Практически сразу же по завершении Петербургского международного экономического форума стало известно, что Президент России Владимир Путин в течение ближайших недель последовательно посетит Северную Корею и Вьетнам.
По данным неназванного представителя МИД РФ, вначале российский лидер отправится в Пхеньян, а уже затем, где-то в конце июня, в Ханой. Оба визита в каком-то смысле являются частью азиатского турне главы РФ, начатого с недавнего посещения Китая. Но также, что особенно важно, международная активность Президента России становится продолжением вектора на укрепление глобальной безопасности, ещё раз отчётливо артикулированного в ходе панельной дискуссии на ПМЭФ-2024.
Как охарактеризовал этот процесс один из участников форума Инал Ардзинба, «Путин – это многополярность, многополярность – это Путин». По мнению дипломата, выступление российского лидера было пронизано идеей многополярности и глобального большинства, а такие структуры, как БРИКС и Союзное государство, двигают мир в сторону гармоничного мироустройства.
И это не просто слова. Скажу больше: в этом году речь Путина перед собравшимися и его последующие ответы на вопросы ведущего были в значительной степени посвящены проблеме нивелирования возможных мировых угроз, которые негативно отражаются на способности бизнеса к планомерному развитию.
Особое место в ходе беседы было отведено угрозе применения ядерного оружия. Глава российского государства предостерёг от досужих разговоров на эту тему, попросив лишний раз не упоминать всуе о возможности ядерных ударов.
«Мы не бряцаем ядерным оружием», – чётко заявил Путин, отметив также, что Россия никогда не начинала риторику ядерной эскалации.
При этом стоит понимать, что наша ядерная доктрина – живой инструмент, в который могут быть внесены изменения. И тем не менее применение Россией ядерного оружия возможно только в исключительных случаях, каковые пока не наступили, также как пока нет и необходимости в проведении ядерных испытаний, хотя возможность такая имеется.
Таким образом, главный посыл российского лидера можно сформулировать так: мы не заинтересованы в дальнейшей эскалации и сделаем всё от нас зависящее, чтобы её не произошло, но это не значит, что мы бессильны и беззубы. Наша цель в другом: формирующийся многополярный мир нуждается в стратегической стабильности и дать её на сегодня способны лишь лидеры мирового большинства, одним из которых является Россия.
Всё это резко противоречит тому, что мы слышим на Западе. Не далее как на прошедшем неделю назад азиатском саммите по безопасности «Диалог Шангри-Ла» в Сингапуре, отвечая на вопрос научного сотрудника Академии военных наук Народно-освободительной армии КНР Цао Яньчжун, шеф Пентагона Ллойд Остин, по сути, заявил, что опыт безграничного расширения НАТО в Европе, приведший в итоге к противостоянию на Украине, ничему Запад не научил. Более того, они не собираются отказываться от планов по созданию аналогов Североатлантического альянса в Азиатско-Тихоокеанском регионе:
«Я почтительно не согласен с вашей точкой зрения, что расширение НАТО вызвало украинский кризис. Украинский кризис был вызван тем, что господин Путин принял решение незаконно вторгнуться к своему соседу, который в тот момент имел более слабые вооруженные силы. Это произошло из-за решения, принятого господином Путиным. Что касается того, пытаемся ли мы создать НАТО в Индо-Тихоокеанском регионе, то страны-единомышленники со схожими ценностями и общим видением свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона работают вместе для достижения этого видения. Это добро. И мы продолжим делать подобные вещи в будущем».
Вряд ли подобные планы Вашингтона могут обрадовать государства АТР, не желающие становиться новым полем битвы Запада за свою гегемонию.
Но ещё более зловещим стало событие, произошедшее в самих США аккурат в день, когда Путин выступал на ПМЭФ со своей антиядерной речью. Одновременно с этим президент Джо Байден подписал новые указания по условиям применения своей страной ядерного оружия с упором на соперничество.
Как сообщил специальный помощник хозяина Белого дома Пранай Вадди, «президент недавно подписал обновленные указания по условиям применения ядерного оружия, которые учитывают реалии новой ядерной эры. В них подчеркивается необходимость учитывать рост и разнообразие ядерного арсенала КНР, а также необходимость сдерживания России, КНР и Северной Кореи одновременно».
То есть в то время, как Россия и её союзники по БРИКС выступают за глобальную безопасность, Вашингтон вовсю размахивает ядерной дубиной.
Стоит ли после этого удивляться, что всё больше стран мира высказывают желание присоседиться к БРИКС не только как к источнику новых возможностей для экономического развития, но и как к единственному на данный момент в мире гаранту международной безопасности?
«Строительство таких альянсов, как БРИКС, нужно продвигать в мире как можно скорее», – заявил президент Боливии Луис Альберто Арсе Катакора в ходе своего выступления на ПМЭФ-2024.
Эту мысль поддержал и его коллега президент Зимбабве Эммерсон Мнангагва, поблагодарив Россию за вовремя предоставленную гуманитарную помощь в виде минеральных удобрений объемом 23 000 тонн. Глава африканской страны, расположенной в южной части континента, также отметил, что столь нужная его соотечественникам помощь была поставлена очень вовремя на фоне климатических вызовов, с которыми столкнулось Зимбабве.
Это ещё один яркий пример разницы в походах к решению международных проблем между коллективным Западом, которого не волнуют горести беднейших стран, и Глобальным Югом, настаивающем на порочности прежнего колониального мироустройства.
А ведь ещё какое-то время тому назад развивающиеся страны, зачастую обменивая национальные богатства на западные «бусы», были вынуждены идти на подобную сделку с «белыми господами», поскольку те владели львиной долей мировых ресурсов (в том числе и финансовых) и монопольно обладали уникальными, критически важными технологиями.
Сегодня ситуация в корне изменилась – всё тоже самое и даже больше, причём по справедливой цене, все жалеющие могут получить у Китая, России, Индии и других стран БРИКС.
Запад же, понимая, что власть над миром ускользает из его рук, не придумал ничего лучшего, как перейти к тактике устрашения непокорных.
Как справедливо отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, Запад не гнушается силовыми методами, примеры которых всем известны: Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия, Украина.
«И это лишь верхушка айсберга. Последние международные события сбросили маски с тех, кто до сих пор на словах претендовал чуть ли не на исключительное право определять так называемые универсальные ценности под вывеской порядка, основанного на правилах», – подчеркнул российский министр.
Именно об этом – о необходимости объединения всех здоровых мировых сил с целью противостояния агрессии Запада, который просто не способен предложить миру позитивной повестки, – и шла речь на минувшем экономическом форуме в Петербурге. Форуме, ставшем чем-то намного большим, чем очередной международный съезд бизнесменов.