24 сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко посетил военный полигон Обуз-Лесновский в Брестской области, где провел совещание с высшим военным руководством страны. Среди прочего Лукашенко отметил, что белорусская армия должна быть готова к возможному военному сценарию: «Старая формула: хочешь мира – готовься к войне. Еще раз хочу подчеркнуть (хотя чего нам тут перед кем-то оправдываться), что мы не собираемся воевать, не хотим воевать… Все это уже сказано. Это слушают, но делают свое дело, наши противники, наши соперники. Те, кто готовится против нас, будем прямо говорить, воевать. Поэтому нам надо готовиться к войне. И дай бог, чтобы этой войны не было. Какой бы ни была острой обстановка вокруг Беларуси, мы пока не наблюдаем тенденций к развязыванию против нас войны».
Эти слова были растиражированы многочисленными СМИ как призыв готовиться к войне. На самом же деле речь здесь скорее о рутинной военной подготовке в условиях напряженной геополитической обстановки, в которой находится Белоруссия. Лукашенко подчеркнул, что в настоящее время не видит тенденций к развязыванию войны против Белоруссии, но порох нужно держать сухим.
В эту формулу укладывается и предложенный перечень мероприятий. А. Лукашенко заявил, что белорусскую армию необходимо «встряхнуть» и пообещал масштабные проверки всех силовых структур Белоруссии в осенне-зимний период.
Кроме того, было анонсировано создание нового подразделения на контрактной основе, которое будет формироваться «из тех умных, толковых, сильных людей, но уже взрослых, которые прошли когда-то службу в армии или в каких-то подразделениях».
Также в Белоруссии будет создано народное ополчение. Подобные структуры сейчас существуют во многих армиях мира, в том числе в странах НАТО. В Латвии местное ополчение, Земессардзе, по численности значительно превосходит регулярные вооруженные силы. Но в Белоруссии народное ополчение, очевидно, будет выполнять вспомогательные оборонительные функции.
Лукашенко также поручил госсекретарю Совета безопасности республики Александру Вольфовичу заняться созданием единой системы обороны. В нее будут входить Вооруженные силы Белоруссии, народное ополчение и территориальная оборона.
Предлагаемые меры направлены на укрепление обороноспособности Белоруссии, но все же это не масштабное военное строительство, которое могло бы указывать на подготовку к войне.
Политика Лукашенко в этом вопросе остается достаточно последовательной – он удерживает Белоруссию вне региональных конфликтов, прежде всего, связанных с событиями на Украине.
В 2014-20 гг. Белоруссия пыталась играть в украинском конфликте роль нейтрального посредника и «донора региональной стабильности», как это звучало на языке белорусской дипломатии. Одновременно Минск проводил политику многовекторности, пытаясь балансировать между Россией, ЕС, США и Китаем.
После неудачной попытки политического переворота в 2020 году и особенно после начала СВО возможности для политического маневрирования у Белоруссии существенно сократились.
На сегодняшний день Запад не рассматривает действующую белорусскую власть как партнёра для диалога. Очевидно, что стратегическая цель ЕС и США – установление в Белоруссии антироссийского и прозападного режима. Это позволит замкнуть дугу антироссийских режимов от Финляндии до Украины, создав вдоль западного фасада России не просто санитарный кордон, но настоящий враждебный плацдарм.
Белоруссия – важный стратегический актив. Именно через ее территорию пролегает кратчайшая дорога на Москву. Все транзитные коридоры Китай – Россия – Европа сейчас также замкнуты на Белоруссию. Кроме того, Белоруссия является стратегическим тылом для Калининградской области. Благодаря союзническим отношениям Москвы и Минска коридор в Калининградскую область через недружественные страны ограничен лишь территорией Литвы. Кроме того, Белоруссия и Калининградская область образуют т. н. Сувалкский коридор – уязвимое бутылочное горлышко, отделяющее Прибалтику от основной территории ЕС и НАТО.
Существование «белорусского балкона», нависающего над Украиной, весьма осложняет жизнь и киевскому режиму, который хорошо запомнил, что войска противника могут появиться и со стороны Белоруссии.
Поэтому у Запада есть много оснований не любить действующую белорусскую власть и желать ее скорейшего смещения. Тем более в Белоруссии стартовала политическая реформа, которая перераспределит полномочия между президентом и новым конституционным органом – Всебелорусским народным собранием, а в следующем году в Белоруссии пройдут очередные президентские выборы.
Вместе с тем очевидно, что прямая агрессия против Белоруссии будет означать открытый конфликт с Россией, а на это на Западе пока не готовы, предпочитая вести «гибридную войну».
Однако методы гибридной борьбы в отношении Белоруссии в настоящее время ограничены, учитывая, что прозападная сеть влияния, действовавшая в стране в 2014-20 гг., сейчас разгромлена. Конечно, Запад наверняка попытается нащупать внутренние противоречия и сыграть на настроениях части общества и элит, недовольных теми изменениями, которые произошли по итогам событий 2020-22 гг.
Кроме того, нельзя забывать о факторе политического транзита, который, вероятно, случится во временном горизонте 10 лет и также может быть сопряжен с рисками внутренней дестабилизации, которую Запад попытается использовать в своих интересах.
Таким образом, непосредственной военной угрозы для Белоруссии сейчас действительно нет. Однако в своем стремлении вырвать Белоруссию из геополитической связки с Россией Запад далеко не исчерпал свой инструментарий «гибридных» методов воздействия, хотя этот инструментарий и существенно сократился по сравнению с ситуацией 2014-20 гг.
P.S. «Как только они нападают на нас (американцы и поляки — они уже выстроились вдоль границы, особенно польской. Знаем, что руководство Польши уже руки потирает), мы применяем ядерное оружие», — сказал 27 сентября президент РБ, комментируя изменения в ядерной доктрине России, сообщает информационное агентство БелТА.