Минск и Киев обмениваются взаимными колкостями, за которыми некоторые наблюдатели склонны видеть подготовку к более активному противостоянию. Формальным поводом стал инцидент 9 августа – тогда, как сообщил на следующий день Александр Лукашенко, украинские боевые БПЛА вторглись в воздушное пространство Белоруссии и были частично уничтожены. Не уничтоженные БПЛА «были переданы» российским ПВО и уничтожены уже над Ярославлем.
В тот же день, 10 августа, выступил белорусский министр обороны Виктор Хренин. Он изложил ту же историю с украинскими беспилотниками, заявив: «Мы расцениваем это как провокацию в отношении Республики Беларусь».
Однако на этом история очередного проникновения в белорусское воздушное пространство иностранных беспилотников не закончилась. Министр сообщил доставленным к нему работникам СМИ об усилении присутствия белорусской армии на границе с Украиной.
«Учитывая обстановку, складывающуюся на Украине, а также в Курской области России, Главнокомандующий вооруженными силами отдал указания на усиление группировки войск на Гомельском и Мозырском тактических направлениях с целью реагирования на любые возможные провокации. Воинские части сил специальных операций, сухопутных войск, ракетных войск, в том числе реактивные системы «Полонез» и комплексы «Искандер», получили задачи на совершение маршей в назначенные районы. Также осуществлено наращивание сил и средств ЗРВ, РТВ и авиации», - заявил Хренин.
РСЗО «Полонез» показали себя в ходе военных действий азербайджанской армии против Нагорного Карабаха в 2020 году. Мощный ракетный комплекс, созданный в сотрудничестве с китайскими товарищами, вряд ли мог удивить ВСУ.
Однако в Киеве помнили о начале СВО с белорусского направления. Тем более странным выглядело полное игнорирование по крайней мере МИД Украины заявленного Минском инфоповода.
МИД Белоруссии в истории с украинскими беспилотниками сыграл свою роль. 10 августа на министерский «ковёр» была вызвана временная поверенная в делах Украины Ольга Тимуш. Ей «был заявлен решительный протест и передана соответствующая нота» с требованиями «предпринять исчерпывающие меры для исключения в будущем подобных инцидентов, которые могут привести к дальнейшей эскалации ситуации в регионе».
«Временная поверенная была предупреждена о том, что в случае повторения таких провокаций белорусская сторона оставляет за собой право предпринять ответные шаги для защиты своей территории», – сообщили в МИД Белоруссии. При этом было прямо заявлено о возможности ликвидации украинского диппредставительства в Минске.
В тот же день МИД Белоруссии распространил эмоциональный комментарий в связи с нарушением белорусского воздушного пространства украинскими БПЛА. В нём говорилось: «Обращаемся к народам соседней Европы: в случае расширения конфликта пожар охватит весь регион и перекинется в том числе на страны ЕС. Победителей не будет! Остудите своих воинствующих политиков!»
Любопытно даже не то, что МИД Белоруссии ранее позиционировал Белоруссию «центром Европы», а теперь считает её соседней территорией. В финале комментария сказано, что официальный Минск «будет в полной мере использовать свое право на самооборону и должным образом отвечать на любые провокации или враждебные действия».
Пояснений заявленных возможных действий не последовало. МИД Украины хранил молчание. Вероятно, поэтому 12 августа в белорусское министерство был приглашён поверенный в делах Евросоюза Стен Нёрлов.
«Акцентировано, что подобные действия несут потенциал радикальной эскалации военного конфликта, которая чревата его серьезным расширением, в т. ч. на страны ЕС», – сообщили в МИД Белоруссии по итогам встречи.
Однако и дипломатия ЕС никак не проявила желания продвигать тему беспилотников. Более того, через взятые на финансирование Евросоюза структуры белорусской прозападной оппозиции в Польше и Литве стала продвигаться идея о медийной провокации Минска.
Белорусская политэмиграция в ЕС и США через свои информационные ресурсы представила историю с украинскими беспилотниками как очень странную, нуждающуюся в более весомых обоснованиях, чем вербальные. Вдобавок было сообщено об имитации стягивания заявленных белорусским руководством войск к украинской границе.
В частности, заблокированный в РФ информресурс «Наша нива» заявил, что белорусские войска действительно грузились на железнодорожные платформы и выдвигались в заявленном Минобороны Белоруссии направлении. Однако не доезжали в заявленных объёмах, и развёртывались ли у украинской границы доехавшие или вернулись обратно – неизвестно.
Госпогранслужба Украины 11 августа поддержала эту версию. Её спикер Андрей Демченко по телевидению заявил: «Непосредственно по границе ситуация неизменна, она полностью контролируемая. Но, конечно, мы видим, что Белоруссия в очередной раз начинает нагнетать ситуацию, чтобы продолжать "подыгрывать" России. На данный момент рядом с нашей границей мы не фиксируем перемещение техники или личного состава».
После этого, 12 августа, белорусский министр обороны сразу после церемонии открытия московского форума «Армия – 2024» встретился с российским коллегой Андреем Белоусовым. Содержание переговоров в Минске изложили по-военному лаконично: «Министры двух стран обсудили текущую военно-политическую обстановку».
В этой истории Минск демонстрировал уверенный настрой, который, однако, никто не стремился поддержать. Бывший министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей в подобных ситуациях любил повторять популярный у дипломатов афоризм: для танго нужны двое.
Киевский агитпроп прежде бурно реагировал на гораздо менее значимые инфоповоды. Однако в этой ситуации, как и в спецоперации ВСУ в Курской области, была избрана совершенно иная парадигма. СМИ получили распоряжение молчать с позволением цитировать зарубежных самоназначенных «военных экспертов» и прочих «блогеров».
Внезапно привлекла к себе внимание вынырнувшая невесть откуда украинская разведывательная служба. Она опубликовала 13 августа странное заявление на тему рисков, которые навлекают на себя украинцы, почему-то решившие именно во время СВО приехать в Белоруссию. В нём украинская разведка «призывает воздерживаться от путешествия в Белоруссию», ни словом не упоминая о том, что с украинской стороны граница с Белоруссией более двух лет как полностью закрыта, перекопана противотанковыми рвами, заминирована, обнесена колючей проволокой и т. д.
В Киеве, однако, отметили, что «украинцы могут въехать на территорию Белоруссии через другие страны, граничащие с РБ, кроме Украины». Действительно, в теории это возможно сделать через Прибалтику. Однако литовские и латвийские власти вопреки взятым на себя международным правовым обязательствам сделали всё возможное, чтобы этого не происходило.
Похоже, что украинская разведка тоже укомплектована кадрами из комик-группы «Квартал 95». Иначе трудно объяснить демонизацию тех «фильтрационных мероприятий», которые применяют к въезжающим иностранцам компетентные органы Польши и прибалтийских постсоветских членов ЕС.
Наконец, 13 августа на тему инцидента с украинскими беспилотниками и соответствующих заявлений Минска высказался МИД Украины. Его спикер Георгий Тихий на брифинге в Киеве заявил: «Мы видели эти заявления, тщательно их изучили и анализируем, не видим особой целесообразности реагировать. Мы призываем не нагнетать эти антиукраинские настроения и не создавать впечатление каких-то угроз, которых нет».
Таким образом, Киев не видит угроз с белорусского направления в контексте СВО и не намерен поддерживать развитие темы с вторжением БПЛА. Однако это не означает прекращение провокаций, которые по мере приближения президентской кампании в Белоруссии будут появляться. Так было всегда, и нет оснований считать, что ближе к лету 2025 года Минск не предъявит очередные претензии, под которыми могут быть гораздо более серьёзные основания, чем в нынешней непростой ситуации.