Взвешенный, национально ориентированный подход официального Тбилиси к вооружённому конфликту на Украине сильно контрастирует с навязываемыми всему миру американскими директивами и не устраивает Вашингтон, воспринимающий постсоветские республики не иначе как свои колонии, безропотно выполняющие волю заокеанского наставника. Очевидно, что намеченные на октябрь с. г. президентские и парламентские выборы рассматриваются Белым домом в качестве удобного повода для смены власти в Грузии по отработанным американцами лекалам и включения страны в орбиту своего полномасштабного влияния. Ровно об этом же свидетельствуют массовые беспорядки в 2023 – 2024 гг., а также недавние попытки реорганизации оппозиционного политического поля.
В соответствии с уже обкатанным на многострадальной Украине сценарием, под ударом США оказались не только не угодные им политические партии и силы, но и Грузинская православная церковь (ГПЦ), традиционно имеющая сильное влияние на грузинское общество. Стоит ли удивляться, что ГПЦ уже объявлена американцами одной из основных угроз реализации своих планов в стране, а её ослабление и подчинение – приоритетной задачей. Все дело в том, что европейская интеграция Грузии и либерализация ее общества по западному образцу возможна лишь при условии утраты грузинскими гражданами собственной христианской идентичности, чему активно противостоит ГПЦ. Разумеется, США крайне не устраивает такая линия патриарха Ильи II и в Вашингтоне активно ищут ему замену.
Судя по увеличению в стране количества мелких религиозных НПО и набирающих популярность американских псевдохристианских сект, атака на ГПЦ уже началась. Главной движущей силой выступает так называемая либеральная оппозиция, продвигающая чуждые грузинам западные ценности. Координирующую роль в этом традиционно играет американское посольство в Грузии и лично его глава Р. Данниган, уже отдавший команду «фас» подконтрольным Америке «неправительственным» организациям. В ближайшей перспективе Вашингтон намерен решить две основные задачи – подорвать связь грузинских политических сил с православной церковью, особенно с учётом тесной, дружеской связи между неформальным идейным лидером правящей партии «Грузинская мечта» Б. Иванишвили и Католикосом-Патриархом Илией II, а также добиться ослабления ГПЦ и разрушить ее связь с Русской православной церковью.
Примером уже начатой западниками дискредитации грузинской церкви является неуклюжая попытка её отождествления с боевиками запрещённого в России террористического «Грузинского легиона», воюющего на стороне ВСУ на Донбассе Отмечаемая интеграция опознавательных знаков «легионеров» с православными символами, а также тиражирование в СМИ фото и видео с появлением боевиков на службах в храмах являются вовсе не случайными. Следующим шагом может стать нагнетание напряжённости вокруг давнего вопроса реинтеграции «югоосетинской епархии» для дестабилизации внутри церкви.
Отдаление ГПЦ от Московского патриархата будут провоцировать, во-первых, за счёт раздувания политизированных религиозных скандалов, как это, например, недавно было с изображением Сталина на иконе Св. Матроны Московской в главном храме Тбилиси. Во-вторых, посредством разжигания автокефальных настроений на фоне вовлеченности России в вооружённый конфликт на Украине.
В прозападных грузинских СМИ уже набирает обороты антироссийская информационная кампания, призванная не только дискредитировать деятельность Кремля, но и подорвать имидж поддерживающей его РПЦ. К примеру, звучат провокационные заявления о том, что Россия-де «несёт угрозу» грузинской христианской идентичности и якобы потерявшая Украину РПЦ ищет новые регионы для распространения своего влияния. Распространяется дезинформация о некоей «мягкой религиозной экспансии РПЦ в Грузию через прибывших в страну после февраля 2022 года «релокантов». Обманывать людей и выдавать желаемое за действительное – это вполне в стиле американцев, свято верящих в собственную исключительность и в то, что никто в Грузии не понимает, от кого на самом деле исходит угроза христианской идентичности. Если Вашингтон считает созданного им «монстра» в лице т. н. Православной церкви Украины пределом мечтаний для всех православных, то американцам остается только посочувствовать.
Грузинская православная церковь, твёрдо стоящая на традиционных христианских ценностях, – это «крепкий орешек», который не по зубам раскусить даже Белому дому.