Объявляя о начале в 2025 году «юбилейного» для Ватикана года, папа римский Франциск сделал судьбу христианского населения Ближнего Востока главной темой своего послания Urbi et Orbi, а также затронул эту тему в Булле об объявлении юбилейного года, оглашенной весной и озаглавленной "Spes non confundit" – "Надежда не разочаровывает". В этих документах он призвал к всеобщему прекращению огня на Святой земле и во всех зонах конфликта на Ближнем Востоке.
«Христиане, – заявил, развивая эту тему в интервью, опубликованном в январе в ватиканской газете Osservatore Romano, государственный секретарь Святого престола, кардинал Пьетро Паролин, и говоря о христианах на Ближнем Востоке, – присутствуют в этом регионе с незапамятных времен. Они по-прежнему являются полноправной частью ближневосточных государств и обществ, хотя, к сожалению, их присутствие после всех событий далекого и недавнего прошлого и настоящего, к сожалению, способствует их отъезду, и поэтому численно христианские общины всех стран истощаются. Я хотел бы повторить это конститутивное измерение христианского присутствия: арабский также означает христианин, потому что в этих землях есть христианская община, которая имеет корни в прошлом. Поэтому я бы указал на это фундаментальное и конститутивное измерение христианского присутствия. Христиане, являясь составной частью, могут внести свой вклад во всех сферах. Как неоднократно говорил папа римский, Ближний Восток без христиан был бы беднее, он был бы лишен той выразительности, которая является фундаментальной для реальности этого региона».
Как отметила недавно французская газета Figaro, католическая церковь «встревожена судьбой христиан, живущих на Святой земле, а также в Ираке, Ливане и Сирии. Но ей приходится беспомощно взирать на их массовый исход».
Христиане Святой земли постоянно находятся в центре внимания и молитв папы Франциска. Как пишет газета, ссылаясь на слова самого понтифика, с 7 октября 2023 года он ежедневно звонит в приход Святого Семейства в Газе. В декабре в ходе молитвы "Ангел Господень", транслировавшейся по видео из Дома святой Марфы в Ватикане, он вновь повторил: "Думаю с болью о Газе, о жестокости, о детях, которые подвергаются бомбардировкам, о разрушениях школ и больниц... о такой жестокости".
Напряжённые события последнего времени, отмечает Figaro, вновь повторяют то, с чем постоянно приходится сталкиваться христианам, проживающим на Святой земле, а также в Ираке, Ливане и Сирии. Они все чаще задумываются о том, чтобы отправиться в добровольное изгнание, в то время как более образованные или богатые уже давно так и поступили. Если смотреть на этот конфликт из Рима, откуда он воспринимается как кошмарный сон, то его последствия, когда Святая земля опустеет от христиан, представляются не менее катастрофическими.
Именно поэтому католическая церковь на протяжении десятилетий вместе с местными так называемыми "восточными" церквами (более десятка деноминаций, зачастую не поддерживающих отношений друг с другом) борется за сохранение христиан на этой земле. В 2010 году, например, Бенедикт XVI созвал специальный синод "Церкви на Ближнем Востоке", чтобы призвать – впрочем, безуспешно – к гражданскому и политическому праву "гражданства" для христиан в арабских странах, отмечает Figaro.
Уже давно признают эту проблему и в США. С 1910 по 2010 год, писала Nеw York Times, процент христианского населения Ближнего Востока – в таких странах, как Египет, Израиль, Палестина и Иордания, – продолжал снижаться; когда-то 14 процентов населения, теперь христиане составляют примерно 4 процента. (В Иране и Турции их почти не осталось.). В Ливане, единственной стране в регионе, где христиане обладают значительной политической властью, их численность сократилась за последнее столетие с 78 процентов населения до 34 процентов. Низкий уровень рождаемости способствовал этому снижению, а также враждебная политическая обстановка и экономический кризис. Страх также является движущей силой. Рост экстремистских группировок, а также восприятие того, что их общины исчезают, заставляют людей уезжать.
Так писала эта газета около 10 лет назад, но с тех пор ситуация еще больше ухудшилась. Однако свой вклад в катастрофу для христиан Ближнего Востока внесли не только экстремисты ИГИЛ*, а сами Соединенные Штаты. И NYT это вынуждена была признать.
«Это было особенно актуально в Ираке после вторжения США, которое заставило сотни тысяч бежать, – отмечала газета. – С 2003 года мы потеряли священников, епископов, и более 60 церквей были разбомблены», – сказал Башар Варда, халдейский католический архиепископ Эрбиля. С падением Саддама Хусейна христиане начали покидать Ирак в больших количествах, и население сократилось до менее 500 000 человек сегодня с 1,5 миллионов в 2003 году. Арабская весна, которую тоже во многом спровоцировали США, только ухудшила ситуацию. Когда диктаторы вроде Мубарака в Египте и Каддафи в Ливии были свергнуты, их давняя защита меньшинств также закончилась… Будущее христианства в регионе его зарождения теперь неопределенно.
«Сколько еще мы можем бежать, прежде чем мы и другие меньшинства превратимся в историю в учебнике истории?» – говорит Нури Кино, журналист и основатель правозащитной группы Demand for Action. Согласно исследованию Pew, христиане сталкиваются с религиозными преследованиями в большем количестве стран, чем любая другая религиозная группа, делает вывод NYT.
В Сирии ситуация не лучше. До начала гражданской войны в 2011 году христиан, которые пользовались защитой со стороны государства и зачастую были близки к алавитскому режиму семьи Асадов, насчитывалось около 2 миллионов, или 8% населения. Кардинал Марио Дзенари, апостольский нунций в Дамаске с 2008 года, недавно поделился результатами подсчетов, согласно которым сейчас христиане составляют лишь 2% населения. В 1950-х годах их доля составляла 25% – двенадцатикратное сокращение менее чем за столетие.
В Ливане наблюдается та же тенденция, хотя и более медленная, поскольку там христиане – преимущественно марониты, – являются наиболее многочисленной христианской общиной на Ближнем Востоке. Проблема в этой стране заключается в том, чтобы найти достоверные данные, поскольку оценки численности различаются в два раза – от 20 до 45% населения. В любом случае ответственные лица обеспокоены непрестанным оттоком населения, усугубляющимся за счет экономического кризиса.
И, наконец, в самой Святой земле – Израиле, Иордании и Палестине – совокупное число христиан, по оценкам благотворительных организаций, составляет 350 тысяч человек на 15 миллионов, то есть 2–3% от всего населения региона. В 1948 году показатель составлял 10%. Без учёта Ливана и с учетом Иордании, где эта цифра составляет 6%, можно предположить, что христиан на Ближнем Востоке в настоящее время около 2%: важное для мирового христианства меньшинство, находящееся, однако, под серьезной угрозой.
Положение христиан на Ближнем Востоке серьезно осложнилось на фоне беспрецедентной эскалации обстановки. Численность покинувших регион последователей этой религии растёт, рассказал «Известиям» представитель РПЦ в Сирии архимандрит Филипп. По его словам, там образовалась настоящая гуманитарная катастрофа и многим жителям пришлось оставить свои дома.
Ближний Восток был колыбелью христианства. Но в последнее время регион сталкивается с тревожным феноменом – стремительным сокращением числа приверженцев этой религии. Политические конфликты, экономические трудности и религиозные преследования заставляют миллионы людей уезжать. Размер трагедии, которая сейчас разворачивается в Сирии, превышает возможности наших общин, рассказал архимандрит Филипп.
По различным данным, доля христианского населения в некоторых странах региона значительно снизилась. Если в начале XX века каждый четвертый житель Ближнего Востока был христианином, то сегодня их численность едва достигает 5%. Особенно критическая ситуация наблюдается в Ираке, Палестине и Сирии, особенно с разгулом религиозного радикализма после падения «режима Асада». Так, в конце декабря сирийские христиане вооружились и вышли на марш против «переходного правительства», протестуя против нападения группы боевиков – уроженцев Центральной Азии на Рождественское дерево в Скайлабе, небезопасно и в населённом христианами районе Аль-Касаа сирийской столицы.
Обещая формировать правительство и силовые структуры с учётом интересов всех этнических и религиозных групп, правительство Мохаммеда аль-Джуляни пока в полной мере удовлетворяет разве что интересы радикальных исламистов из числа наёмников самого разного происхождения. Тревожное развитие событий в Сирии, безусловно, вызывает беспокойство в России, стремящейся к стабилизации ситуации на Ближнем Востоке и приложившей немало усилий по разгрому ИГИЛ* и помощи Сирии и другим странам в борьбе с международным терроризмом.