Финляндия на днях приостановила на неопределенный срок взаимодействие с Россией в рамках консультативного совета по работе российско-финляндского Сайменского канала. Тем самым правительство консервативной Национальной коалиционной партии Петтери Орпо и президента Александра Стубба усиливает деструктивную торгово-экономическую политику в отношении России, несмотря даже на то что её последствия сказываются бумерангом против самой Финляндии, в прессе которой разгоняются абсурдные панические слухи об «опасности», якобы грозящей финским энергетикам на российской стороне.
Ранее «…в одностороннем порядке властями Финляндии [было] принято решение о приостановлении движения для прогулочных судов по Сайменскому каналу через Нуйямаа с 15 апреля 2024 года на неопределённый срок. Кроме того, будут закрыты морские пункты пропуска через государственную границу Финляндии Хаапасаари и Сантио», сообщила пресс-служба Федеральной таможенной службы России. Кроме того, финны приняли решение по продлению полного закрытия всех сухопутных пунктов пропуска на российско-финляндской границе (Иматра, Куусамо, Ниирала, Нуйямаа, Райя-Йосепи, Салла, Ваалимаа и Вартиус) до особого распоряжения.
Напомним, Сайменский канал является судоходной артерией, соединяющей озеро Сайма в юго-восточной Финляндии и Балтийское море (вблизи Выборга). Он был открыт ещё в 1856 году и совместно реконструировался в середине 1950-х гг., а затем в 1963-1968 гг. Из общей протяжённости канала 57,3 км финской стороне принадлежат 23,3 км, а российской – 34 км (1). С 1963 г. и до 2013 г. включительно Финляндия арендовала российскую часть канала и прилегающую к нему прибрежную территорию, включая остров Малый Высоцкий (около Выборга).
База ВМФ СССР в Поркалла-Удд и примыкающй к ней район (советская аренда 1946-94 гг., прервана Москвой в 1956 г.)
В связи с приближающимся окончанием действия договора 1962 г. был согласован проект продления договора на период до 2063 г. включительно об аренде Финляндией российской части Сайменского канала, прилегающей к ней прибрежной полосы и об осуществлении судоходства по Сайменскому каналу (Малый Высоцкий был исключён из аренды). 27 мая 2010 г. новый договор был подписан, в 2011-м ратифицирован. Ежегодная плата Суоми российской стороне за аренду составляла 1,22 млн. евро.
Заметим, что в Хельсинки просили Москву в 2010-11 гг. не увеличивать стоимость аренды, поскольку использование канала способствует транзитным через российскую территорию торговым связям Финляндии со странами Центральной Азии, с Белоруссией, Украиной. Просьбам пошли навстречу: арендная плата сохранилась на прежнем с середины 1990-х гг. уровне.
Основная часть финского грузопотока через Сайменский канал приходится на лес, стройматериалы, удобрения, целлюлозу, бумагу, уголь, пиломатериалы. За навигационный период (май-октябрь) водный путь максимальная пропускная способность канала составляет 11,5 тыс. судов «река-море» в целом в обоих направлениях, при этом максимальный грузооборот достигает 4,6 млн. тонн в год. Характерно, что с 15 апреля 2024 г. финская сторона закрыла движение по Сайменскому каналу, несмотря на то что 24 июня с. г. российский и финский комиссары канала решили открыть судоходный сезон с 24 июня...
Санкционная политика Суоми в отношении РФ и ответные российские контрсанкции привели к тому, что доля РФ во внешней торговле северо-западного соседа, десятилетиями превышавшая 15% (а нередко достигавшая 20-25%) к середине с. г. капитально просела до 3%. Многим десяткам финляндских предприятий, издавна сотрудничавшим с российскими партнёрами, приходится, по данным экономического ведомства Финляндии, не только сокращать, но и останавливать производство из-за того, что торговые операции сжимаются для финнов подобно шагреневой коже.
Характерно и более чем двукратное сокращение транзита внешнеторговых грузов РФ через финляндские порты за 2022-23 гг., поставившее на грань рентабельности работу 6 из 11 портов Страны Озёр. По прогнозам финских аналитиков на текущий год, этот транзит наверняка рухнет еще наполовину, с очевидными экономическими и социальными последствиями для портовой инфраструктуры. Многие из них снижают расценки на обслуживание судов и перевалку грузов, но ситуацию это не выправляет. Усугубляет её и то, что с 2023 г. через финские порты прекратились экспортно-импортные перевозки России с Норвегией, Швецией и Исландией.
По оценкам местных экспертов, если финляндская сторона прекратит использование Сайменского канала, её торговые связи со странами Центральной Азии обвалятся минимум наполовину. Подобная перспектива едва ли вписывается в планы Хельсинки активнее развивать торговые и инвестиционные связи с Казахстаном и другими странами Центральной Азии.
В то же время весной с. г. в Астане казахстанская логистическая компания KTZ Express и финляндский логистический оператор Nurminen Logistics Services Oy подписали меморандум, предусматривающий развитие контейнерных сервисов между Китаем и Финляндией через территорию Казахстана. Документ предусматривает развитие грузовых перевозок и запуск совместных контейнерных сервисов «Китай – Финляндия – Китай» транзитом через Казахстан и далее по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ). При том что в сравнении с транзитом через РФ, включая Сайменский канал, грузоперевозки между Финляндией и КНР через ТМТМ более чем на треть дольше, а по транспортным, в т. ч. транзитным расходам – дороже минимум наполовину.
Похоже, эти факторы учитываются властями Финляндии, поскольку о прекращении водного транзита в Хельсинки не заявляют, но при этом упомянутыми действиями в отношении Сайменского канала ясно демонстрируют свою «приверженность» антироссийской политике. «После того как они стали членом НАТО, они готовы расположить на своей территории базы НАТО. [Сайменский канал] – это самый быстрый путь для переброски [военных сил]. Нельзя в условиях такого времени забывать про логистику. Поэтому мы пошли на отказ от грузоперевозок, скорее всего, чтобы нивелировать риски и самое главное – не дать возможность зарабатывать на России, потому что Сайменский канал Финляндию хорошо кормил», – рассказал профессор кафедры государственного и муниципального управления Выборгского филиала РАНХиГС Назим Эмиров.
В сложившихся условиях российская сторона вправе известить финнов о том, что их означенные действия в отношении канала могут привести к пересмотру договора 2011 года, либо же – к введению ограничений на внешнеторговый транзит Суоми по данной артерии с учетом враждебной линии финских властей в отношении России (тем более если учесть совсем недавние реляции президента Стубба об отсутствии у его страны «боязни» России, значимости участия Финляндии в НАТО и военного сотрудничества с США).
Отметим в этой связи и недавнее заявление президента и правительства Финляндии о предстоящей отправке на Украину уже 25-й (!) партии военной помощи стоимостью в 118 млн евро. В общей же сложности военная помощь от Суоми режиму Зеленского с весны 2022 г. достигла 2,3 млрд. евро. Более того, в преддверии открывшейся в Нью-Йорке очередной сессии Генассамблеи ООН неугомонный Стубб призвал к серьёзным реформам в Совете Безопасности, включая его расширение, нивелирование права вето и последовательность действий по возможному исключению России из структур ООН (что в настоящее время невозможно). Всё это, а также очередной призыв к снятию ограничений на поставки оружия режиму Зеленскому, могут означать принципиально новый уровень военно-политической конфронтации между Хельсинки и Москвой.
Примечание
(1) В конце 1940-х – начале 1950-х гг. советская сторона предлагала продлить Сайменский канал через южную Финляндию по существующим там водным артериям до порта Пори в Ботническом Заливе (юго-западное побережье Финляндии). Требовалось построить соединение почти в 40 км в южной части страны и расширить фарватеры некоторых существующих там водных маршрутов. Ситуация с проектом облегчалась для СССР советско-финляндским договором о дружбе и взаимной помощи (1948 г.) и наличием базы советского ВМФ с 1946 г. в Порккалла-Удд (западнее Хельсинки). В Москве были заинтересованы в большем советском присутствии на Балтике – соответственно, перспективным ареалом был северобалтийский Ботнический залив, составляющий свыше трети всей Балтийской акватории. Взамен финнам предлагалась аренда о. Малый Высоцкий. Но в Хельсинки опасались этого проекта, считая, что его реализация усилит и без того весомое влияние СССР в Финляндии. Тем не менее предварительные обсуждения проводились. На 1953 год намечалось окончательное утверждение проекта, но после смерти Сталина в мае 1953 г. в Москве от него отказались.