25 ноября 1975 г. последнее сухопутное колониальное владение в Южной Америке площадью свыше 163 тыс. кв. км получило независимость: бывшая Нидерландская Гвиана стала Республикой Суринам. Через два дня с резиденции генерал-губернатора был спущен флаг бывшей метрополии, и именно в тот же день правительства Суринама и Советского Союза объявили об установлении дипотношений. Сегодня Суринам – среди стран-партнёров России в Западном полушарии (притом что первые три места так или иначе делят Нидерланды, Китай и США).

Манифестация в связи с независимостью: «один народ – одна нация» (26 ноября 1975 г.)
В национальном составе населения (почти 640 тыс. чел. в 2024 г.) доминируют индийцы (27,4%), мароны (потомки африканских рабов, 21,7%), креолы (15,7%), яванцы (13,7%), выходцы с других островов Индонезии (11%), потомки буров-переселенцев из Южной Африки (до 10%). Столь причудливая межэтническая «смесь» обусловлена многими столетиями колониального господства. Впоследствии здесь были созданы профсоюзные, затем политические организации по национальному принципу, но примерно с 1930-х годов такие организации становились межэтническими ввиду «смешивания» друг с другом сфер экономической деятельности этнических групп в Суринаме. Но именно в этой стране, по оценке Экономического и социального совета ООН (1994, 2009, 2019 гг.), несмотря на периодические внутриполитические эксцессы в целом сохраняется межнациональное согласие, практически отсутствуют националистические акции. Отчасти это стало реальностью оттого, что издавна в парламенте и правительстве страны, в местных органах власти негласно, но неукоснительно соблюдается принцип равного / пропорционального межэтнического представительства.

В двусторонних российско-суринамских связях немало обоюдных пересечений. Так, в 2017 г. латиноамериканская страна отозвала своё официальное признание (2011 г.) квазигосударства «Косово», не участвует в санкциях против РФ и Белоруссии. Вступив в Карибское сообщество (CARICOM) в начале 2000-х гг., Суринам неизменно выступает против американской блокады Острова свободы. Страна активно развивает политико-экономические связи с Венесуэлой, выступает за демилитаризацию и деколонизацию всего Карибского бассейна. По имеющейся информации, Суринам активно посредничал в урегулировании территориальных споров Венесуэлы и Гайаны (2024-2025 гг.). Будучи заинтересованным в дальнейшем укреплении CARICOM, Суринам в начале 2020-х гг. отказался от территориальных претензий к соседней Гайане. А ещё в конце 1980-х гг. в Парамарибо настояли на выводе военной базы бывшей метрополии.

В феврале 2020 г. в Москве прошли переговоры министра финансов Суринама Гилмора Хуфдраада с руководством Национального комитета РФ по содействию экономическим связям с Латинской Америкой. Напомним, что доля Суринама в общем ВВП CARICOM свыше 30%, в совокупных населении и территории того же блока – 35 и до 25%.
В ходе переговоров отмечалось, что в Суринаме стремятся к развитию торговых связей с ЕАЭС на основе обоюдного режима максимального благоприятствования, включая совместные проекты в АПК (в том числе использование российских технологий в переработке агросырья), а также партнёрство в горнодобывающей отрасли (освоение весьма крупных запасов бокситов, алмазов, золота, нефти в Суринаме), в гидроэнергетике, железнодорожном строительстве этой страны. В настоящее время продолжаются консультации по отбору приоритетных инвестпроектов и экспортно-импортных товарных ассортиментов. Завершение консультаций, планируемое на первое полугодие 2026 г., предполагает согласованную двустороннюю программу торгового и экономического сотрудничества.
К слову, Суринам относится к числу крупнейших в мире производителей-экспортёров алюминиевого сырья (бокситы) и его полуфабриката (глинозём), являющихся среднедефицитными в РФ и Казахстане и высокодефицитными в других странах ЕАЭС. Принадлежащий китайской корпорации Chinalco бокситовый рудник на западе страны должен начать работу в 2026 г., однако уже сейчас масштабный проект, требующий модернизации и расширения построенных полвека назад вывозных путей и экспортного порта, вызывает тревогу со стороны общин коренных народов. Кроме того, Суринам – крупнейший в CARICOM производитель-экспортёр риса (90-процентное обеспечение рисом в ЕАЭС – только в Казахстане и Киргизии), а также тропических древесины и фруктов, морепродуктов, сырья из кожи...

В ходе переговоров в Суринаме в 2019 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров обсуждал перспективы долгосрочного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной областях. На встрече у вице-президента Майкла Ашвина Адина, «в которой участвовали министры торговли, юстиции, природных ресурсов и обороны Суринама, были озвучены конкретные совместные предложения, как нам продвигаться по соответствующим направлениям. Предложения мы взяли в проработку». Надо полагать, со второй половины 2020-х гг. эти предложения и проекты обретут конкретные очертания.

Шельфовые нефтегазовые ресурсы Суринама и Гайаны
С середины 2020-х гг. стороны возобновили обсуждение так и не реализованного в позднесоветские времена «бартерного» проекта по возможному импорту из Суринама бокситов, чая и пальмового масла и в обмен на автомобили марки Lada. Впрочем, более важным видится нахождение Суринама и Гайаны (1) в нефтегазовом шельфовом бассейне, содержащего, по оценкам Геологической службы США, только из доказанных ресурсов до 14 млрд. барр. нефти и 0,9 трлн. кубометров газа (и там и там доля Суринама – по 43 %). С 2020 г. освоение этих ресурсов ведётся компаниями из Франции, США при участии национальной нефтегазовой госкомпании Staatsolie, доля которой к концу 2025 г. – около 25% в общем объеме добычи. В середине ноября PETRONAS Suriname E&P B.V. (PSEPBV, дочернее предприятия PETRONAS с пропиской в Куала-Лумпуре) и местная Staatsolie подписали Декларацию о коммерческой пригодности (DoC) газового месторождения Sloanea, расположенного в пределах блока 52 на континентальном шельфе Суринама. Ожидается, что работы начнутся в ближайшее время, а окончательное инвестиционное решение будет принято во второй половине 2026 г. Старт добычи природного газа запланирован на 2030 г. Соглашение о разделе продукции по указанному блоку на принципах раздела продукции появилось ещё в 2013 г., и с тех пор на этом участке было открыто 3 месторождения – Sloanea-1, Roystonea-1 и Fusaea-1.
В частности, в конце 2020 г. была пробурена разведочная скважина Sloanea-1, обнаружившая газоносный пласт (на тот период в проект входила американская ExxonMobil, вышедшая из проекта по разработке блока 52 в 2024 г. в рамках переоценки своих глобальных активов). Тогда же PETRONAS Suriname пробурила на месторождении оценочную скважину Sloanea-2, чтобы определить параметры месторождения и его коммерческую привлекательность.
11 ноября 2025 г. Staatsolie утвердила границы коммерческого месторождения, намереваясь бурить там газовые скважины, для разработки которых надо будет строить подводную инфраструктуру, в том числе первый в регионе плавучий завод по производству сжиженного природного газа.
Ранее, в сентябре 2024 г., Staatsolie и PetroChina Investment Surinam B.V. (дочка китайской CNPC), подписали контракты о разделе продукции (СРП) на морских блоках 14 и 15. Китайские партнёры получили права на разведку, разработку и добычу.
Агрессивные приготовления Вашингтона в отношении соседней Венесуэлы с отчётливым запахом нефти могут привести к долгосрочной дестабилизации, что может негативно сказаться на экономическом развитии Карибского региона.
Примечание
(1) В 2027 г. только на нефтеносном блоке Stabroek на шельфе этой страны будет введено в эксплуатацию 6 плавучих судов для добычи, хранения и перевалки общей мощностью более 1 млн барр./сутки нефти, что является весьма серьёзным показателем и будет оказывать немалое влияние на мировые рынки.