Уставшие союзники и атлантист-холостяк: сможет ли Марк Рютте спасти НАТО?

1 октября Марк Рютте, новый генеральный секретарь блока НАТО официально вступил в должность, приняв эстафету у Йенса Столтенберга, занимавшего этот пост в течение десяти лет.

«Отец Йенса Столтенберга дал своему сыну совет, когда тот десять лет назад стал генеральным секретарем НАТО: это будет скучная работа. Никто не будет посылать такое сообщение Марку Рютте, который во вторник сменит Столтенберга на посту главы военного альянса.

Рютте, бессменный премьер-министр Нидерландов, проработает на своем посту всего месяц, когда ему предстоит столкнуться с сложнейшим геополитическим вызовом – президентскими выборами в США, которые могут оказаться решающим моментом для западного альянса, являющегося основой мира и безопасности в Европе со времен окончания холодной войны»,пишет Politico. 

Рютте придется регулярно летать в США, если на выборах победит Дональд Трамп, который требует от членов альянса повысить военные расходы и заявил о намерении «положить конец войне России против Украины путем переговоров, а не помогая Киеву дать отпор [России], отмечает издание.

«Даже если более симпатизирующая Украине Камала Харрис победит в Белом доме, Рютте все равно будет трудно найти баланс между 32 союзниками НАТО. Многие из них оказали давление на Вашингтон (и Берлин), чтобы снять ограничения на способность Киева использовать передовое западное оружие для нанесения прямых ударов по военным целям в России, что администрация Байдена считает эскалацией», – указывает Politico

Вашингтон также будет следить за тем, увеличат ли страны НАТО расходы на оборону. Восемь европейских стран-членов не достигают установленного десятилетие назад целевого показателя расходов на оборону в размере 2 процентов ВВП.

Нелишне вспомнить, что в бытность премьер-министром Рютте Нидерландов его правительство постоянно не достигало этой цели.

«Генеральному секретарю Рютте будет крайне важно настойчиво добиваться быстрого и срочного увеличения европейских оборонных расходов. Ему будет особенно важно наглядно продемонстрировать это, учитывая плохую историю Нидерландов по оборонным расходам за последнее десятилетие», – сказал Politico Элбридж Колби, высокопоставленный военный чиновник в бывшей администрации Трампа 2017-2021 годов.

«Траектория устойчивого, работоспособного трансатлантического альянса предельно ясна: Европа должна взять на себя инициативу в собственной обороне, — сказал Колби. – Соединенные Штаты не могут делать все и должны рано или поздно сосредоточиться на Азии, в идеале как можно скорее».

Некоторые персонажи в НАТО считают, что Рютте справится с таким нешуточным вызовом, как возможное возвращение Трампа в Белый дом. На саммите НАТО 2018 года 45-й президент США заявил, что Вашингтон «пойдет своим путем», если другие страны альянса не начнут тратить больше на свою защиту. Именно Рютте спас ситуацию, заверив американского лидера, что расходы выросли, хотя факты говорили об обратном. За это нидерландский политик получил прозвище Заклинатель Трампа («Trump whisperer»).

Невольно возникает вопрос: каким образом Рютте может «справиться» и поднять военных расходы? Снова обмануть?

«Это вряд ли!» – сказал бы красноармеец Сухов, и был бы прав.

Кто бы ни победил на ноябрьских выборах в США, снижение финансового вклада в блок НАТО будет категорическим императивом для любой администрации Белого дома.

А способны ли европейские члены НАТО обременить свои госбюджеты серьезным повышением военных расходов? Посмотрим, как обстоят дела с финансами ведущих европейских стран НАТО.

Дефицит британского бюджета достиг 120 миллиардов фунтов. Госдолг Британии впервые за 70 лет превысил 100% от ВВП. На его обслуживание тратится в два раза больше, чем на военные расходы. Поэтому британская армия и съёжилась до неприличия, насчитывая сегодня всего 76 тысяч человек, вдвое меньше, чем в 1990 году, и является самой маленькой со времён Наполеона.

Лидер британских лейбористов Кейр Стармер, едва освоившись в кабинете премьер-министра на Даунинг-стрит, 10, ошеломил граждан Соединённого Королевства, пообещав им крайне болезненные реформы в экономической политике.

В своем обращении к нации «премьер-министр намекнул на масштабные налоговые рейды, предупредив, что британцам придется пережить “краткосрочные трудности”, прежде чем экономика улучшится»,пишет The Sun. Стармер также заявил, что «все хуже, чем мы когда-либо себе представляли».

Ни о каком повышении военных расходов в ближайшей, а скорей всего и в среднесрочной перспективе в Соединенном Королевстве никто даже не заикается.

Франция сейчас переживает самый худший дефицит бюджета за всю свою историю. Об этом заявил французский министр экономики, финансов и промышленного суверенитета Антуан Арман в эфире радиостанции France Inter. По итогам 2023 года дефицит французского госбюджета составил 173 млрд евро. «Если не считать одного-двух исключительных кризисных лет, то мы столкнулись с наиболее тяжелым дефицитом за нашу историю. В этом плане ситуация очень серьёзная», – поделился министр. 

Франция в 2024 году достигнет установленной Североатлантическим альянсом перед странами – членами цели выделять 2% ВВП на военные нужды. Об этом в феврале 2024 года заявил министр вооруженных сил республики Себастьен Лекорню по прибытии на встречу министров обороны стран НАТО.

«В конечном итоге [военный бюджет Франции] составит €69 млрд. В связи с этим я подтверждаю, что Франция достигнет установленной НАТО цели выделять 2% ВВП на военные нужды в 2024 году», – отметил он и тут же оговорил возможность увильнуть от взятых на себя повышенных военных обязательств, добавив, что «самое главное - это не столько достичь этих 2% ВВП, сколько добиться того, чтобы это приносило пользу в военной сфере». 

Бюджет Германии может в ближайшие годы столкнуться с дефицитом в €98 млрд. Об этом во вторник, 10 сентября, пишет Bild, ссылаясь на депутата бундестага от оппозиционной партии Христианско-демократический союз (ХДС) Кристиана Хаазе.

«У [правящей] коалиции, очевидно, нет ни сил, ни желания сформировать устойчивый бюджет. Ее работа представляет собой капитуляцию в бюджетной политике. Из-за нее следующее правительство будет вынуждено нести крайне тяжкое бремя», – цитирует Хаазе издание.

Экономисты прогнозируют в будущем дефицит бюджета Германии будет нарастать, и в итоге может возникнуть «финансовая дыра» в 98 млрд. евро. 

Тем не менее 27 февраля 2022 года канцлер Германии Шольц заявил об увеличении военного бюджета ФРГ на 50 процентов (до 74,1 млрд евро) и создании специальной статьи бюджета «Бундесвер». «Из федерального бюджета на эту статью будет единовременно выделено 100 млрд евро. Данные средства будут использованы для необходимых инвестиций и проектов в области вооружения. С нынешнего момента мы – год за годом – будем инвестировать более двух процентов нашего внутреннего валового продукта в нашу оборону», сказал Шольц под бурные аплодисменты депутатов.

Германия сейчас имеет третий по величине военный бюджет в мире после США и Китая. Шольц не скрыл, на что будут потрачены эти громадные деньги: «Нам нужны самолеты, которые способны летать, корабли, которые выходят в море, и солдаты, которые оснащены всем необходимым». 

Но даже если все страны альянса выполнят требование Вашингтона поднять свои военные расходы до 2% ВВП, это не поможет странам НАТО поставить на ноги свой одряхлевший за тридцать лет военно-промышленный комплекс, как указывают аналитики российской Академии военных наук. 

«В небольших государствах, поддерживаемых более сильным государством, центр тяжести сосредоточен в армии более сильного государства; в союзах – в единстве, образованном общими интересами», – учит Карл фон Клаузевиц. 

Армия самого сильного государства НАТО, США, желает переложить ставшую обременительной для нее тяжесть военных расходов на оборону своих европейских союзников на них самих, что если и может быть реализовано, то с большим скрипом, да и то на горизонте в 10-15 лет.

Что же касается единства европейских членов альянса, то его в настоящее время «нет и скоро совсем не будет», как сказал бы гражданин Паниковский.

Изо всех европейских стран НАТО лишь Франция обладает передовыми военными технологиями почти по всему спектру вооружений и военной техники. Но ей не хватает финансовых ресурсов для разработки новых военных технологий, соответствующим внезапно открывшимся реалиям современной войны. Под сильнейшим давлением США французы пошли на военно-техническое сотрудничество с немцами. 

В 2016 году французская госкорпорация Nexter Systems S.A. и германский концерн Kraus-Maffei Wegmann GmbH & Co. KG (KMW) создали бронетанковый холдинг KNDS (KMW and Nexter Defense Systems). Летом прошлого года KNDS на фоне дефицита финансовых и интеллектуальных ресурсов фактически лёг под германского гиганта Rheinmetall для совместного производства тяжелых танков и боевых роботов в рамках проекта Main Ground Combat System (MGSC). MGCS, разработкой которого будет руководить Германия, должен заменить немецкие основные боевые танки Leopard 2 и французские основные боевые танки Leclerc с середины 2030-х годов. 

Французы довольно легко пошли на альянс с германской оборонкой в сфере производства бронетехники и артиллерийских систем, признавая превосходство германских технологий в этой сфере. Но отказываются от интеграции с немецкими кораблестроительными и авиационными оборонными компаниями. Так, не состоялось слияние французской военно-морской госкорпорации DCNS с ThyssenKrupp. Глава Dassault Aviation Оливье Дассо упорно сопротивлялся передаче авиационных технологий германскому концерну Eurofighter. В марте 2021 года он погиб в авиакатастрофе при странных обстоятельствах. Научный сотрудник Парижской академии геополитики Алеся Милорадович, которая встречалась с Оливье Дассо незадолго до его гибели, уверена, что «его убрали американцы, чтобы устранить препятствия по втаскиванию Франции в Четвертый рейх». 

Американцы помогают немцам подминать под себя оборонную промышленность европейских стран, в первую очередь Франции. За исключением редких случаев эти усилия американцев не встречают сопротивления у европейских политиков, которые прочно привязаны к заокеанской боевой колеснице коррупционными связями. Так, в начале нулевых ЦРУ и АНБ внедрили ведущие мировые консалтинговые компании McKinsey и Boston Consalting в политические круги Германии и Франции. В настоящее время эти компании путем подкупа ведущих политиков двух гегемонов Евросоюза добились практически полного контроля над логистикой оборонных контрактов этих стран. А сопротивление французов вызвано их недовольством статусом младшего партнера Германии. 

На пути восстановления былой военной мощи лежат между тем неодолимые препятствия. Главное из них: в Европе никто не хочет не то, что воевать с Россией, но даже просто служить в армии.

В британской армии, как мы писали, критический недобор новобранцев, который распространяется даже на элитные части. Британская молодежь хочет красиво жить, а не умирать во имя непонятных ей милитаристских амбиций вождей НАТО. Дальнейшие сокращения численности британских вооруженных сил неизбежны, а британских арсеналов хватит лишь на неделю боевых действий в серьезном военном конфликте.

Та же самая картина и во французской армии, которая сталкивается с недобором кадров из-за недостаточной привлекательности службы и низких зарплат, сообщает радиостанция Europe 1 со ссылкой на источник в армии.

«В последние годы армии сложно находить новые кадры, что может объясняться несколькими факторами: недостаточная привлекательность, сложные условия, менее высокая зарплата, чем в частном секторе», – сообщает Europe 1.

Эта тенденция беспокоит руководство французской армии в контексте конфликта на Украине, отмечает радиостанция. В 2023 году армия не сможет выполнить поставленные цели по набору и недоберет 1,5-2 тысячи молодых рекрутов.

В докладе комиссара бундестага по вооруженным силам Евы Хёгль по данным за 2023 год говорится, что бундесверу не хватает как персонала, так и материалов, а вся военная инфраструктура пришла в упадок. Критические проблемы Вооруженных сил Германии известны уже много лет и сохраняются, поскольку войска «продолжают стареть и приходить в упадок». Кроме того, отсутствуют крупные системы и запасные части. Этот дефицит усугубляется поставками оружия и материалов на Украину, которая занята отражением российского вторжения. «Из-за большого количества и одновременности задач бундесвер находится «на пределе своих возможностей». Поэтому кадровые цели кажутся «теперь почти недостижимыми». При этом казармы «ветшают, приходят в негодность», а финансовое положение бундесвера «катастрофическое». 

На восстановление оборонной мощи европейских стран НАТО может потребоваться не менее 10-15 лет, что признают все западные военные аналитики.

Но что делать с нехваткой личного состава и инженерно-технических кадров, не говоря уж о категорическом неприятии европейской молодежью армейской службы?

Загнать насильно обязательной воинской повинностью, может, и получится, но из-под палки гнать в бой – это значит плодить армию дезертиров и симулянтов.

Как бы то ни было, предупрежден – значит вооружен. Параноидальное стремление НАТО бросить все свои пока еще не слишком могучие силы на подготовку войны с Россией услышано российским военно-политическим руководством.

Дональд Трамп недавно напомнил кокаиновому фюреру, что русские разбили Наполеона и Гитлера. Помнят ли об этом в Брюсселе?