Россия – КНДР: санкционный атавизм явно затянулся

Россия – КНДР: санкционный атавизм явно затянулся

Готовится официальный визит Президента России в Пхеньян

Россия будет развивать отношения с КНДР вне зависимости от того, кто и как на это посмотрит, заявил 6 июня Президент России Владимир Путин на встрече с главами мировых информационных агентств: «Что касается наших отношений с Северной Кореей, КНДР, это соседи наши, мы будем развивать отношения, нравится это кому-то или нет». В своё время Россия поддержала некоторые шаги в отношении Северной Кореи, в том числе в вопросах трудовой миграции, напомнил глава государства, назвав «странными» санкции против трудовых мигрантов из КНДР: «Какие они угрозы представляют и для кого?» В Пхеньяне неоднократно демонстрировали «желание договариваться, в том числе и с США. Думаю, именно эта готовность к переговорам послужила поводом для встреч бывшего президента США господина Трампа с Ким Чен Ыном… Более того, договорились же с американцами северокорейцы о том, что они не будут проводить испытаний, не будут даже ликвидировать там какой-то полигон свой. Не только договорились в ответ на соответствующее решение США, в том числе в банковской сфере, но и сделали это. Они сделали это. Что получили в ответ? США в одностороннем порядке нарушили эти договорённости. Причем впрямую, без всяких стесненней, ну, естественно, корейцы взяли и вышли из этих договоренностей».

Одновременно Путин заявил об отсутствии русофобского настроя в руководстве Южной Кореи, которая не допускает прямых поставок оружия Украине. По мнению некоторых местных наблюдателей, это указывает на «веру Москвы в то, что дипломатическая напряженность с Сеулом потенциально может ослабнуть при соблюдении определенных границ».  То же время выражение благодарности Путиным, возможно, «несет в себе тонкое предупреждение Сеулу о недопустимости пересечения» некоторых линий.

Динамично меняющаяся ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда постепенно смещается экономическое «сердце» мира, требует нетривиальных шагов. Как рассказал ранее пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, «…у президента Путина есть действующее приглашение посетить Северную Корею с официальным визитом. Визит готовится. Мы своевременно сообщим даты такой поездки». Вне всякого сомнения, предстоящий официальный визит главы российского государства в КНДР обозначит качественно новый этап двустороннего сотрудничества, обусловленный активным развитием в последние годы экономических и особенно политических взаимоотношений России и Северной Кореи.

В то же время пусть и формально, но российская сторона покамест не вышла из ооновских санкций против КНДР, что до некоторой степени сдерживает развитие взаимной торговли и других форм экономического сотрудничества. Помимо прочего, ограничения затрагивают и использование российским бизнесом специальных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимами: Раджин – Сонбонг вблизи границы КНДР с СССР и трансграничную СЭЗ «Туманган» (КНР – КНДР – РФ). Кроме того, из-за санкций затруднено использование транзитных мощностей порта Раджин, входящего в СЭЗ Раджин – Сонбонг. Отметим, что эти зоны расположены по обе стороны от северного участка железнодорожного маршрута Транссиб – КНДР (участки Зарубино – Посьет – Хасан – Тумен – Сонбонг – Раджин – Чхончжин – Хыннам – Пхеньян).

В ноябре 2014 г. стартовала эксплуатация совместного транспортно-логистического проекта Хасан – Раджин. Российская сторона (2006–2015 гг.) вложила в общей сложности более 250 млн долл. в модернизацию железнодорожной инфраструктуры от российской границы (Посьет – Хасан) до близлежащего северокорейского порта Раджин, а также в строительство современного грузового терминала в этом порту. В 2015-2018 гг. здесь шли перевозки в том числе сибирских лесоматериалов и каменного угля в Китай. Стали развиваться контейнерные перевозки. При этом Пхеньян традиционно устанавливает льготные тарифы на внешнеторговые и транзитные перевозки с РФ и КНР.

Однако в 2016-17 гг. Совбез ООН дополнил санкции против Пхеньяна, что по причине участия в них российской стороны способствовало приостановке упомянутого сотрудничества. Вместе с тем, игнорируя санкции, китайские партнёры получили ещё в начале 2010-х гг. в аренду на 49 лет на льготных условиях ряд терминалов в портах Раджин и Чхончжин (более крупный южнее Раджина) и Синыйджу (Западное море – вблизи общей границы).

Между тем, хотя прямое железнодорожное сообщение между РФ и КНДР восстановилось в октябре 2022 г., использование упомянутых СЭЗ и тамошнего порта Раджин пока не возобновлено российской стороной. С 2023 г. РФ возобновила экспорт в КНДР пшеничной муки, кукурузы, растительного масла, кондитерских изделий, нефтепродуктов и медикаментов. В ходе визита в сентябре 2023 г. главы КНДР Ким Чен Ына на российский Дальний Восток обсуждались перспективы взаимовыгодного сотрудничества в сельском хозяйстве, транспорте, стройиндустрии и туризме.

В ноябре 2023 г. в Пхеньяне прошло 10-е заседание межправительственной комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Сопредседатель её российской части, министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов провозгласил цель «восстановить "допандемийный" объем двустороннего товарооборота», отметив, что с начала 2023 г. он вырос до 28 млн долл. Основной статьей российского экспорта стала сельскохозяйственная продукция: прежде всего мука, кукуруза и соевое масло. На первое полугодие 2024 г. стороны запланировали тестовую поставку российской мясной продукции. В свою очередь, Пхеньян планирует увеличивать экспорт в РФ редкоземельных металлов (по их запасам КНДР занимает одно из лидирующих мест в Восточной Азии), текстильной продукции, пластмасс, овощных и рыбных консервов, товаров корейской медицины. 

К настоящему времени почти 80% в обоюдном товарообороте приходится, притом уже многие годы, на российский экспорт. Сколь-нибудь сократить этот дисбаланс едва ли удастся – во всяком случае, в ближайшей перспективе. Наиболее предпочтительной для КНДР формой торговых связей, ввиду почти хронической нехватки инвалюты, остаётся бартер, на долю которого издавна приходится свыше 70% объёма внешнеэкономических связей Северной Кореи. В то же время с начала 2020-х, по имеющейся информации, она всё активнее практикует внешние взаиморасчеты в китайских юанях, что подтверждает традиционно весомую роль Китая в финансово-экономической системе социалистической Кореи. Частично используются Пхеньяном во внешнеэкономических расчётах также доллар Гонконга и патака Аомэня, конвертируемые в другие инвалюты.

Вопреки инсинуациям западной пропаганды, стратегическое значение партнёрства Москвы и Пхеньяна не в последнюю очередь обусловлено с точки зрения региональной стабильности в регионе. Так, власти КНДР последовательно отвергают абсурдные притязания Токио на Курильские острова. Нелишне напомнить, что президент-основатель КНДР Ким Ир Сен еще в 1956 г. критиковал советско-японскую декларацию о передаче Японии двух из четырёх южнокурильских островов. (1) В 2014 г. КНДР признала российский статус Крыма, а в июле 2022 г. стала пятой страной, признавшей независимость Донецкой и Луганской народных республик.

В то же время РФ пока не обозначила официальную позицию по давним японским притязаниям (с 1952 г.) на корейские острова Токто в Восточном (Японском) море, совместно отвергаемой по обе стороны, как по северную, так и по южную сторону, от 38-й параллели на Корейском полуострове. 

Впрочем, резонно предположить, что по итогам активно готовящегося визита могут быть подписаны прорывные соглашения, способные укрепить региональную стабильность и безопасность. Сам по себе визит российского лидера «является мощнейшим жестом поддержки стране, которую Запад пытается загнать в дипломатическую изоляцию», и как пишет далее ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов, «не исключено, что по его итогам будет заключен новый договор о дружбе и сотрудничестве, который в чем-то займет нишу документа, подписанного Москвой и Пхеньяном в 1961 году». Интригой остаётся наличие либо отсутствие в новой версии документа военно-политической составляющей. В ельцинские времена и без того во многом выхолощенный ранее договор «объявили вообще утратившим силу, но на фоне трансформации мировой архитектуры безопасности в документе, который давал бы Пхеньяну определенные гарантии со стороны Москвы, существует необходимость».

Предстоящие переговоры лидеров двух государств – Владимира Путина и Ким Чен Ына – наверняка будут означать пересмотр российской стороной санкционной политики в отношении дружественного дальневосточного государства, о необходимости которого наше издание неоднократно писало в 2022 и 2023 годах. Уровень торгово-экономических и военно-политических связей наших стран, равно как и конкретные формы взаимодействия, будут определяться в первую очередь интересами Москвы и Пхеньяна, но также не в последнюю очередь уровнем угроз и вызовов России со стороны коллективного Запада. Как пишет К. Асмолов, и Владимир Путин, и Ким Чен Ын «являются политиками, способными к неожиданным и нестандартным решениям. А потому существует вероятность, что итоги саммита могут стать важным элементом в формировании нового мирового порядка, выведя сотрудничество Москвы и Пхеньяна на новый уровень».

Примечание

(1) Аналогичная позиция по этой декларации наличествовала у главы «Китайской республики» на Тайване генералиссимуса Чан Кайши в связи с претензиями Токио и на китайские острова Дяюйдао (яп. Сенкаку) в Восточно-Китайском море. Эти притязания сохраняются, но их отвергают и Тайбэй, и Пекин.