Ближний Восток: планируемое перемирие в Газе – игра в одни ворота

Эфемерное «мирное соглашение» – как сигнал к очередной эскалации?

Государство Израиль дало гарантии вывести некоторые подразделения ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) из сектора Газа. Сообщается, что это – одно из условий сделки между Израилем и ХАМАС, отметил во время недавнего визита в Катар глава американского Госдепа Энтони Блинкен. По его словам, дальнейший переговорный процесс и прогресс будет всецело зависеть от хамасовцев, которые «обязаны согласиться» и с этой инициативой, и с ее условиями, ведь иных «шансов не будет». То есть, с одной стороны, условия предложения выработаны США и Израилем, а с другой – вся ответственность заранее возлагается на ХАМАС. Блинкен забыл добавить, что одна из конфликтующих сторон еще «должна сказать спасибо» за такую «любезность». Между тем всех деталей сделки госсекретарь не раскрыл.

Разумеется, никаких иллюзий на предмет того, что все предложения заблаговременно согласованы и проработаны Вашингтоном с Западным Иерусалимом, нет и быть не может. При этом в этой «мирной инициативе» можно выделить две составляющие. Первая часть относится к прекращению огня ровно на шесть недель, тогда как вторая диктует сторона необходимость освобождения всех удерживаемых заложников и заключенных. В последнем случае речь, конечно же, идет об израильских тюрьмах, в которых положение палестинцев не многим лучше положения заложников, по данным ряда независимых исследователей. 

Что же касается жизнеспособности или реалистичности американо-израильской инициативы, то она под большим вопросом по нескольким причинам. Во-первых, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху настаивает на том, что Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) в том или ином виде, под тем или иным предлогом должна остаться в Газе. Особенно его волнует так называемый Филадельфийский коридор – территория между Египтом и Газой. Широко известно, что под ним через здешние подземные тоннели обычно и осуществляется движению ХАМАС вооружений и прочих материалов. 

Очевидным образом Нетаньяху и его люди полагают, что имеют право контролировать все погранпереходы точно также как и доступ к сектору со всех сторон. С этой точки зрения имеет значение и контроль над коридором «Нецарим». Он как бы разрезает анклав на северную и южную части, обеспечивая при случае израильским силовикам оперативный доступ внутрь Газы. Само собой, что речь по умолчанию пойдет и о надзоре за перемещением палестинцев из одной части сектора в другую. Хотя нельзя не отметить: первоначально в предложениях от 27 мая подобных требований не предъявлялось.

Вот почему ХАМАС ожидаемо протестует, настаивая на том, что переговоры возможны исключительно при соблюдении постоянного прекращения огня, а также всеобъемлющего вывода израильских силовиков.

И здесь затруднительно обвинить в чём-либо ХАМАС, поскольку любому даже стороннему наблюдателю ясно главное: послевоенное устройство Газы и мирное сосуществование невозможно при наличии в анклаве оккупационных сил. «Умиротворение» при таких исходных данных вызовет у местного населения нечто вроде «Версальского синдрома», что только добавит движению ХАМАС, их возможным последователям новых сторонников.

Америка уже скоро год как отчаянно пытается предложить всем свои посреднические услуги по ближневосточному урегулированию. Как мы помним, ещё Дональд Трамп и его зять Джаред Кушнер носились с различного рода завиральными идеями, предполагающими «заматывание» основополагающей, политической части палестинского вопроса в обмен на эфемерные экономические коврижки. Последняя такая попытка была предпринята американцами в октябре 2023 года уже при Джо Байдене, инициатива которого была похоронена под завалами больницы Аль-Ахли. Минздрав Палестинской автономии сообщал о 314 погибших от удара Израиля, целенаправленно превращающего Газу в выжженную пустыню. 

Так или иначе, отложив в сторону расследование по установлению истинных виновников инцидента, одно бесспорно – Каир и Амман, как и другие участники переговоров, похоже, разуверились в дипломатических методах решения конфликта на долгие месяцы вперёд. Очевидно, Белый дом занял сторону союзника – Израиля, даже не сделав вид, что пытается разобраться в происходящем. Помимо политико-дипломатической поддержки режима Нетаньяху и экономической помощи, с октября 2023 г. и по сей день расчёты американских средств ПВО прикрывают небо Израиля то от Ирана, то от ответов со стороны «Хизбаллы», что развязывает ЦАХАЛ руки в отношении Ливана. Так, 25 августа ВВС Израиля нанесли серию ударов по ливанской территории на фоне появившейся информации о подготовке ракетного обстрела севера Израиля. Одновременно министр обороны Израиля Йоав Галант объявил о введении в стране чрезвычайного положения на 48 часов. В свою очередь, «Хизбалла» объявила о начале ответных действий за удар Израиля по пригороду Бейрута и убийству одного из своих видных предводителей Фуада Шукра 31 июля 2024 года, выпустив, как сообщается, около 200 ракет. 

По мнению наблюдателей, очередной, притом достаточно мощный израильский удар по югу Ливана может повлечь серьёзную эскалацию конфликта. Едва ли на данный момент, с учётом событий в Газе, в Западном Иерусалиме готовы начать полномасштабное наступление на юг Ливана. Кроме того, ни для кого не является секретом, что потенциальная война на севере будет значительно сложнее, чем на юге, а следовательно, нужно к ней хорошенько подготовиться, опираясь на помощь незаменимого партнёра. Как и в случае с Газой, предпочтения Вашингтона вполне предсказуемы – поддержка Израиля во всём, что бы тот ни делал. Соответственно, и на этот раз, учитывая традиционные подходы Белого дома к региональной проблематике, можно предположить, что «промежуточный» план Белого дома и Госдепа если и сработает, то в сторону очередной эскалации: возможно, соглашение о прекращении огня в Газе станет сигналом к началу израильского вторжения в Ливан.

И это не говоря уже о том, что Байден выступил категорически против признания другими членами мирового сообщества независимости Палестины. Не внёс американский лидер ясности и в проблему поселенческой политики Нетаньяху, способствующей дополнительному росту напряжённости. Так, в январе 2024 в Иерусалиме прошло важное в этом плане мероприятие – конференция в поддержку возобновления поселенческой деятельности в Газе. Пожалуй, и неудивителен тот факт, что глава ультраправого блока «Религиозный сионизм» Бецалель Смотрич и глава партии «Еврейская сила» Итамар Бен-Гвир от имени режима Нетаньяху развеяли сомнение – «поселениям в Газе быть»! Конечно, израильтянам хотелось бы протянуть руки ещё дальше от побережья (ликвидированный в 2005 году Гуш-Катиф, который может появиться вновь), дотянувшись до водных и газовых источников в Хан Юнисе, и до шельфа, примыкающего к южной части анклава.

Едва ли Израиль планирует с кем-либо делить тамошние громадные запасы газа (45 млрд куб. м). По крайней мере, ни американские, ни израильские чиновники даже для проформы не заявили о своем уважении к правам палестинцев на эти ресурсы.

Таким образом, инициатива США по урегулированию лишена необходимой для реализации практической и риторической базы, а следовательно, не имеет ни малейшего шанса на успех.