В ходе очередного сборища группы «Рамштайн» министр обороны Испании Маргарита Роблес объявила 6 сентября о «немедленной» отправке режиму Зеленского полной батареи зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) HAWK, говорится в сообщении на сайте правительства. Как рассказали в правительстве, шесть пусковых установок, входящих в эту батарею, уже доставлены в Польшу. Ранее в августе Роблес заявила, что Мадрид планирует продолжить оказание поддержки Киеву, демагогически добавив, что Мадрид поставляет Киеву «материалы не наступательного, а оборонительного характера».
Кроме того, в рамках стратегии НАТО по противостоянию с Россией Испания перебросила в Словакию 780 военных, сообщили в начале июля местные СМИ: «Одновременно с усилиями НАТО в геометрической прогрессии росло присутствие Испании на восточном фланге альянса. Последним шагом стало размещение [испанцами] в Словакии контингента, состоящего из более чем 780 солдат». Откровенно говорится, что подобные меры военного блока направлены на то, чтобы «продемонстрировать России свои мускулы и разубедить от какого-либо нападения на альянс».
Одновременно Мадрид обозначает более активную политику в Африке и конкретно в её западной части, где до 1968 года профашистским режимом Ф. Франко (1939-75 гг.) контролировались колониальные анклавы в Гвинее, Марокко и Испанской Сахаре. На днях премьер-министр Педро Санчес посетил Мавританию, Гамбию и Сенегал, чтобы договориться не только о более жёстком совместном контроле за иммиграцией в Испанию, но также о дальнейшем противодействии российскому присутствию в Западной Африке. «Мы не можем оставить территорию пустой для оккупации российскими войсками. Важно сохранить присутствие в регионе», – сообщает осведомленный источник со ссылкой на дона Педро из Мадрида.
Должно быть, Испания планирует внедриться также и в Мали после закрытия там военной миссии ЕС в мае прошлого года, и даже рассчитывает на соглашение с режимом в Бамако о военной помощи…
Высказывания Санчеса отражают «беспокойство» не только возглавляемой им страны, но также Евросоюза и НАТО активным развитием с 2022 года военно-политического и экономического сотрудничества России со странами Западной Африки, особенно с бывшими французскими колониями Мали, Нигером, Буркина-Фасо (с июля Альянс государств Сахеля) и с Центральноафриканской Республикой (ЦАР). Напомним в этой связи, что власти всех этих стран в 2023-2024 гг. добились ликвидации военных баз Франции, подписав соглашения о военно-техническом сотрудничестве с РФ. На осень текущего года запланировано расширение Альянса государств Сахеля (де-факто конфедерация) путём присоединения к ней Чада и / или ЦАР. По имеющейся информации, Сенегалу (где сохраняется военная база Франции) и Гамбии предлагается статус ассоциированных членов конфедерации, в числе приоритетных задач которой – подписание договоров о партнёрстве с Россией, Белоруссией и Китаем.
Спрашивается: какое дело Испании до этого региона Африки, где её колоний (и тем более войск) отродясь не было? Ещё в середине 1970-х годов франкисты были вынуждены покинуть так называемую Испанскую Сахару на западе этой крупнейшей пустыни континента, где Национальным фронтом освобождения (ПОЛИСАРИО) вскоре была провозглашена Сахарская Арабская Демократическая Республика. В Экваториальной Африке Мадрид контролировал небольшой «район Рио-Муни» (с 1968 г. это Экваториальная Гвинея площадью лишь 28 тыс. кв. км, что сопоставимо с Арменией и почти вдвое меньше Московской области). Власти этой небольшой страны развивали сотрудничество (включая военно-техническое) с СССР, а в последние годы – с Россией и Белоруссией. В начале ноября 2023 г. в Ново-Огарёве состоялись переговоры Владимира Путина с президентом Теодоро Обиангом Нгемой Мбасого.
В конце 1960-х гг. испанских колонизаторов изгнали из приморского района Ифни на юго-западе Марокко, причём война здесь продолжалась полтора года, несмотря на то что территория этого района почти втрое меньше Москвы. Впрочем, и поныне преемники Франко вовсе не горят покидать территорию страны на стыке Атлантики и Средиземноморья у «Геркулесовых столбов».
Напомним, в 1956 году северный регион Марокко был воссоединён с этой страной, добившейся независимости от Франции в том же году. При этом Мадрид сохранил за собой 6 районов в части страны на средиземноморском побережье: это расположенные на побережье напротив британского Гибралтара Сеута и Мелилья, с четырьмя группами примыкающих островов. Иными словами, у Марокко, активно развивающего военно-технические связи с Западом и Израилем, до их пор нет своих портов и даже островов на Средиземном море: они испанские…
Рабат регулярно требует от Мадрида деколонизировать эти районы, вокруг которых периодически наблюдаются даже приступы военной эскалации. Со своей стороны, испанские власти, стремясь дистанцироваться от тоталитарного наследия «каудильо», в то же время остаются верными его завету: «Если мы уйдем из северного Марокко, Европа навсегда потеряет Африку благодаря Испании».
В Сеуте и Мелилье издавна действует автономный от Мадрида таможенно-экономический режим, позволяющий развивать там офшорный бизнес, реэкспорт, торговые и финансовые операции Испании и всего ЕС с подсанкционными государствами и с теми государствами, с которыми у Испании и других стран ЕС отсутствуют дипломатические отношения (например, с Тайванем). Известно, к примеру, что дешевая нефть, поставляемая различными ливийскими группировками с территории погружённой в хаос бывшей Джамахирии, уже который год вывозится на внешние рынки в том числе и через Сеуту / Мелилью.
Афро-мигранты пытаются пронинкуть в Мелилью, 2023 г
После начала «арабской весны», приведшей к обрушению либо дестабилизации нескольких государств на севере и западе Африки, десятки тысяч беженцев периодически «штурмуют» испанские районы на севере Марокко, дабы проникнуть на юг Европы – в Испанию либо транзитом через эту страну далее в Евросоюз. В свою очередь, власти Мадрида нередко применяют против беженцев военную силу – разумеется, с одобрения НАТО и ЕС, тем более что базы подскока альянса имеются в тех районах с 1982 года, когда Испания присоединилась к альянсу.
К слову, в 2010 г., незадолго до своей трагической гибели в ходе инспирированных Западом массовых беспорядков, ливийский лидер Муаммар Каддафи призывал полностью «освободить от колоний Северную Африку», имея в виду «оставшиеся испанские осколки на севере Марокко. Без поддержки ведущих империалистических держав Испания не смогла бы сохранять эти осколки – исконные районы Марокко». Лидер теперь уже бывшей Джамахирии призвал соседей по северу Африки сообща потребовать от Мадрида передать эти районы Марокко, но поддержки не нашёл…
Неудивительно, что «испанские» районы, включая Канарские острова в Атлантике в 95 км от побережья Африки, по-прежнему отсутствуют в перечне ООН по несамоуправляемым территориям. Оно и понятно: указанные испанские владения – важнейшие форпосты коллективного Запада в Африке, и единственные колонии, поныне сохраняющиеся на Чёрном континенте.
Демонстрация канарцев-гуанчей (коренных жителей) за независимость, 2022 г.
Между тем ещё а августе 1975 г. группа организаций коренного населения Канарских островов обратилась к Хельсинкскому общеевропейскому совещанию с просьбой обсудить ассимиляторскую и в целом неоколониальную политику Мадрида на архипелаге. Среди прочего отмечалось, что «стимулирование Мадридом массового иностранного туризма на Канарах – тоже одно из проявлений неоколониализма. Мадрид пытается "растворить" в турпотоках национальное движение на архипелаге». По имеющейся информации, та давняя просьба была поддержана Ирландией, что диктовалось острыми противоречиями между Дублином и Лондоном из-за Ольстера. Однако участие тогда ещё франкистской Испании в Хельсинкском форуме по европейской безопасности (чего не ожидали многие его участники) «перевесило» просьбу канарских организаций, и она так и не была рассмотрена.
В настоящее время на Канарах и в эмиграции действует немало партий, профсоюзов и ассоциаций, представляющих коренное население архипелага, выступающих за приоритет невоенных методов борьбы за независимость (но не отвергающих невоенные методы). Наиболее активные среди них – «Канарская коалиция», «Новые Канары», «Народный фронт за самоопределение и независимость Канарских островов», «Центр канарских националистов», «Националистическая альтернатива», «Союз канарской нации». Среди профсоюзов можно отметить «Фронт союза канарских рабочих», «Профсоюз работников образования Канар», «Союз студентов Канар».
Существуют поныне и революционные организации: прежде всего, это «Фронт революционного освобождения», ранее ориентировавшийся на сталинистскую Албанию и Ливию при М. Каддафи, сотрудничает с «Фронтом союза канарских рабочих», с вышеупомянутым левым антиколониалистским фронтом ПОЛИСАРИО, с «Революционным фронтом канарской молодёжи» (троцкистского толка), подпольной марокканской компартией, сталинско-маоистской «марксистско-ленинской компартией Испании».
Почти все эти организации утверждают, что Мадрид фальсифицирует итоги местных выборов, из-за чего эти организации (и их коалиции) получают «символическое» представительство в местных органах власти. По оценке российского эксперта Владимира Добрынина, «с экономической точки зрения канарцам удалось извлечь из статуса автономии, полученного в 1982 году, больше, чем континентальным автономным областям Испании. Канары платят меньше налогов и получают больше субсидий». Вместе с тем командные высоты в экономике, землевладении, СМИ, недвижимости, особенно курортной, принадлежат испанцам. Подобно «французской» Новой Каледонии, по которой весной прокатилась волна массовых беспорядков, безработица среди коренных жителей традиционно выше, чему испанцев. Национальные диалекты по-прежнему вне официального статуса. Кроме того, местные испанцы недовольны «господством» соотечественников с материка.
Эти и смежные факторы предопределяют популярность организаций за независимость архипелага на ключевом международном морском пути вокруг Африки, так что не исключено, что господство здесь «проукраинских» властей Мадрида будет поставлено под вопрос.