Никол Пашинян объявил, что Армения выходит из ОДКБ и «другого пути» у страны просто нет. Ереван давно критиковал ОДКБ за неэффективность и пассивность в вопросе конфликта в Нагорном Карабахе. Более того, по словам Н. Пашиняна, две страны ОДКБ помогали Азербайджану в подготовке к войне. На протяжении примерно полутора лет в Ереване фактически саботировали свое участие в ОДКБ, отказавшись от финансирования организации и работы в ее мероприятиях. То, что Пашинян ведет дело к разрыву с ОДКБ, было ясно уже давно, и формальное решение будет вопросом времени.
Однако, похоже, напоследок Пашинян решил громко хлопнуть дверью и уйти со скандалом. В качестве основной мишени он избрал Белоруссию, заявив, что ни он, ни другие армянские чиновники не поедут туда, пока у власти в Минске находится А. Лукашенко. Также Пашинян завил, что Армения может изменить свое отношение к ОДКБ, только если из организации выйдет Белоруссия или А. Лукашенко принесет извинения. Также Ереван отозвал своего посла из Минска для консультаций. Таким образом, налицо настоящий дипломатический демарш, который может надолго омрачить белорусско-армянские отношения.
Столь резкое недовольство Н. Пашиняна именно Белоруссией неслучайно. В последнее время Минск весьма активен на азербайджанском направлении, причём именно в карабахском вопросе (при том что власти Армении признают принадлежность горного края Азербайджану).
Так, в мае А. Лукашенко совершил государственный визит в Азербайджан, где совместно с И. Алиевым посетил «возрождаемые территории», т. е. территории, бывшие под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской республики, включая Шушу. При этом белорусская сторона проявила живую заинтересованность в участии в восстановлении этих территорий.
На этой неделе Белоруссию посещала спикер Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Сахиба Гафарова, и на встрече с ней А. Лукашенко вновь подтвердил белорусскую заинтересованность в работе на территории Нагорного Карабаха.
Недовольство сотрудничеством Белоруссии и Азербайджана Армения проявляла и раньше. В 2020 г. в Ереване весьма негативно восприняли назначение на пост генерального секретаря ОДКБ представителя Белоруссии Станислава Зася, ранее занимавшего высокие должности в военном руководстве Белоруссии. По мнению армянской стороны, он мог быть связан с поставками белорусского оружия Азербайджану.
В частности, Белоруссия поставляла Азербайджану РСЗО «Полонез». Система, являющаяся белорусской разработкой, была впервые публично продемонстрирована 9 мая 2015 г. на военном параде в Минске. В 2018 г. «Полонезы» поступили на вооружение Сухопутных войск Азербайджана. По состоянию на 2024 год на вооружении у Азербайджана находится 6 единиц данных ракетных комплексов. Ранее власти непризнанного Арцаха заявляли о боевом применении «Полонезов» при обстрелах Степанакерта в октябре 2020 г.
Таким образом, напряжённость в белорусско-армянских отношениях возникла довольно давно. Несмотря на то что Белоруссия и Армения являются членами евразийских интеграционных объединений, ЕАЭС и ОДКБ, Минск отдавал предпочтение торгово-экономическим отношениям с Азербайджаном. Причина довольно банальна – именно там был платежеспособный спрос для белорусской промышленной продукции, не только военной, но и вполне мирной, гражданской.
Сам факт, что покупателем белорусских ракетных систем стал именно Азербайджан, а не формально союзная Армения, во многом объясняет причины того геополитического краха, который Ереван потерпел в Нагорном Карабахе.
Выиграв в начале 1990-х гг. войну в Нагорном Карабахе и заняв около четверти территории бывшей Азербайджанской ССР, Армения фактически почила на лаврах, решив, что такой итог окончательный и пересмотру не подлежит.
Азербайджан, напротив, системно и целенаправленно готовился к реваншу, активно модернизируя армию и выстраивая выгодную для себя международную конфигурацию в регионе.
Безусловно, важным фактором в успехе Азербайджана было наличие богатых сырьевых ресурсов, которых не было у Армении. Именно ресурсная подушка, особенно в период нефтяного бума 2000-х годов, обеспечила платежеспособность Азербайджана и позволила ему активно закупать вооружения и в России, и в Белоруссии, и в Турции, и в Израиле.
Не менее важной была и весьма гибкая внешняя политика, позволяющая поддерживать сбалансированные отношения с конкурирующими региональными и глобальными центрами силы. Не вступая в какие-либо интеграционные союзы и объединения на постсоветском пространстве и за его пределами, Азербайджан умудрился выстроить конструктивные отношения со всеми своими соседями, включая большинство государств ОДКБ. Кроме того, Азербайджан стал важным логистическим хабом на Южном Кавказе, сделав так, что ни одна из соседних стран оказалась не заинтересованной в конфликте с ним.
Для сравнения: Армения, став членом ЕАЭС и ОДКБ, не смогла добиться от большинства их участников реальной поддержки своей позиции и интересов. То, что Белоруссия склоняется скорее к проазербайджанской позиции, – несомненный провал внешней политики и дипломатии Еревана. И Белоруссия далеко не одна такая – большинство государств Центральной Азии, входящих в ОДКБ и ЕАЭС, также скорее склоняются к поддержке Баку. Помимо сугубо прагматических соображений (Азербайджан богаче и может больше предложить как экономический партнёр), здесь добавляется и такой специфический, но немаловажный фактор, как тюркская солидарность.
В целом кейс Нагорного Карабаха выявил общую слабость ОДКБ как международной организации. ОДКБ всегда стремился вывести затяжной вооружённый конфликт, финалом которого стали события 2020 и 2023 гг., за пределы своей компетенции. Этому благоприятствовала и официальная позиция Еревана, который также официально не признавал самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую республику. Вместе с тем было достаточно очевидно, что карабахский конфликт так или иначе непосредственно затрагивает интересы одного из участников ОДКБ. Однако организация так и не выработала общей позиции по этому вопросу, в то время как отдельные участники Организации предпочитали преследовать свои узко национальные интересы, которые нередко шли вразрез с армянскими.
Безусловно, резко обострившаяся конкуренция на постсоветском пространстве ставит перед постсоветскими интеграционными объединениями новые вызовы.
P.S. В МИД Белоруссии откликнулись на заявления Пашиняна: если кто-то решил отвлечь внимание от внутренних проблем образом внешнего врага, то это весьма недальновидная позиция. Ухудшать отношения с Ереваном в Минске не намерены, сколько бы армянское руководство к этому ни подталкивали внешние игроки. В ответ на отзыв посла Армении в Минске, белорусский посол в Ереване в ближайшее время отправится на родину.