О чём свидетельствуют недавние кадровые изменения в Белоруссии?

Все назначенцы – представители достаточно молодого поколения управленцев

В Белоруссии – важные кадровые перестановки. Назначены новый глава администрации президента, министр иностранных дел и посол в России. Как новые назначения повлияют на ситуацию внутри республики и на ее отношения с Россией? 

Новый глава администрации президента

Как и в России, администрация президента в Белоруссии является важным органом и, по сути, представляет собой один из центров власти, хотя конституцией подобное значение АП не оговорено. По сути, это политический и идеологический штаб, вырабатывающий или непосредственно влияющий на принятие стратегических решений. Поэтому должность главы администрации президента является одной из ключевых в белорусской системе власти.

Должность оставалась вакантной достаточно длительное время после того, как предыдущий глава администрации Игорь Сергеенко перешел на работу в белорусский парламент (в настоящее время он возглавляет палату представителей Национального собрания Белоруссии). 

Новым главой администрации стал Дмитрий Крутой, до этого занимавший должность посла Белоруссии в России.

Дмитрий Крутой человек для белорусской политики не новый, в верхних эшелонах белорусской власти он достаточно давно. В 2018 году он занял пост министра экономики, став самым молодым на тот момент членом белорусского правительства (37 лет). Менее чем через год он становится вице-премьером, а затем – заместителем главы администрации президента, где опять же курировал экономический блок.

В 2022 г. Дмитрий Крутой был назначен послом в Российской Федерации. На этой должности он активно занимался налаживанием сотрудничества Белоруссии с российскими регионами в условиях санкций. В частности, на его плечи легла задача по выстраиванию новой схемы логистики для белорусского экспорта после закрытия для Белоруссии прибалтийских портов. При Д. Крутом должность посла в России стала фактически одной из ключевых, поскольку отношения с РФ стали для Белоруссии определяющими.

Д. Крутой – типичный технократ. Будучи послом в РФ, он занимался вопросами практически исключительно экономического сотрудничества, мало касаясь гуманитарной сферы и политики исторической памяти. Это не удивительно, учитывая всю его предыдущую карьеру, связанную с экономическим блоком.

Очевидно, на посту главы администрации Д. Крутой сохранит этот технократический и экономикоцентричный подход. Это отражает и общие установки официального Минска, для которого сохранение экономической стабильности в республике в условиях жестких санкций со стороны Запада является приоритетным.

Очевидно, усилия Д. Крутого на посту посла в РФ были оценены по достоинству, и назначение его на должность главы администрации является несомненным повышением.

На посту посла в России Д. Крутого сменил Александр Рогожник, ранее бывший министром промышленности Белоруссии. Назначение такого человека на должность посла в РФ означает, что в отношениях с Москвой Минск продолжит технократический и экономикоцентричный курс. А значит, на усиление гуманитарной и идеологической составляющей интеграции в рамках Союзного государства рассчитывать вряд ли стоит.

Министр иностранных дел

Новым министром иностранных дел стал Максим Рыженков, сменивший на этом посту Сергея Алейника, который был назначен сенатором в верхнюю палату (Совет Республики) белорусского парламента. Алейник пробыл на должности главы МИД менее двух лет, что составляет довольно резкий контраст с его предшественником Владимиром Макеем, занимавшим это кресло 10 лет вплоть до своей скоропостижной кончины.

Сергей Алейник, судя по его предшествующей карьере, был человеком, скорее склонным продолжать внешнеполитический курс Макея. Как и Макей, он окончил Венскую дипломатическую академию в 1993 году, впоследствии занимал различные должности в белорусских дипломатических представительствах в европейских странах (в том числе в Нидерландах, Великобритании и Ватикане).

Между тем главой белорусского МИД С. Алейник стал, когда отношения Белоруссии с Западом стремительно ухудшались, и перед внешнеполитическим ведомством Белоруссии была поставлена задача выстраивать отношения с государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Возможно, деятельность С. Алейника на этом поприще была признана недостаточно эффективной, и тогда назначение в Совет Республики выглядит как своего рода почетная пенсия.

Что касается М. Рыженкова, то до своего назначения в МИД он на протяжении 8 лет был первым заместителем главы администрации президента. Отметился он и на дипломатической работе, однако в настоящее время находится под западными санкциями и внесен в черный список ЕС. Назначение Рыженкова в МИД говорит о том, что отношения с Западом признаны официальным Минском бесперспективными.

Великое возвращение Натальи Петкевич

На должности первого замглавы администрации президента Максима Рыженкова сменила Наталья Петкевич. Это стало своего рода мегасенсацией, ведь Петкевич уже занимала эту должность в 2009-10 гг. В 2000-е гг. Н. Петкевич была достаточно заметной фигурой на белорусском политическом олимпе. Она занимала должности пресс-секретаря президента, первого замглавы президентской администрации и помощника президента. От этой последней должности Н. Петкевич была освобождена в 2014 г. и на десять лет исчезла из белорусской политики. По слухам, причиной ее опалы стал конфликт с Владимиром Макеем.

В этой связи СМИ белорусской «беглой» оппозиции запестрели предположениями, что возвращение Петкевич является очередным проявлением пророссийского разворота Белоруссии (в этой связи вспомнили и ее русское этническое происхождение).

Однако никакой ярко выраженной идеологической направленности, в т. ч. пророссийской, в деятельности Н. Петкевич на государственных должностях не прослеживалось. Но она имела репутацию крайне жесткого руководителя и, возможно, именно этот стиль руководства и оказался востребован. Таким образом, назначение Н. Петкевич выглядит скорее техническим, а не идеологическим.

Таким образом, все назначенцы в верхних эшелонах власти не являются новичками и ранее уже занимали высокие должности. В этой связи «беглые» ресурсы заговорили о кадровом голоде и отсутствии скамейки запасных у А. Лукашенко. Представляется, что это не так. Все назначенцы – представители достаточно молодого поколения управленцев в возрастном диапазоне 40-50 лет. Именно люди этого поколения постепенно занимают командные высоты в белорусской политической системе. Таким образом, обновление элиты вполне идет.

Назначения выглядят скорее техническими и направленными на продолжение того внутри- и внешнеполитического курса, который оформился после потрясений 2020-22 г. В частности, сохраняется ставка на тесный союз с Россией, но преимущественно в экономикоцентричном варианте, а также на установление контактов с незападными государствами и международными организациями – ШОС, БРИКС, странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Статьи по теме