Из истории хорошо известно: получив по зубам от Петра I под Полтавой в 1709 году, некогда имперская Швеция надолго, аж на две сотни лет подписалась на политику неприсоединения в мирное время и нейтралитета во время войны. И в течение этого долгого времени превратилась из одной из беднейших стран Европы в одну из самых богатых, став ярким доказательством того, как благотворно политика мира влияет на бизнес – ведь продавать оружие воюющим странам всегда выгоднее, чем участвовать в войне.
Впрочем, едва наследие Петра, воплотившееся в XX веке в СССР, пало под натиском внутренней и внешней демократии, Стокгольм стал упорно высвобождаться от наложенного на себя табу. При этом внеблоковый имидж страны, как козырная карта, продолжал участвовать в политических играх политиков. «Правительство Швеции не собирается отказываться от политики неприсоединения к военным союзам», – заявляли министры иностранных дел и обороны Анн Линде и Петер Хультквист в 2017 году. И даже в феврале 2022-го правительство страны заявляло, что не намерено подавать заявку на членство в НАТО и что «шведская политика безопасности остается неизменной, свобода от военных альянсов хорошо служит нам и способствует стабильности и безопасности в Северной Европе». Население бурно и искренне аплодировало, хотя этот обман уже трудно было не заметить.
Взгляните на «внеблоковую» подноготную Швеции сами: в течение многих лет, предшествовавших ее вступлению в НАТО, Швеция была одним из наиболее активных партнеров этого альянса и «вносила ценный вклад в возглавляемую альянсом миссию «Решительная поддержка» в Афганистане, «Силы для Косово» (KFOR) и миссию НАТО в Ираке (NMI). В качестве «партнёра с расширенными возможностями» (т. е. страны-партнера, которая вносит особенно значительный вклад в операции НАТО и достижение целей Североатлантического союза) Швеция получила расширенные возможности для диалога и сотрудничества с союзниками». Это не я говорю – официальный сайт альянса. Де-факто сотрудничество «внеблоковой» Швеции с блоком НАТО началось, когда Швеция присоединилась к программе «Партнёрство во имя мира» в 1994 году и к Совету Евроатлантического партнёрства, объединяющему всех союзников и страны-партнеры в Евроатлантическом регионе в 1997 году. В 2013 году Швеция присоединилась к Силам быстрого реагирования альянса, в 2014 году – к Программе расширенных возможностей, направленной на усиление оперативной совместимости войск. В 2016 году шведский парламент одобрил договор, дающий НАТО возможность перебрасывать на территорию страны военнослужащих альянса и проводить там учения. В 2017 году страна вошла в состав созданных по инициативе НАТО Объединенных экспедиционных сил...
Легко заметить, что командой на присоединение стал сначала политический, а затем и экономический коллапс СССР, пробудивший в Стокгольме жажду реванша. Этот вызывающий у нас улыбку «копчик» королевского величия, потерявшего в Северной войне Финляндию, Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию, Восточную и Западную Померанию, Висмар, Бремен и Верден, не просто оказался жив, а и зудит при взгляде сторону России. И «всегда открытая дверь» НАТО, вступившего в прокси-войну с Россией, как нельзя кстати предлагает поучаствовать в кампании: «После 30 лет тесного партнерства с НАТО Швеция присоединилась к Североатлантическому союзу 7 марта 2024 года. Исторически партнерство Швеции с НАТО основывалось на политике военного неприсоединения, которая изменилась после полномасштабного вторжения России на Украину в феврале 2022 года», – извещает официальный сайт блока. Но...
Если с первого дня существования альянса его бюджет на 70 процентов наполняет Пентагон, а объединёнными вооруженными силами в Европе командуют адмиралы и генералы США, интересы какой страны защищает эта военная машина? Не надо думать, что жители королевства настолько тупы, что вовсе не замечают «внеблоковую» ложь, опутавшую риксдаг. Ещё 4 года назад шведский Nyhetsbanken писал: «С тех пор, как в 2014 году мы заключили договор, согласно которому Швеция должна принимать у себя военные силы НАТО на время учений, мы успели понять, что те, кто его критиковал, по многим важным вопросам оказались правы. Уже в 2015 году американские войска смогли у нас потренироваться. Из-за того, что мы купили (устаревший) американский противоракетный комплекс "Пэтриот", США стали напрямую влиять на шведскую воздушную оборону, поскольку проект подразумевает, что американский военный персонал должен присутствовать у нас в стране».
Надо добавить, что в 2017 году шведское правительство под давлением со стороны НАТО и США отказалось подписать конвенцию ООН о полном запрете ядерного оружия, которую Швеция когда-то сама же и инициировала. А новая стратегия США по Арктике охватывает большую часть шведской территории. И это всё – сигналы России. На наших глазах Швеция превращается в «трамплин» для атаки на Россию. США явно ведут политику, направленную на то, чтобы окружить Россию. НАТО все ближе подступает к границам России и постоянно проводит неподалеку от них различные учения. «Очень большое значение придается и Черному морю, где сейчас царит большое напряжение из-за конфликта между Россией и Украиной, – подчеркивает газета. – Самолёты НАТО летают в этом регионе все чаще и чаще, а в 2019 году альянс провёл там учения Sea Breeze, причем Швеция участвовала и в них!»
Оцените радость Марии Стенергард, министра иностранных дел внеблокового королевства, выступившую с заявлением о политике правительства после вступления Швеции в НАТО 20 марта этого года: «Это эпохальное событие для нашей страны, которое влечет за собой глубокие и незамедлительные изменения во внешней политике и политике безопасности Швеции. 4 апреля исполняется 75 лет со дня основания НАТО в Вашингтоне, округ Колумбия. С тех пор Североатлантический союз является незаменимой основой для поддержания мира в нашей части света и борьбы с авторитарными силами, которые ему угрожают. Швеция теперь с гордостью присоединилась в качестве тридцать второго союзника к этому сообществу, значение которого для международной безопасности как никогда велико». Браво, если бы это было действительно так.
Однако уже в первый день после подписания в декабре прошлого года соглашения о военном сотрудничестве Швеции с США (Defence cooperation agreement – DCA) шведы называли его безумным. Председатель Шведского союза мира Керстин Бергео первым делом возмутилась тем, что документ дает американской стороне право на использование 17 баз, объектов и военных зон без всяких гарантий о размещении там ядерного оружия: «То, что Швеция подписала такой долгосрочный договор с США без оговорок о ядерном оружии на шведской территории, это безумие. Мы передаем США власть, наши собственные базы и не имеем никаких оговорок по поводу ядерного оружия. Это невероятное изменение шведской политики безопасности, о котором народ Швеции либо ничего не знает, либо не знает, что оно означает», – возмущалась она.
Симптоматично, что если вопрос о членстве Швеции в НАТО обсуждался в парламенте и там принималось окончательное решение, то решение о заключении соглашения о военном сотрудничестве правительство принимало без одобрения народа: «Не было никаких разговоров о заключении масштабного военного соглашения с США. Это случилось совершенно незаметно для нас, простых граждан. Нас беспокоит, что Швеция становится еще большей частью наращивания ядерных вооружений в мире и что народ Швеции не смог высказаться по этому поводу», – заявила Керстин Бергео.
На страницах газеты Dalademokraten ее поддержал сторонник Социал-демократической партии Йоран Грейдер, который считает, что США де-факто вторгаются в Швецию и происходит это без каких-либо серьезных дебатов: «Удивительно, насколько послушным или, возможно, напуганным стал шведский народ, – пишет он в редакционной статье. – Швеция сейчас оккупируется США. Спокойно, тихо и по договору».
Но удивительно, пожалуй, только автору. Политическая деградация Швеции, как независимого государства, вплоть до фактической утери ею военно-политического суверенитета после 18 июня этого года, когда риксдаг одобрил оборонное соглашение с США об оборонном сотрудничестве, носит все признаки потери суверенитета во внешней политике и обороне. Это хорошо демонстрирует пример правоприменительной практики к заморским негражданам, получающим в силу этого соглашения индульгенцию на пренебрежение законами королевства. Напомню, что теперь американские вооруженные силы имеют право и возможность использовать 17 шведских баз, объектов и военных зон, расположенных по всей Швеции, в том числе в Кируне, Эстерсунде и Лулео на севере страны, Хальмстаде на юго-западе и Роннебю на юге, в Висбю на острове Готланд, Упсале в 70 км от столицы, а также на военно-морской базе Берга на Стокгольмском архипелаге. Это значит, что под натовским флагом они не только «стоят в карауле», но и живут среди шведов в указанных зонах. Живут – по каким законам?
Соглашение Швеции с США (DCA) определяет, что именно США будут обладать юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных сил США, как при исполнении служебных обязанностей, так и вне их, когда это преступление является наказуемым как в Швеции, так и в Штатах. Швеция может иметь право вернуть себе юрисдикцию в конкретных делах, имеющих для королевства особое значение, но с согласия США только. Есть классический пример того, к каким последствиям приводит появление янки на чужой земле – Япония. Известно, что там с 1972 по 2009 год военнослужащие США совершили 5 634 уголовных преступления, включая 25 убийств, 385 краж со взломом, 25 поджогов, 127 изнасилований, 306 нападений и 2 827 краж. Тот же принцип экстерриториальности, что унаследовали шведы, успешно защищал американских солдат от японского правосудия.
Есть примеры деградации национального правосудия и свежее. Премьер-министр Дании Метте Фредериксен представила военный договор, по которому американские солдаты, которые будут размещены на трех аэродромах в Карупе, Скрюдструпе и Ольборге, за совершенные ими нарушения закона не будут судить в Дании. Догадайтесь где...
А Латвия ещё в 2017 году отказалась от права судить военнослужащих из контингента США - сейм большинством голосов решил, что американские военнослужащие будут неподсудны для латвийского правосудия в случае совершения ими преступлений...
Не будет преувеличением сказать, что Швеция для Евросоюза была и остаётся такой далёкой периферией, что вспоминают её в Брюсселе редко. И только по делу. И потеря ею правовой, равно и как всякой прочей, независимости Брюссель не заметит. А вот реваншистский прицел на Россию одобрит обязательно. Скоро увидим.