Последовательно и с нескрываемой злобой японское правительство подрывает остатки связей с Россией, подтверждая констатацию Президента РФ Владимира Путина о том, что Токио не только присоединился, но и проявляет особую активность в реализации пресловутой доктрины доведения нашей страны до «стратегического поражения». Поразительно, что при этом токийские политиканы нагло (иначе не скажешь) требуют и получают (!) нужные японской экономике российские энергоносители и рыбу.
Более того, премьер-министр Ф. Кисида, министр иностранных дел Ё. Камикава, генсек кабинета Ё. Хаяси на пресс-конференциях и в парламенте продолжают требовать (?!) от Москвы возобновления переговоров о «возвращении» Токио якобы японских Курильских островов. А для начала настаивают на беспрепятственном допуске японских граждан без оформления российских въездных виз, как к себе домой, на так называемые «северные территории», вопреки всем послевоенным соглашениям и документам, произвольно объявленные Токио «своими». И это при том, что и Президент Путин, и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров терпеливо объясняют «японским партнёрам», что острова, на которые они незаконно претендуют, находятся под российским суверенитетом и по Конституции РФ являются неотчуждаемыми. Но японцы такой народ, который будет, добиваясь своего даже в безысходной ситуации, что называется, ломиться в запертую дверь или искать всяческие лазейки. Прямо как у Владимира Высоцкого: «Ты их (японцев) в дверь – они в окно!»
Дело дошло до того, что влиятельная в стране газета соседнего с Россией острова «Хоккайдо симбун» открыто посоветовала правительству успокоиться и признать, что в настоящее время какое-либо решение по «северным территориям» невозможно. И надо-де разговаривать с Москвой о том, что пока подлежит переговорам, а именно о СПГ и нефти, а также о рыбе. Благо, что американцы еще разрешают японцам, хотя и временно, не соблюдать введенные коллективным Западом ограничения по цене на энергоносители из России.
Однако смириться с тем, что шансов на отторжение от России ее земель нет, в Японии не хотят. На днях в интернет-издании President Online со своей программой «возвращения» южнокурильских островов выступил известный японский профессор-экономист Кэнъити Омаэ. Я давно знаком с воззрениями и трудами этого ученого и даже рассказывал читателям о его изысканиях в области разрешения проблем японо-российских отношений.
В 2008 году профессор Омаэ опубликовал книгу «Шок России», которая была с интересом встречена и комментировалась в Стране восходящего солнца. В книге в момент, когда в Японии уже списали Россию как экономическую державу и именовали ее «бензоколонкой», ученый призывал серьезным образом обратить внимание на перспективы торгово-экономического сотрудничества с северным соседом. Он, предвидя возрождение нашей страны, восстановление ее промышленного, сельскохозяйственного и научного потенциала, с цифрами в руках рекомендовал не «опоздать на автобус», как говорят японцы, в условиях, когда европейские государства, Китай, Корея и другие страны Восточной Азии успешно осваивали российский рынок.
Но профессор Омаэ не был бы японцем, если бы не связывал расширение связей с Россией с разрешением так называемой «территориальной проблемы». Вот и сейчас, он, казалось бы, вопреки логике и реальностям японо-российских отношений продолжает выдвигать, как ему, видимо, представляется, «оригинальные» концепции «взаимоприемлемого» подхода к устранению внесенной в эти отношения США и правыми силами Страны восходящего солнца «занозы». Более того, он считает, что, «если Япония хочет заключить мирный договор с Россией, сейчас самое время». Напомним, что давно ставший анахронизмом «мирный договор» нужен Токио с единственной целью – вписать в него капитуляцию России по вопросу о принадлежности Курильских островов.
Хотя профессор понимает экстравагантность своих предложений, он настаивает: «Читателям моя мысль может показаться странной, но для Японии сейчас самое время нормализовать отношения с Россией. И сделать это необходимо до конца 2024 года.
В прошлом бывший премьер-министр Синдзо Абэ провел 26 встреч с Президентом Владимиром Путиным, которые, однако, оказались безуспешными. Но Япония все равно обязательно должна заключить мирный договор с Россией. Если сейчас вновь начать разговор с Путиным, то есть высокая вероятность, что российский президент «окажется на борту» (то есть согласиться обсуждать «проблему». – А.К.).
Для этого есть две причины. Во-первых, господин Путин в настоящее время оказался в крайне изолированном положении из-за затянувшейся специальной военной операции на Украине. Другая причина заключается в том, что ни один российский политик не понимает Японию лучше, чем он».
Оставим в стороне любимую на Западе, включая Японию, тему якобы «стратегического одиночества» Путина и России. Тем более что взбудоражившая Запад впечатляющая политико-дипломатическая активность нашей страны последних дней убедительно опровергает измышления об «одиночестве и изолированности» Москвы.
Не новы и ранее модные эссе и трактаты об особой любви Путина как дзюдоиста к Японии, ради которой он-де готов пожертвовать русскими Курилами. «Вспомнить хотя бы его увлечение дзюдо, за которое Международная федерация этого вида спорта присвоила ему восьмой дан. Путин так любит японскую культуру, что всякий раз, когда он посещает свой родной город Санкт-Петербург, заходит в местные японские рестораны "Сакура" и "Сёгун". Такой Путин может заключить мирный договор с Японией, будучи президентом», – несколько наивно для профессора пишет Омаэ-сан.
При этом профессор дает свою трактовку событий 1945 года, которые привели к возвращению Советскому Союзу ранее принадлежавших Российской империи территорий всех Курильских островов и отторгнутой Японией в 1905 году южной половины русского острова Сахалин. Он утверждает: «Как известно, бывший Советский Союз – страна-победительница во Второй мировой войне – по результатам войны обратилась к Соединенным Штатам с предложением разделить Хоккайдо на север и юг, но Соединенные Штаты, извлекшие урок из раздела Берлина, отказались и вместо этого заменили Хоккайдо южнокурильскими островами. Америка предложила уступить Советскому Союзу острова Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан. Министерство иностранных дел Японии упорно игнорирует эту историческую подоплеку и постоянно ложно утверждает, что «северные территории» якобы были незаконно оккупированы Советским Союзом». Тем самым Омаэ-сан разоблачает лживые утверждения японского правительства о том, что якобы Советский Союз «захватил и неправомерно удерживает японские земли».
Профессор с пониманием относится и к протестам МИД РФ по поводу надуманного и несуразного именования российских островов некими «северными территориями». Он напоминает, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров категорически возражает против использования этого «термина». Кстати, следует пояснить его происхождение. Дело в том, что японское правительство в Сан-Францисском мирном договоре 1951 года официально с последующей ратификацией отказалось от всех прав, правооснований и претензий на все Курильские острова, Тисима по-японски, включая южные Тисима. И с тех пор при выдвижении притязаний не может использовать это название. При этом МИД Японии совершил редкостный в дипломатической практике выверт: без каких-либо разумных оснований в Токио заявили о том, что южные Тисима якобы географически не входят в острова Тисима, от которых Япония отказалась в ратифицированном японским парламентом Сан-Францисском договоре. И это при том, что японские ученые выступили против такой политически мотивированной и нелепой «географической новации». Ибо в Японии в географическое и административное понятие Тисима до войны и во время нее всегда включались все острова Курильской гряды вплоть до побережья Хоккайдо.
Признавая законность принадлежности Курил СССР, теперь России, японский профессор, видимо, считает, что Президент Путин все же может «ради дружбы» с Японией пойти на передачу ей южнокурильских островов. Для этого он, как «свой план», предлагает отнюдь не новые варианты «устройства» жителей Курильских островов после такой «передачи».
«Если Япония хочет мирным путем вернуть южные Курилы, она должна найти способ решить вопрос с русскими жителями, проживающими сейчас там. В частности, им должны быть предоставлены три нижеперечисленные возможности.
1. Оформить вид на жительство, позволяющий получать пенсии и медицинское обслуживание по японским стандартам, оставаясь при этом гражданами России.
2. Отказаться от российского гражданства и получить гражданство Японии.
3. Переехать на жительство в любое другое место, включая всю территорию России, при условии, что японское правительство возьмет на себя все соответствующие расходы.
Если Президенту Путину будут представлены эти три варианта, он наверняка подумает: "Японское правительство понимает, о чем я беспокоюсь".
Ведь и на самом деле многие россияне поселились в странах Балтии (Латвия, Эстония и Литва) еще в бывшую советскую эпоху, но теперь, когда ситуация там изменилась, Путин крайне разозлен на то, что их преследуют. Японии важно понять этот момент», – резюмирует Омаэ-сан.
В отличие от зацикленных на «территориальном вопросе» политиканов из японского правительства и правящей Либерально-демократической партии профессор Омаэ считает, что подписание мирного договора (Москва предлагает не никому не нужный «мирный договор», а принципиально иной договор о мире, добрососедстве и сотрудничестве) решит для Японии важные геополитические задачи.
«Договор уменьшит военную угрозу для Японии со стороны России, а также послужит сдерживающим фактором против Китая и Северной Кореи. Кроме того, это даст возможность изменить характер наших отношений с Соединенными Штатами по сравнению с традиционной политикой слепого следования за курсом Америки. У Японии нет необходимости в ухудшении отношений с Соединенными Штатами, но мы же не хотим слепо полагаться исключительно на США и автоматически считать врагов Америки своими врагами», – отмечает учёный.
Однако у плетущегося в хвосте политики дяди Сэма нынешнего правительства Кисиды давно сформировался и осуществляется курс не на взаимовыгодное сотрудничество с соседом, а на конфронтацию с Россией, доведение нашей страны до «стратегического поражения». Поэтому выкладки профессора Омаэ, скорее всего, так и останутся просто «игрой ума».
Да и о каком японо-российском договоре можно говорить, когда японское правительство в буквальном смысле изгаляется в своей русофобской политике, демонстрируя американскому сюзерену, что готово в ущемлении России «бежать впереди паровоза». В эти дни генеральный секретарь японского кабинета министров Хаяси вновь подтвердил, что Япония в сотрудничестве с G7, включая США, продолжит осуществлять жесткую санкционную политику в отношении России и поддерживать киевский режим. Выступив в очередной раз с критикой действий РФ на территории бывшей УССР, генсек отметил, что японская сторона регулярно поддерживает контакты с американскими коллегами по всем связанным вопросам. Что же, в этом можно не сомневаться…
P.S. «В настоящее время мы не можем сказать что-либо конкретное о переговорах по мирному договору, однако правительство продолжает придерживаться курса на решение проблемы северных территорий и заключение мирного договора», – заявила 28 июня с.г. министр иностранных дел Японии Ёко Камикава в ответ на вопрос журналистов, есть ли у Японии стремление найти какие-либо методы налаживания отношений с РФ в условиях, когда антироссийские санкции не вызывают желаемого эффекта.
Со своей стороны, Москва заявила Токио решительный протест в связи с планами японских властей по проведению в период с 19 по 25 июля серии совместных с ФРГ и Испанией военных учений на острове Хоккайдо – в непосредственной близости от границ Российской Федерации. «Безответственная политика администрации премьер-министра Фумио Кисиды ставит Токио на путь опасной эскалации напряжённости в Северо-Восточной Азии и Aзиатско-Тихоокеанском регионе в целом, - заявили в МИД PФ. – Предупредили об адекватных контрмерах по укреплению обороноспособности и защите суверенитета Российской Фeдерации». Японской стороне «указано на категорическую недопустимость провокационной военной активности у дальневосточных рубежей нашей страны, осуществляемой, в том числе во взаимодействии с внерегиональными государствами - членами НAТО». «Расцениваем подобную активность как потенциальную угрозу безопасности Российской Федерации», в– подчеркивается в сообщении.
Фото: lentaruss