Пока на территории бывшей Украинской ССР продолжается российская Специальная военная операция, перспектива появления на Чёрном море сколько-нибудь значительных военно-морских сил Украины остаётся весьма призрачной – по той простой причине, что любые поползновения киевлян пополнить свой нынешний почти виртуальный флот новыми реальными боевыми единицами иностранного происхождения будут немедленно нейтрализованы высокоточными и упреждающими ударами ВС РФ. Они уже уничтожили большую относительно крупнотоннажную часть «ВМСУ» и настоящее время всё более успешно добивают их маломерные остатки в лице так называемых БЭКов.
«Юрий Олефиренко» – последний боевой корабль ВМС Украины, с начала терявшей боевые корабли по разным причинам. Особо крупные потери пришлись на Азовское море (порты Бердянска и Мариуполя), отмечают в Министерстве обороны России.
Боевые потери:
патрульный катер Р-190 «Славянск» (бывший WPB-1321 Cushing) потоплен в марте 2022 года в районе Кинбурнской косы;
рейдовый тральщик U360 «Геническ» – потоплен в результате ракетного удара;
бронированный десантно-штурмовой катер L450 «Станислав» (украинский проект 58503 «Кентавр-ЛК») – потоплен 7 мая 2022 года в районе острова Змеиный нашей авиацией;
средний десантный корабль проекта 773 «Юрий Олефиренко» – потоплен 29 мая 2023 года в результате ракетного удара.
Небоевые потери:
флагманский корабль ВМС Украины фрегат F130 «Гетьман Сагайдачний» (проект 11351 «Нерей») – затоплен экипажем в Николаеве 24 февраля 2022 года;
речные бронекатера Р-174 «Аккерман», Р-179 «Вишгород», Р-177 «Кременчук» (проекта 58150 «Гюрза») были брошены экипажем в Бердянске и Мариуполе, впоследствии введены в состав нашего Черноморского флота;
бронекатер Р-178 «Лубни» (затоплен в Мариуполе);
сторожевой корабль BG 32 «Донбасс» (затоплен);
сторожевой корабль BG 108 «Гриф» (затонул);
сторожевой корабль BG 118 «Арабат», морской буксир А830 «Корець» (брошены экипажем),
корабль управления А500 «Донбасс» был затоплен экипажем в порту Мариуполя, после чего обследован специалистами ЧФ на предмет подъёма и восстановления. Экипажем были брошены ещё десять пограничных катеров;
списанное учебное судно A206 «Винница» (затоплено летом 2022 года в Очакове)».
Однако было бы неверно считать, что тему существования «ВМСУ» и попыток киевского режима нанести ущерб интересам России на Чёрном и Азовском морях на этом можно считать закрытой. И прежде всего потому, что в случае так называемого «перемирия» с Киевом, которое в последнее время всеми способами пытается навязать России Запад, ситуация в черноморском бассейне может в одночасье измениться, причём в крайне нежелательном для РФ направлении.
Вполне очевидно, что заключение любого «мирного соглашения», тем более недолговечного и недоброкачественного (ни на что большее Запад, наверняка, не согласится), приведёт к немедленному разблокированию каналов поставки на Украину новых военно-морских вооружений. Уже хотя бы в силу того факта, что Украина, в качестве признаваемого Россией суверенного государства, будет иметь все права на строительство своего военно-морского флота без каких-либо ограничений. И Киев незамедлительно этим воспользуется, тем более, что контроль над Чёрным морем является стратегической целью его западных кураторов, причём целью едва ли не более важной, чем удержание отдельных территорий самой Украины.
Что же касается степени практической готовности киевского режима и его западных хозяев к новой гонке военно-морских вооружений на Чёрном море, то едва не каждый день приносит тому новые подтверждения. Вот одно из самых свежих:
Военно-морские силы США и Украины (!) уже готовятся к последствиям после окончания войны, пишет U.S. Naval Institute. Вместе с британцами они собрались в конце июня – начале июля в шотландском Глазго «для итерации Sea Breeze 2024 года. В этом году двухчастные учения были сосредоточены на противоминных мерах и включали учения на море и на берегу, посвященные противоминным мерам.
США участвовали в береговой части, в то время как украинские силы действовали в воде. Также участвовали суда из Постоянной группы НАТО по противоминной борьбе 1, сообщил USNI News капитан Джеффри Таунсенд, коммодор оперативной группы 68. США и группа НАТО сосредоточились на наблюдении за способностью Украины выполнять противоминные меры».
«Это новая возможность для них, которую они разрабатывают, и они пытаются привести свои тактические подразделения и свой штабной элемент в соответствие со стандартом НАТО. И поэтому они продемонстрировали большой потенциал, многообещающие возможности», – сказал Таунсенд.
HMS Shoreham на службе в Королевском флоте Великобритании до вывода из эксплуатации и ввода в эксплуатацию в 2023 году в составе ВМС Украины под названием «Черкассы» рядом с однотипным кораблем HMS Grimbsy, переименованным в «Чернигов». Фото Министерства обороны Великобритании
Вполне понятно, почему указанные учения с участием переданных Киеву боевых кораблей проводятся у берегов Шотландии, а не Одессы: потому что во втором случае они были бы, в условиях продолжения СВО, немедленно уничтожены.
Тем временем, на турецкой верфи в Стамбуле продолжается выполнение киевского заказа, по контракту, заключённому ещё до февраля 2022 года, на строительство для «ВМСУ» ракетных корветов типа «Ada», проект которых был разработан при участии Николаевского КБ кораблестроения.
Это уже второй корпус данного проекта – первый был спущен на воду ещё в октябре 2022 года и в настоящее время завершает ходовые испытания. Корвет «Гетман Иван Мазепа» оснащён комбинированной дизель-газотурбинной силовой установкой (способен разгоняться скорость до 29 узлов) 8 ПКР "Гарпун", 21 ЗРК RIM-116, 76-мм универсальной установкой, а также 4 324-мм торпедными аппаратами и одним вертолётом. Придёт он или нет после этого в украинский порт – опять же зависит от дальнейшего развития событий на Украине.
Однако и это далеко не исчерпывает тему военно-морских амбиций киевского режима. По информации того же USNI, также намечены к поставке:
8 ракетных кораблей П-50У законтрактованные британской судостроительной компанией Babcock. Американская верфь SAFE Boats International должна осуществить поставку в марте 2025 года по контракту, подписанному в сентябре 2021 года (1)
20 патрульных катеров FPB 98 MKI для Государственной пограничной службы Украины от французской компании OCEA. Первые суда – BG 201 и BG 202 – были спущены на воду в декабре 2021 и феврале 2022 года соответственно и отправлены в Украину в конце мая 2023 года. Третий катер был спущен на воду, и все поставки планируется завершить к 2024 году. 5 катеров FPB должны были быть построены на судостроительном заводе «Нибулон» в Николаеве, но состояние верфи неясно.
В феврале 2022 года ВМС Украины ввели в эксплуатацию два патрульных катера класса Island, бывших у береговой охраны США, поставленных по программе США Excess Defense Articles (EDA). Экипажи прошли обучение, но катера ещё не были оснащены оружием из-за операций в Черном и Азовском морях. Сообщается, что планируется поставка до семи патрульных катеров, продолжающееся производство которых подчёркивает важность морской сферы в продолжающейся войне. Также это сигнализирует о намерении Киева наращивать свой военно-морской потенциал в долгосрочной перспективе, не только для обороны, но и для наступательных операций, включая планы по «возвращению» территорий на Черном море или даже Крыма.
Другие военно-морские средства, предоставленные Украине, включают:
3 вертолёта Sea King из Великобритании (через компанию HeliOps) начали летать в январе 2023 года с украинским экипажем и могут использоваться для воздушной транспортировки войск и снабжения.
6 автономных беспилотных аппаратов, также из Великобритании, прошедших подготовку для помощи Украине в разминировании водных путей. В сентябре 2022 года МО объявило, что все шесть будут одного типа: три из собственных запасов и три от промышленности. По информации USNI News, это, скорее всего, будет REMUS 100 AUV.
Кроме того, похоже, что командование «ВМСУ» настолько уверено в блестящих перспективах своего так называемого «флота», что уже всерьез рассуждает о его оснащении подводными лодками. «Мы думаем об этом, – рассказал недавно в одном из интервью командующий «ВМСУ» некто Неижпапа. – Он необходим – подводный корабль. Мы не говорим о больших подводных лодках. Для Черного моря они не нужны. Но подводные лодки должны быть в составе военно-морских сил. Потому что ограничиться только районом Одессы, это все равно, что ничего не иметь. Нужно смотреть дальше. Мы должны быть в Чёрном море и использовать его как все страны Черного моря по всей его площади».
Совершенно очевидно, что всё это «планов громадье» киевского режима, в ситуации продолжения СВО до полного достижения поставленных целей, имеет нулевые шансы на практическую реализацию.
Но такое положение может радикальным образом измениться в том случае, если Запад, не мытьём так катаньем, реализует задуманное и заключит с Россией некое подобие очередных «минских соглашений», под прикрытием коих снимет все угрозы и препятствия на пути к полномасштабному перевооружению Украины, в том числе и ее военно-морских сил. С единственной целью – скорейшего возобновления войны до полного и окончательного поражения РФ.
Таковы планы наших неизлечимых врагов, материальные предпосылки к реализации которых они закладывают прямо сейчас, не дожидаясь даже окончания первой фазы войны. Для того, чтобы сделать максимально короткой паузу перед переходом ко второй фазе, еще более смертоносной и опасной для России. И мы не вправе допустить, чтобы у них это получилось.
Примечание
(1) 30 сентября 2021 года Пентагон выдал американской катеростроительной компании SAFE Boats International контракт на сумму 84,254484 млн долл. на строительство шести (с опционом ещё на два) скоростных сторожевых катеров типа Mk VI для последующей поставки правительству Украины.