Теодор Рузвельт

Осыпанный лаврами миротворца

Президент США, который помог установить мир между Россией и Японией

ХХVI президент США Теодор Рузвельт – дальний родственник более позднего хозяина Белого дома Франклина Рузвельта – был лауреатом Нобелевской премии мира. Эту награду он получил потому, что был посредником на переговорах между Российской империей и Японией в 1905 году. Между ним и нынешним главой Белого дома Дональдом Трампом (кстати, оба республиканцы) протянулась незримая нить, ибо последний спустя 120 лет пытается остановить конфликт между Россией и Украиной. 

Этот короткостриженый усач в пенсне на фотографиях выглядит задумчивым и неулыбчивым. На самом деле он был словоохотливый и веселый, обожал быть в центре внимания. Дочь Рузвельта оставила такой иронический образ отца: «Покойник на каждых похоронах, невеста на каждой свадьбе и младенец на каждых крестинах». 

Рузвельт был человеком неуемной энергии и широких интересов. Он окончил с отличием Гарвардский университет, написал несколько книг по истории военно-морского флота и освоению Дикого Запада. Был эрудирован и начитан – между прочим, выделял Льва Толстого. Любил путешествовать и охотиться. Последнее увлечение перенес на политику. 

Оставим в покое внутреннюю, американскую, пробежимся по внешней. Рузвельт не соглашался с тем, что Америка должна быть пассивным Градом на холме, на который должны равняться другие страны. И стремился возвеличить США. Он любил повторять негритянскую пословицу: «Говори ласково, но держи наготове большую дубинку, и ты далеко пойдешь». Примерно так действовали США во время его президентства. В основном «большая дубинка» Вашингтона обрушивалась на Латинскую Америку. США, игнорируя международное право, без стеснения вторгались в страны этого континента для завоевания новых сфер влияния и продвижения своих интересов. 

Важным этапом политической карьеры Рузвельта стала поддержка отделения Панамы от Колумбии и подписание договора с этой страной. Согласно ему, была создана зона канала, а потом появилось и само сооружение, ставшее одним из крупнейших и сложнейших проектов ХХ века. Рузвельт часто посещал строительство Панамского канала, вникал во все его тонкости. Действия президента США были широко разрекламированы прессой и вызвали всеобщее одобрение.

Однако наибольшую славу Тедди, как прозвали Рузвельта в Америке, принесла дипломатия. О его роли в посредничестве на переговорах между Россией и Японией спорят до сих пор, но главное, что они оказались успешными. И президент США был осыпан лаврами миротворца. 

Карикатура посвящена переговорам между Россией и Японией

Карикатура посвящена переговорам между Россией и Японией

…Война на Дальнем Востоке превратилась в череду ошеломляющих поражений Русской армии. Был сдан Порт-Артур, разразилось фиаско в Маньчжурии и разгром при Цусиме. Газеты жестоко высмеивали главнокомандующего сухопутными и морскими вооруженными силами Алексея Куропаткина и других генералов.

Тем не менее Русская армия была еще вполне боеспособна. К тому же ее людские и материальные резервы были огромны. Японские же войска, наоборот, были обескровлены. Да и казна была пуста – азиатское государство потратило на войну несметные деньги. 

Из Токио полетели жалобные депеши в Лондон и Вашингтон с просьбой склонить Николая II к миру. Но тот поначалу и слышать об этом не хотел. Однако уже повсюду в России слышался недовольный ропот масс – в двери империи настойчиво стучалась революция.

Конкуренты России наблюдали за дальневосточной войной со злобным интересом. Рузвельт говорил германскому послу, что надо, «чтобы обе державы возможно сильнее потрепали друг друга, и чтобы после заключения мира не исчезли такие географические районы, в которых между ними имеются трения, так, чтобы в отношении границ сфер их интересов они противостояли бы друг другу приблизительно так же, как и до войны». 

Вышло, как хотел Рузвельт и другие западные страны. Поэтому войну можно было завершать. И русский император с горечью согласился на переговоры, руководствуясь принципом «внутреннее благосостояние важнее, чем победа». 

Президент США вспоминал, что, когда его избрали посредником на переговорах в августе 1905 года, он испытал чувство глубокого удовлетворения. Теперь он мог влиять на позиции России и Японии и войти в историю! 

Однако Рузвельт не был уверен в успехе переговоров. «Я привел лошадей к водопою, но только один Господь бог знает, будут ли они пить воду или начнут лягать друг друга»», – писал он. 

 …Переговоры состоялись в маленьком американском курортном городке Портсмуте. На первом заседании министр иностранных дел Японии Дзютаро Комура с издевательской усмешкой огласил требования своей страны: передача ей Ляодунского полуострова, Сахалина, Порт-Артура, признание за Токио полного господства в Корее. Кроме того, он потребовал ограничения русских морских сил на Дальнем Востоке. 

Глава российской делегации Сергей Витте, покраснев от гнева, воскликнул: «В этом зале нет победителей, а поэтому нет и побежденных!» То есть диктат здесь неуместен. 

Недоброжелатели России злобствовали. Британский король Эдуард VII заявил: «Контрибуция Японии причитается, как победителю». Кайзер Вильгельм II обратился к русскому царю, убеждая его принять японские условия. «Постарался» и посредник Рузвельт: «Царь должен отчетливо понять, что эта война проиграна, мир должен быть подписан с ясным осознанием того, что японцы – победители». Намек русским был очевиден – уступайте, отдавайте…

В Санкт-Петербург полетела телеграмма с перечислением японских требований. Николай II ответил коротко: «Неприемлемо». И уже было готов продолжать войну. Генерал Антон Деникин, участник Русско-японской войны, вспоминал: «Эшелоны подкреплений шли к нам в бодром и веселом настроении. Японская армия имела на 32% меньше бойцов. Былого подъема в ней уже не наблюдалось... Что ждало бы нас, если бы мы перешли в наступление? Победа! Армия могла бороться дальше. Но Петербург «устал» от войны более, чем армия...»

Переговоры были прерваны, разозленные дипломаты готовы были разъехаться. Однако через несколько дней остыли и поддались уговорщикам, среди которых был и Рузвельт. 

Теперь уже русская делегация выдвинула свои условия мира: никаких контрибуций, никаких ограничений морских сил. После этого наступила длинная пауза. После нее Комура, насупившись, объявил, что его правительство принимает эти предложения. 

Японии также пришлось гарантировать свободу мореплавания в проливе Лаперуза и дать обязательства не укреплять южный Сахалин, который России пришлось уступить. Также был утрачен российский контроль над Маньчжурией.

Между прочим, Рузвельт советовал японцам быть более упорными на переговорах и настаивать на контрибуциях. Он вообще тяготел к ним – во всяком случае, поначалу. В 1904 году президент США писал одному из своих корреспондентов: «Меня интересуют японцы, и они мне нравятся. Я совершенно четко осознаю, что если они победят в войне, то это, по всей видимости, может означать борьбу в будущем между ними и нами…»

Отменная прозорливость! Но воевать с Японией через много лет придется не Теодору Рузвельту, а Франклину Рузвельту. 

Интересная деталь. Беседуя с русским дипломатом Романом Розеном, Теодор Рузвельт признался, что его «симпатии были на стороне Японии, которую он считал правою, но что с развитием военных событий сочувствие его перешло всецело на сторону России». Но не потому, что он ее вдруг возлюбил, а от того, что увидел в Японии сильного соперника Америки.

Однако и ослабление России Рузвельт считал нежелательным. Ему хотелось, чтобы на Дальнем Востоке обе державы и в дальнейшем противостояли друг другу. Такой вариант тоже был выгоден США. Что ж, для достижения мира хороши были все средства, и Рузвельт использовал их в полной мере. Некоторые, возможно, остались неизвестными…

Мирное соглашение с Японией в России назвали позорным, оно нанесло мощный удар по авторитету царской власти. Но и в Японии недовольство Портсмутом было огромным. Вернувшуюся из США делегацию ждали митинги протеста и демонстрации. Жители Страны восходящего солнца считали себя победителями – ведь ее солдаты разбили Русскую армию во всех сражениях. Но получили взамен совсем не ту награду, на которую рассчитывали… 

Остается добавить, что Нобелевская премия мира 1906 года была присуждена Теодору Рузвельту, как сказано в формулировке, «за его роль в прекращении кровавой войны, недавно разразившейся между двумя великими державами – Японией и Россией». 

Он стал первым американцем и первым президентом США, получившим подобную награду. Сегодня другой глава Америки Дональд Трамп имеет немалые шансы стать Нобелевским лауреатом. Но гораздо важнее, если его усилия достигнуть мирного соглашения между двумя воюющими в Европе странами увенчаются успехом.