Программа NASA по разработке новой верхней ступени для ракеты Space Launch System (SLS) отстает от графика на семь лет и значительно превышает бюджет, говорится в новом отчёте генерального инспектора американского космического агентства. Виновником этого отставания назван главный подрядчике проекта, – «компания Boeing и её неудовлетворительная практика контроля качества».
Новая более мощная вторая ступень для ракеты SLS Block 1B, дебют которой состоялся в конце 2022 года, рассматривается NASA как ключевая часть лунной программы Artemis.
Планы NASA предусматривают использование этой ракеты для высадки на Луну в рамках миссии Artemis IV в 2028 году.
Но уже сейчас ясно, что все запланированные сроки будут сорваны по вине Boeing.
«Мы обнаружили целый ряд проблем, которые могут помешать готовности SLS Block 1B для Artemis IV, включая неадекватную систему управления качеством в компании Boeing, растущие расходы и графики, а также недостаточную осведомленность о прогнозируемых расходах на Block 1B», – говорится в отчёте, подписанном заместителем генерального инспектора NASA Джорджем А. Скоттом.
В документе приведены скандальные подробности о методах контроля качества, применяемых компанией Boeing на сборочном предприятии Michoud в южной Луизиане, где изготавливается верхняя ступень лунной ракеты. Федеральные аудиторы выдали компании Boeing просто астрономическое количество «Запросов об устранении недостатков».
«По словам сотрудников NASA, отвечающих за безопасность и обеспечение миссий, и сотрудников DCMA в Мичуде, проблемы с контролем качества у Boeing в значительной степени вызваны тем, что его персонал не имеет достаточного опыта в аэрокосмическом производстве. Отсутствие обученной и квалифицированной рабочей силы повышает риск того, что подрядчик продолжит производство деталей и компонентов, не соответствующих требованиям NASA и промышленным стандартам», – говорится в отчёте.
В аэрокосмическом гиганте даже квалифицированных сварщиков не нашлось, по этой причине «неудовлетворительные» сварочные работы привели к тому, что топливные баки не соответствовали спецификациям, что непосредственно привело к семимесячной задержке программы.
Генеральный инспектор NASA рекомендовал космическому агентству ввести финансовые санкции за несоблюдение компанией Boeing своих требований. Однако в своем ответе на доклад заместитель помощника администратора NASA Кэтрин Кернер отказалась это сделать.
Согласно отчёту NASA, стоимость разработки SLS Block 1B достигнет $5,7 млрд., что уже на $700 млн больше оценки стоимости, официально установленной NASA в декабре прошлого года.
«Что касается самой верхней ступени ракеты, то NASA еще в 2017 году прогнозировало, что затраты на ее разработку составят 962 миллиона долларов. Однако в новом отчёте прогнозируется, что на самом деле стоимость верхней ступени составит 2,8 миллиарда долларов, что в три раза превышает первоначальную смету.
Однако увеличение расходов будет выгодно Boeing, поскольку это контракт «затраты плюс», по которому оплачиваются все расходы Boeing плюс вознаграждение. Это может объяснить, почему программа разработки, которая первоначально должна была завершиться в 2021 году, скорее всего, будет завершена не раньше 2028 года», – пишет космический редактор портала Ars Technica Эрик Бергер.
В этом контексте неудивительно, что корабль Starliner компании Boeing столкнулся, как мы писали, со множеством проблем во время полета и после стыковки с МКС.
Starliner, доставивший таки двух астронавтов NASA на Международную космическую станцию, не смог в запланированное время отстыковаться от МКС из-за обнаружения сразу нескольких утечек гелия в двигательной установке. Помимо утечек гелия, во время полета отказали четыре двигателя.
История создания корабля Starliner напоминает фильм ужасов.
1 февраля 2010 года НАСА поручила корпорации Boeing разработку космического корабля. В августе 2016 года началась его сборка. Первый беспилотный запуск многократно откладывался из-за множества неисправностей.
Запуск корабля к МКС в беспилотном варианте был произведён 20 декабря 2019 года с авиабазы на мысе Канаверал (штат Флорида) с помощью ракеты-носителя Atlas V с российским двигателем РД-180 на первой ступени. После того как Starliner успешно отделился от ракеты-носителя, произошёл непредвиденный сбой в системе расчёта полётного времени корабля. Кроме того, произошло временное прерывание сеанса связи с кораблём, из-за которого был пропущен момент включения двигателей для выхода на орбиту сближения с МКС. В итоге было принято решение отменить стыковку корабля с МКС.
Специалисты NASA, расследующие причины неполадок при пуске корабля Starliner, обнаружили серьёзные ошибки в программном обеспечении корабля, разработанного компанией Boeing.
Первый пилотируемый испытательный полёт к МКС первоначально планировался на 2020 год, но долгое время откладывался. 5 июня 2024 года первый пилотируемый запуск наконец состоялся. Но лучше бы его еще раз отложили.
Эрин Фавилл, президент компании ValveTech, одного из подрядчиков NASA, 6 мая призвала американское космическое агентство «повторно удвоить проверки безопасности и пересмотреть протоколы безопасности, чтобы убедиться, что Starliner безопасен, прежде чем произойдет что-то катастрофическое».
Фавилл прямо заявила британской газете Daily Mail: «Я их предупреждала». По ее мнению, компания Boeing запустила двух астронавтов на неисправном корабле. Дело в том, что 8 мая NASA и Boeing были вынуждены отказаться от попытки запуска Starliner из-за неисправного клапана, что наземные команды обнаружили всего за несколько часов до старта.
Сообщалось, что запуск был отменен «из-за наблюдения за саморегулирующимся электромагнитным предохранительным клапаном жидкого кислорода на верхней ступени ракеты-носителя».
«После оценки истории клапана, сигнатур данных о попытке запуска и оценки рисков, связанных с дальнейшим использованием, [наземная] команда определила, что клапан превысил свою квалификацию, и руководители миссии согласились удалить и заменить клапан», — говорится в заявлении NASA.
Компания ValveTech утверждает, что клапан, используемый в двигательной системе Starliner, предоставленный Aerojet Rocketdyne, «не соответствует необходимым спецификациям и не прошёл проверку на предмет обеспечения протоколов безопасности», как пишет ValveTech в своем заявлении.
Неисправности корабля Starliner до сих пор не устранены, и два американских астронавтов остаются пленниками МКС и вряд ли поминают добрым словом бракоделов из Boeing.
Нельзя исключить, что компании ValveTech, столь смело критикующей корпорацию Boeing, придется усилить охрану своего руководства, памятуя, что два менеджера по качеству одного из поставщиков «Боинга» ушли из жизни, как мы писали, при странных обстоятельствах, после того как посмели резко критиковать корпорацию.
Джошуа Дин умер от неизвестной инфекции, а менеджер по качеству «Боинга» Джон Барнетт был застрелен.
На совести бракоделов «Боинга» тысячи человеческих жизней. По состоянию на 9 января 2021 года в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 215 самолётов Boeing 737. Всего в этих происшествиях погибли 5634 человека. Самой крупной катастрофой стало крушение рейса JT-610 (погибло 189 человек) 29 октября 2018 года возле Джакарты из-за ошибочных данных недоработанной системы предупреждения сваливания MCAS.
Необходимость установки этой системы возникла после того, как обнаружилось, что лайнер оказался аэродинамически неустойчивым. Но система MCAS, которая должна была спасать самолет, стала его убийцей. 10 марта 2019 года очередная неисправность системы MCAS погубила самолет Ethiopian Airlines. Катастрофы унесли жизни 336 человек, из находившихся на борту не выжил никто.
На днях в NASA сообщили, что застрявших на МКС двух астронавтов смогут вернуть на Землю лишь в феврале 2025 года на космическом корабле компании SpaceX Илона Маска.
Похоже, NASA следует разработать план по спасению своих астронавтов, которые могут застрять уже на Луне по вине бракоделов «Боинга». Если, конечно, там все-таки найдут толковых сварщиков и их ракета когда-нибудь долетит до Луны.
Заглавное фото: stuffsearth.com