Россия поможет Западу окончательно закатиться. Может быть, этот закат не будет таким дискомфортным, как в случае Римской империи, граждане которой несколько утомились от обеспечения гедонизма своих деградировавших элит, утративших даже подобие прежнего величия. 

Третий Рим сейчас платит высокую цену в смертельной схватке за новый мир, справедливый и многообразный, в котором есть место России. Запад не готов к повышению ставок, не готов платить ценностями «общества потребления». Поэтому финал очевиден, вопрос лишь во времени. 

Статьи по теме