Пашинян и Католикос Гарегин

Армения: разлом в отношениях между действующей властью и церковью усугубляется

Нетрадиционные религиозные течения и секты, прозападные группы и НКО – в авангарде действующей власти

«всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; 
и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит»

Евангелие от Матфе́я

Характерным признаком социально-политической нестабильности в Армении являются периодически обостряющиеся дискуссии о роли и месте Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) в истории и в современной жизни страны. Согласно действующей конституции, которой грозит очередное переписывание, Армения является светским государством, но в её 18 статье зафиксировано, что признается исключительная миссия ААЦ как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности. Получение независимости способствовало росту влияния ААЦ в политической и общественной жизни, но активная деятельность хлынувших в страну религиозных течений и зарубежных сект превратилась в серьезный вызов для ААЦ и общества в целом. Со временем проблема сохранения авторитета и влияния ААЦ приобретала все большую актуальность.

До бархатной революции ААЦ поддерживала тесные контакты с действующей властью. Это вызывало критику, но большинство населения все же не было склонно полностью отождествлять светские и церковные власти. Накануне пашиняновского марша на Ереван население относилось к руководству ААЦ скорее нейтрально / индифферентно, чем категорически отрицательно. Непримиримыми и идеологически мотивированными противниками ААЦ выступали прежде всего получавшие внешнее финансирование прозападные НПО, секты и религиозные организации различного толка. 

В апреле 2018 г. массовые протесты парализовали жизнь Еревана. С. Саргсян был вынужден подать в отставку и власть перешла к «народному премьеру» Н. Пашиняну. После этого глава ААЦ католикос Гарегин II стал объектом жёсткой критики из-за его тесных связей с прежней правящей элитой. В конфликте с церковью роль Н. Пашиняна и его окружения не была столь очевидной, как в конфликте с С. Саргсяном, парламентом, а позднее с судебной властью. Н. Пашинян предпочёл не вступать в открытый конфликт с ААЦ, но вскоре после смены власти противники ее руководства (прозападные НПО, церковные диссиденты, разного рода молодежные активисты и пр.) создали общественное движение «Новая Армения, новый патриарх». Оно развернуло пропагандистскую кампанию против Гарегина II, которая сопровождалась силовыми акциями и оскорбительными действиями по отношению к Католикосу и священнослужителям ААЦ. 

Акции протеста против Католикоса Гарегина II не получили широкой поддержки. Наоборот, нападки и насильственные действия по отношению к Католикосу и духовенству ААЦ вызвали негативную реакцию в стране и в диаспоре, они стали компрометировать премьер-министра Пашиняна и «идеалы бархатной революции». В итоге движение «Новая Армения, новый патриарх» исчезло с политической арены. 

Поражение Армении во Второй Карабахской войне (27 сентября – 10 ноября 2020 г.) ввергло армянское общество в состояние растерянности и шока. Оппозиция обвинила Пашиняна в предательстве национальных интересов и потребовала его немедленной отставки. 8 декабря 2020 г. требование оппозиции подержал Католикос Гарегин II, который призвал варчапета уйти в добровольную отставку. С призывом к премьеру уйти в отставку выступил и глава зарубежного Киликийского Католикосата ААЦ Арам II.

Оппозиции не удалось добиться смены власти на первоначальной волне возмущения. Пашинян заявил, что считает себя главным ответственным за сложившуюся в Нагорном Карабахе ситуацию. Средством легитимизации его дальнейшего правления стали досрочные парламентские выборы, проведенные 20 июня 2021 г. На них правящая партия «Гражданский договор» одержала убедительную победу. Попытки оппозиционных партий организовать массовые акции протеста и оспорить результаты выборов оказались безрезультатными. 

В отличие от оппозиции, продолжавшей требовать отставки премьера, руководство ААЦ признало результаты выборов, поздравило его с назначением премьер-министром и пожелало плодотворной работы. Гарегин II призвал все политические силы к национальному единству. 

6 октября 2022 г. на саммите в Праге Пашинян официально признал территорию теперь уже бывшей НКР составной частью Азербайджанской республики. Католикос Гарегин II расценил действия Пашиняна как «неуместные и не способствующие решению Арцахского вопроса». Организации армянской диаспоры также расценили действия Пашиняна как неприемлемые. Армянский национальный комитет Америки (ANCA) заявил, что институты, организации и отдельные лица армянской диаспоры – новые и старые, гражданские, светские и духовные – отвергают безрассудную попытку Пашиняна сдать Арцах Азербайджану как смертный приговор коренным армянам этой священной земли. В заявлении Армянского Национального Комитета Канады выражалось «глубокое разочарование и неприятие позиции Н.Пашиняна относительно признания Республики Арцах (Нагорный Карабах) частью Азербайджана. С аналогичными заявлениями выступили армянские организации России и других стран.

Католикос Гарегин II вновь повторил свой «отеческий призыв» к премьеру уйти в отставку. Пашинян отверг критику в свой адрес и заявил, что «если у церкви плохие отношения с правительством, то значит у церкви плохие отношения с Богом». Он призвал церковь «думать о своей сущности, теории и вере» и оставить судьбу страны в руках правительства. 22 мая 2023 г. на заседании парламента обсуждалась проблема отношений правительства и ААЦ. На нём Пашинян дал негативную оценку исторической и современной роли ААЦ, так как, по его мнению, в прошлом армянские католикосы были «агентами внешнего влияния» и это продолжается до сих пор.

Официальное признание азербайджанского суверенитета над Нагорным Карабахом означало отказ от принципа триединства армянской нации (Диаспора - Арцах - Армения) и от прежних трехсторонних договоренностей глав Армении, Азербайджана и России об урегулировании конфликта мирным путем. 19 сентября 2023 г. азербайджанская армия начала новое наступление в Нагорном Карабахе. Российский миротворческий контингент сохранял нейтральную позицию, но уже на следующий день его командование смогло добиться прекращения огня. Власти непризнанной НКР капитулировали, ее президентом был издан указ о прекращении существования республики с 1 января 2024 г. Местное армянское население было вынуждено бежать на территорию Армении.

Руководство Армении возложило вину за потерю Нагорного Карабаха на Россию. Оппозиция увидела причину случившегося в предательстве «иностранного агента» Пашиняна. Позиция ААЦ была представлена Гарегином II, который заявил, что причиной трагедии карабахских армян стали «агрессивные, геноцидальные действия Азербайджана, неадекватная реакция мира, политика, проводимая властями Армении по отношению к Арцаху и раскол армянского народа». При этом глава ААЦ подчеркнул, что в сложившейся ситуации Республика Армения (как и НКР ранее) сталкивается с угрозой потери суверенитета и государственности. Руководство ААЦ вновь заявило о целесообразности ухода Пашиняна в отставку и тем самым выразило поддержку оппозиции. В ответ сторонники действующей власти выступили с требованием отставки Католикоса. 

Начало процесса делимитации армяно-азербайджанской границы вызвало новую волну протестов. Передача Азербайджану приграничных сел (в прошлом находившихся в границах АзССР) расценивалось оппозицией как очередное предательство национальных интересов. Против территориальных уступок в рамках делимитации выступила и Армянская церковь. В Тавушской области прошли акции протеста, которые возглавил член Верховного духовного совета ААЦ, глава Тавушской епархии архиепископ Баграт Галстанян.

24 апреля 2024 г. оппозиция начала акции протеста в столице и объявила архиепископа Баграта своим кандидатом на пост премьер-министра. Пашинян обвинил церковь в том, что она организует выступления протеста и действует в интересах бывшего президента Роберта Кочаряна. Руководство церкви заявило, что ААЦ не претендует на власть, но будет прилагать усилия для укрепления государственности. 

Оппозиции не удалось обеспечить критическую массовость акций протеста, и попытка повторить бархатный сценарий передачи власти в руки «народного премьера» закончилась неудачей. Архиепископ Галстанян заявил о необходимости реорганизации движения, изменении методов борьбы и о начале нового раунда протестной активности осенью 2024 г. 

Власти и ее сторонники активизировали пропагандистскую кампанию против «необоснованных» привилегий ААЦ. С целью с добиться отставки Католикоса Гарегина II и «обновления церкви» в январе 2024 г. было создано новое движение «Вардананк» во главе недавно переехавшим в РА из США А. Довлатяном. Демонстративным унижением Католикоса и ААЦ стал отказ от трансляции его традиционного новогоднего обращения 31 декабря 2023 г. на государственном Первом армянском и некоторых других телеканалах. 

После провозглашения независимости Республики Армения в 1991 г. армянскую нацию объединяла единая идеология триединства ее составляющих (Диаспора – Арцах – Армения). При этом Армения (Хайастан) означала не территорию республики Армения в унаследованных от Армянской ССР границах, а куда более обширную территорию исторического проживания армян. Провозглашённые цели официального признания Турцией геноцида армян 1915 г., пересмотра «оскорбительных для армянской нации границ» и возврата исторически принадлежавших армянам территорий оказались несопоставимыми с реальным потенциалом возможностей Республики Армения и всей армянской нации. 

Как мы писали ранее, бархатная революция 2018 г. привела к радикальной смене идеологических и мировоззренческих ориентиров армянского общества. Политика Пашиняна призвана обеспечить поддержку наднациональной олигархии, которая отвергает ценность этнокультурного многообразия человечества. Сделав свой цивилизационный выбор в пользу «мировой демократии» Пашинян и его сторонники стремятся к интеграции с коллективным Западом с его «универсальными ценностями», то есть к трансформации армянского общества в сообщество отдельных индивидуумов («гордых граждан Армении»), имеющих полную свободу самовыражения и самоопределения своей культурной, религиозной, половой и т.п. принадлежности. Это предполагает замену национального самосознания надгосударственным самосознанием универсальных «граждан мира» с его вненациональной унифицированной моделью жизнеустройства, отказом от традиционных ценностей и морали. 

В Армении сторонниками отказа от «устаревшего наследия предков» являются финансируемые извне НПО, религиозные организации и тоталитарные секты. При этом разнообразные НПО действуют, прежде всего, в молодежной среде, религиозные же организации стремятся вовлекать в свою деятельность граждан всех возрастных категорий. Численность сект постоянно увеличивается и по подсчётам армянских экспертов уже составляет более 10 процентов населения страны (200-350 тыс. чел.). Наиболее активными и многочисленными являются неопятидесятнические секты «Слово жизни», «Новое поколение», «Рема» и др. В 2018 г. именно секты вывели на улицы десятки тысяч своих адептов во многом обеспечив критическую массовость акций протеста, вынудивших в конечном итоге третьего президента отказаться от власти. 

В настоящее время сплочённые, организованные и социально активные религиозные секты и приверженцы ценностей западной демократии (от молодежных активистов до представителей ЛГБТ и феминистских организаций) выступают в роли социальной опоры действующей власти. При этом сохраняющиеся в обществе после поражения во второй Карабахской войне растерянность и уныние превращают большинство населения в сосредоточенное на собственных интересах «политическое болото». В такой ситуации разрозненной и выступающей под прежними лозунгами оппозиции сложно добиться массовой поддержки на выборах или уличных акциях протеста.

Исторические перспективы Республики Армения и армянской нации будут определяться как происходящими в мире глобальными изменениями, тем балансом сил, который сложится на международной арене между коллективным Западом с одной стороны, и Россией, Китаем, Индией и Глобальным Югом – с другой, так и выбором её граждан в пользу «универсальных западных ценностей» либо дальнейшего развития на базе собственного культурно-исторического наследия.

Статьи по теме