В последние месяцы Киев резко заинтересовался Африканским континентом, вплоть до открытия кучи новых украинских посольств. Вот тридцать с лишним лет все устраивало, а тут караул! Срочно открываем посольства!
Денег в стране практически нет, но надо вбухать миллионы в открытие новых дипучреждений в Африке. И пошло косяком: в декабре 2023 г. – открыли в Гане, в апреле 2024-го – в Демократической Республике Конго, Кот-д’Ивуаре, Мозамбике, Ботсване и Руанде, в мае – в Мавритании… И еще столько же посольств Киев планирует открыть.
Зачем же это делается, да еще в таком массовом порядке? На то есть несколько причин на любой вкус. От официальных – до коррупционных.
Во-первых, Украина хочет укрепить отношения с новыми политическими союзниками.
Страны, в которых открываются посольства, поддержали позиции Украины во время голосований проектов резолюций Генассамблеи ООН по украинскому вопросу. Открытие посольств является повышением уровня двусторонних отношений и выражением благодарности Киева за поддержку.
Киев также хочет избежать изменения позиции каждой из этих стран в дальнейшем. А наличие посольств в африканских странах как минимум дает возможность продолжать навязывать сохранение их проукраинской позиции.
Для этого Киев также может использовать африканских выпускников украинских вузов, которые обучались там в период Советского Союза. Многие из таких выпускников занимают либо недавно занимали высокие позиции в своих странах и сохранили связи в высшем руководстве. Естественно, у них остались сентиментальные чувства к стране, где они учились.
Во-вторых, украинские дипломаты будут мешать российским выполнять свою работу.
Как это ни странно, но в некоторых странах, где открываются украинские посольства, также параллельно открываются и российские. Как всегда, украинские дипломаты бесчисленными нотами протеста и демаршами требуют от африканских стран соблюдения антироссийских санкций США и ЕС. Этим они активно мешают российским дипломатам развивать двустороннее сотрудничество со страной пребывания.
Правда, некоторые украинские посольства уже перешли грань в своих отношениях с местными властями. Недавно это вылилось в разрыв дипломатических отношений с Украиной и требование трех африканских стран (Буркина-Фасо, Мали и Нигер) к Совбезу ООН принять меры против Киева «за поддержку терроризма».
В-третьих, Украина заинтересована в поставках бывшего советского вооружения.
Страны Африки остаются одним из неполностью охваченных украинскими дипломатами регионов, где находится масса необходимого Украине для продолжения военных действий советского оружия. Недаром, во времена СССР автомат Калашникова находился на гербах Египта, Йемена, Мозамбика (где он остался до сих пор), Эфиопии и других стран. Учитывая огромное количество поставок оружия в страны Африки во времена СССР и любовь африканцев к оружию, следует ожидать, что оно большей частью сохранилось (пусть и не в идеальном состоянии) и может быть использовано украинской армией.
В-четвёртых, Украина планирует расширить поставки зерна и продовольствия. Страны Африки, естественно, заинтересованы в этом, а Киев может предоставить свое продовольствие по сравнительно невысоким ценам.
Тем более что население на Украине постоянно убывает, а продовольствия еще достаточно. Кроме того, высокий уровень коррупции на Украине и в некоторых странах Африки позволит заинтересованным лицам с обеих сторон «зарабатывать» на двусторонней торговле. Механизмов для этого существует множество – от откатов и прикормленных фирм до пересортицы и списания.
В-пятых, расширение сети посольств и увеличение финансирования – это увеличение влияния и финансовых ресурсов МИД в украинской власти. Также это дает больше возможностей для назначений на дипломатические должности близких к власти людей либо тех, от кого надо откупиться хорошей должностью, как это недавно сделали с Залужным.
Использование сети посольств приближенными к руководству людьми поможет им создать условия для работы «в экзиле» в случае занятия всей территории Украины российскими войсками, а также создаст «запасные площадки» для представителей спецслужб, часть которых направляют на работу в новые посольства.
В-шестых, нелегальная торговля паспортами и визами.
Не секрет, что украинский паспорт достаточно высоко котируется в рейтинге безвизового перемещения по миру. Если, конечно, не учитывать проблему выезда из страны для мужчин мобилизационного возраста. В любом случае на этот год паспорт Украины занимает 65-е место с возможностью безвизового въезда (или получения визы по прибытии) в 148 стран мира. При этом Россия находится на 93-м месте (116 стран), а Беларусь – на 114-м месте (81 страна).
Поэтому для граждан африканских стран паспорт Украины – это возможность безвизового перемещения по многим странам мира. Или прямой путь к получению статуса беженца в странах Европы.
Проставление же украинской визы в африканском паспорте позволяет прилететь в ЕС (как бы для въезда на Украину), а затем также нелегально остаться в любой из европейских стран.
Сама же нелегальная торговля паспортами и визами создает условия для накопления дополнительных неучтенных средств и его использования киевским руководством в личных целях. Уже не говоря о том, что финансовые средства могут аккумулироваться наличными либо переводиться в золото и драгоценные камни для создания «подушки безопасности» украинского руководства. А золота и драгоценностей в Африке достаточно.
Так что новые посольства – это не только желание Киева продолжать бросать деньги украинцев на борьбу с Россией, но и, как говорят одесситы, возможность «делать свой маленький гешефт». Ну или большой, зависит от того, на сколько хватит самой Украины.