Прошлогодний визит папского посланника по урегулированию на Украине кардинала Маттео Дзуппи в Москву и предшествовавшие тому громкие заявления папы римского о «лае НАТО в дверь России, спровоцировавшем кризис на Украине», его призыв в онлайн-обращении к российской католической молодежи «Вы – наследники великой России. Великой России святых, правителей. Большой России Петра I, Екатерины II, той империи – великой, просвещенной, страны большой культуры и большой человечности», вызвавший бурю негодования на Украине, могли подавать надежду на то, что «папа – проснулся». Ведь прежде было иначе. Сравните: «В первый день войны я позвонил президенту Украины Владимиру Зеленскому по телефону. Но я не звонил Путину... Я не пытался связаться с ним. Это должно было стать явным жестом для всего мира... Но как не попытаться сделать всё возможное, чтобы остановить зверства?» – это он о наших «зверствах» на Донбассе. Не о восьмилетнем избиении русского населения там.
Прочтите внимательно это: «Когда я говорю об Украине, то говорю о мученическом народе. Если существует народ-мученик, то есть и его мучитель. Говоря об Украине, я говорю о жестокости, потому что располагаю многими сведениями о жестокости вторгнувшихся войск... Разумеется, вторжение совершает российское государство, и это вполне понятно. Иногда я стараюсь не уточнять, чтобы не обидеть, а, скорее, осудить в общем, даже если хорошо известно, кого именно я осуждаю. Мне не обязательно называть имя и фамилию».
И вдруг откровенный «российский флирт».
Чтобы понять понтифика, надо помнить, что с самого начала своего понтификата в 2013 году Франциск постарался придать глобальный, наднациональный характер деятельности Святого престола не от хорошей жизни. Европа уже перестала быть ключевым христианским регионом не только по количеству католиков (не входит даже в десятку стран по общей численности католиков в мире). Плюс история многочисленных преступлений, совершенных католическими священниками в ХХ и начале XXI века, догнала Святой престол в 2016–2021 годах. Жуткие находки останков детей индейцев в канадском городе Камлупс, дело о педофильском спруте, который покрывал лично Иоанн Павел II, это лишь последние строчки большого списка. Расследование WikiLeaks о поездке Франциска в США накануне президентских выборов 2016 года, оплаченной структурами Сороса, имевшей целью привлечение католической части американского электората на сторону Хиллари Клинтон, показало холуйскую сноровку папы в политике. Однако негативный информационный фон изменить так и не удалось. Новые возможности для этого предложила ему Украина...
Год назад папа Франциск призвал кардинала Дзуппи внести вклад в «ослабление напряжённости конфликта на Украине с надеждой, непрестанно присущей Святейшему Отцу, что это может положить начало мирному пути». Тогда же официальный сайт Ватикана сообщал, что папа римский Франциск считает, что в переговорной позиции Украины наступил перелом, Киев больше не рассматривает свои требования как ультиматум. И кардинал Маттео Дзуппи поспешил с визитом в Киев. Ватикан охарактеризовал эту поездку как «краткую, но насыщенную». И, очевидно, что-то обещающую, если следующий свой визит кардинал нацелил на Россию. Официальная программа визита нигде не объявлялась – ни в Ватикане, ни в Москве. Дзуппи встретился с детским омбудсменом Марией Львовой-Беловой и пообщался с помощником Президента России по внешнеполитическим вопросам Юрием Ушаковым. И только. Потому что беспокойство Ватикана об украинской трагедии может быть вполне объяснимо тем, что эта трагедия открывает неожиданные возможности расширения «власти Рима» аж до границ с православной Россией.
Симптоматично, что Дзуппи побывал и в Вашингтоне, где встретился с представителями политических и церковных кругов. В сентябре кардинал посетил Пекин, где провёл переговоры с Ли Хуэем и представителями Министерства иностранных дел КНР на тему войны на Украине и «необходимости объединить усилия для диалога и поиска путей к миру». И если по итогам мирных переговоров хоть какая-то часть Украины сохранит государственность, пусть даже как «протекторат Польши», «взамен на посредничество в достижении мира» она станет зоной церковного влияния Ватикана – лейтмотив папской инициативы. План изящный, хоть и циничный, вполне в духе иезуитов. Сначала руками националистов и униатов, что достаточно хорошо известно в Европе, помочь разжечь майдан, а потом потушить его последствия к собственной выгоде.
Зеленский уже отказывался от плана урегулирования конфликта в Анкаре, от китайской, индонезийской, африканской, арабской инициативы, но очевидный близкий финиш этого вашингтонского холуя очень соблазняет Святой престол. И тот старается. Парижское издание Intelligence Online, публикующее информацию, «необходимую для понимания мира разведки», пока единственное сообщило о готовящемся визите папы в Москву, чтобы повстречаться с Сергеем Лавровым, Юрием Ушаковым, Татьяной Москальковой, Марией Львовой-Беловой и патриархом Кириллом. Почву под него как раз и готовит кардинал Дзуппи. Он активно осуждает запрет канонической Украинской православной церкви, но хранит молчание относительно вторжения ВСУ в Курскую область. Первое ему даётся легко, так как 25 августа папа римский Франциск во время проповеди отметил, что никакая церковь не должна быть упразднена: «Пожалуйста, да не будет упразднена напрямую или косвенно никакая христианская церковь. Церкви трогать нельзя!» – сказал он. Так считает и патриарх Иерусалимский Феофил III, осудивший принятый 20 августа Верховной радой Украины закон, предполагающий запрет богослужений в храмах Украинской православной церкви, прихожанами которой являются не менее 6 миллионов украинцев. Феофил III прямо заявил, что признает только одну церковь на Украине – УПЦ во главе с митрополитом Онуфрием. Но Феофил III – понятное дело. Он наш. А папа Франциск и его Дзуппи?
В минувшем августе, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, кардинал Дзуппи опубликовал редакционную статью в ежедневной газете итальянского епископата Avvenire. Он пишет, что «Матерь знает боль, и её боль помогает нам понять мучения страждущих... Я чувствую бремя слов великого Патриарха Афинагора о Братских Церквах и народах. Можем ли мы праздновать торжество Успения, не испытывая стыда за наше раздроблённое христианство?».
Пассаж, скажем прямо, удивительный в его устах. «Бремя слов великого Патриарха Афинагора», равно как и бремя деяний его сегодняшнего «коллеги» патриарха Константинопольского Варфоломея, как раз и испытывает Украинская православная церковь. «Великий» для кардинала Дзуппи «Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх» и один из лидеров экуменического движения XX века, – тот самый Афинагор, документы о связях которого с ЦРУ были рассекречены в 2020-м, пишет греческое агентство церковных новостей Ромфея со ссылкой на американское общество православной христианской истории Orthodox History. Афинагор, в миру Аристоклис Спиру, был архиепископом Северной и Южной Америки, в 1948-м избран Константинопольским патриархом под давлением США в благодарность за его антикоммунистические взгляды. Кардинала Дзуппи не смущает, что избрание патриарха Афинагора на пост Вселенского патриарха было организовано или, по крайней мере, прошло при содействии правительства Соединенных Штатов, потому что в годы Второй мировой тот работал на американскую разведку. И работал исправно. «У меня три епископа, триста священников и большая и обширная организация. Каждый в моем распоряжении находится и в вашем. Вы можете командовать ими для любой услуги, которая вам требуется. Там не будет задано никаких вопросов, и ваши указания будут выполнены верно. Пожалуйста, скажите мистеру Бернсу, что это так», – докладывал он агенту Амоссу. И сам руководитель OSS Уильям Дж. Донован писал Афинагору о «глубокой признательности за верную и патриотическую помощь». В ответ ему Афинагор заявил, что «готов взять на себя любую обязанность и принести все возможные жертвы ради нашей любимой страны, которая борется за всеобщую свободу и справедливость и за грядущий новый день». Какую страну имел в виду Вселенский патриарх? Ту же, что и его «коллега» патриарх Константинопольский Варфоломей, легализовавший церковный раскол на Украине.
Лишь на первый взгляд все эти детали далеки от конкретики специальной военной операции на Украине. Канадское издание Global Research считает, что с 2022 года Ватикан продвигает собственный сценарий мирных переговоров. Он опирается на идею венгерского премьер-министра Виктора Орбана о замене Зеленского, как тот предложил в своем докладе Евросоюзу о своей миротворческой миссии. Считая Орбана слишком токсичным, чтобы соглашаться с ним, Брюссель, готов положиться на Ватикан как на канал связи с Киевом. И именно к Орбану ездил папа в прошлом году...
В любом случае идея устранения Зеленского может стать отправной точкой для возобновления диалога с Россией, даже если изначально он будет вестись через посредника из Ватикана. И в подтверждение тому Ватикан сообщает, что миссия кардинала Дзуппи продолжается.
На июньском саммите по Украине в швейцарском Бюргенштоке, в котором приняли участие представители 91 страны, поучаствовал и Ватикан. Итоговую декларацию он не подписал ввиду того, что на сборище был просто наблюдателем. Он и остаётся таковым «по жизни», готовым не упустить свой шанс и на украинской трагедии тоже. Святому престолу, продолжающему стремительно терять влияние в Европе, статистика которой показывает очевидный процесс дехристианизации континента, Украина или то, что от неё останется, теперь важнее, чем Старый Свет, который ещё 8 лет назад, выступая в Европарламенте, понтифик сравнил с «бесплодной женщиной, теряющей свою душу, на которую остальной мир смотрит с недоверием и отчужденностью». Ватикан теперь смотрит именно так.