Несколько дней тому назад, 3 октября, исполнилось 34 года с момента воссоединения Восточной и Западной Германии. День германского единства – так официально именуют этот праздник в ФРГ. Правда, чем больше лет проходит с событий осени 1990 года, тем чаще восточные немцы называют «воссоединение» аншлюсом и даже поглощением. А ностальгия по временам ГДР становится новым трендом в восточных германских землях.
Тем не менее официальная пропаганда продолжает настаивать на том, что всё было правильно, и 3 октября – это повод для празднования, а не для сожаления. Более того, в восточногерманском Лейпциге даже решили поставить Монумент объединения Германии, на постройку которого будет выделено аж 5 млн евро.
Как пишет BILD, из 32 участников творческого конкурса победил проект местных художников и архитекторов «Баннеры, флаги, транспаранты», представляющий собой композицию из стальных флагов, транспарантов и стволов деревьев – всего более 50 объектов, распределённых по всей площади, «которые должны дать зрителю пространство для ассоциаций, сближения и участия».
«Памятник будет напоминать о событиях осени 1989 года, когда около 70 000 человек вышли на улицы Лейпцига против коммунистической диктатуры», – отмечает BILD.
Ну на счёт «диктатуры» можно было бы и поспорить, и ещё неизвестно, где её по факту больше – в тогдашней ГДР или в нынешней ФРГ (тема практически тоталитарных запретов, которыми обложили немцев в период недавней пандемии, до сих пор одна из самых болезненных в Германии). Но оставим это на совести журналистов BILD. На сегодняшний день существуют гораздо более существенные поводы вспомнить Германскую Демократическую Республику добрым словом, а заодно показать, как сильно изменилась за это время немецкая действительность, причём далеко не в лучшую сторону.
Начнём с того, что 7 октября относительно незамеченной прошла ещё одна знаменательная дата – 75 лет со дня основания на территории бывшей советской оккупационной зоны Германской Демократической Республики. Как пишет Junge Welt, чтобы отметить юбилей, бывший Генеральный секретарь СЕПГ (правящая партия в ГДР) Эгон Кренц, которому исполнилось уже 87 лет, появился в субботу в берлинском кинотеатре «Вавилон» и призвал ученых, политиков и журналистов германских СМИ вынести «объективное и исторически справедливое суждение о ГДР, которое часто искажается и подаётся необъективно».
Например, Кренц вспомнил о том, что Восточная Германия, в отличие от Западной, всегда строго придерживалась принципа, согласно которому с немецкой земли больше никогда не должна исходить угроза ни для одной страны в мире.
«Пока существовал Советский Союз, которому мы обязаны больше, чем кому-либо другому освобождением Германии от фашизма, и ГДР на его стороне, в Европе царил мир. Какой контраст с сегодняшним днём!» – заявил бывший политик, не скрывая упрёка в сторону нынешних германских властей.
О том, что бундесвер активно участвовал практически во всех операциях НАТО, в том числе и в Югославии, а нынче Германия являете крупнейшим спонсорам киевского режима и главным европейским поставщиком вооружений для ВСУ, полагаю, напоминать нет нужды. Немецкие танки в Курской области – это картинка уже не только из 1943 года.
А потому, уверен, не нужно удивляться и тому факту, что именно восточные немцы активнее прочих выступают сегодня за прекращение поддержки киевского режима и скорейшее начало мирных переговоров.
На днях в Берлине прошла массовая демонстрация сторонников мирного урегулирования украинского конфликта, организованная партией «Союз Сары Вагенкнехт». Как сообщает Deutsche Welle, 10 тысяч немцев (согласно данным берлинской полиции) требовали мира на Украине и Ближнем Востоке.
«Собравшиеся также протестовали против поставок оружия Киеву и Израилю. На митинг пришли пропалестинские активисты и сторонники России, которые пытались вступить в дискуссию с участниками проходившей рядом контрдемонстрации в поддержку Украины», – отмечает DW.
Антивоенные настроения стали во многом определяющим для результатов прошедших в сентябре парламентских выборов в трёх восточногерманских землях – Саксонии, Тюрингии и Бранденбурге. В результате двое политиков от крупнейших парламентских партий, возглавивших земельные правительства в Бранденбурге, Дитмар Войдке (СДПГ), и Саксонии, Михаэль Кречмер (ХДС), а также лидер ХДС в Тюрингии Марио Фойгт выступили с совместным заявлением, призвав к более активным усилиям по поиску путей урегулирования конфликта на Украине.
Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, политики отметили, необходимость создания мощного международного альянса, который в том числе должен привлечь к переговорам Россию, целью такого альянса является прекращение огня и предоставление Украине гарантий безопасности.
«Мы хотим, чтобы страдания людей из-за этой разрушительной войны окончились, и выступаем за прекращение огня и переговоры между Украиной и Россией при соблюдении Устава ООН и в духе Будапештского меморандума, чтобы избежать дальнейших разрушений и кровопролития… Федеральное правительство должно более активно выполнять свои внешнеполитические обязанности посредством более заметной дипломатии. Германия может и должна активнее выступать в качестве посредника. Мы хотим более активной дипломатической роли Германии в тесной координации с ее европейскими соседями и партнерами», – сказано в их заявлении.
Стоит ли говорить, что без давления, которое оказали на политиков восточногерманские избиратели, никакого заявления, противоречащего курсу как правящей сегодня СДПГ, так и крупнейшей оппозиционной силы ХДС, не последовало бы.
Но это далеко не единственное позитивное влияние, которое оказывает на жизнь всей Германии бывшая ГДР. Внезапно выяснилось, что в ФРГ рекордно вырос спрос на квартиры в панельных домах времён социализма. Как пишет журналистка BILD Мэнди Кюнаст, в 1970 году в ГДР разработали серию панельных домов WBS 70 (Wohnungsbauserie 70), которые начали строить с 1973 года. К 1990 году в Восточной Германии ввели в эксплуатацию около 1,3 млн новых квартир, а на окраинах больших городов появились целые панельные микрорайоны, такие как Марцан в Берлине или Лобеда в Йене. После объединения Германии многие панельные дома были снесены, перестроены или модернизированы. А недавно некоторые из них признали памятниками архитектуры.
«Панельные дома "долгое время были символом мрачной архитектуры ГДР". Но теперь они стали хитом продаж. В районе им. Фрица Геккерта на юге Хемница выстраиваются очереди, чтобы арендовать такие квартиры. В некоторых домах не осталось ни одного свободного места. Главная причина – низкая стоимость аренды, около 300-500 евро в месяц. Что является поистине "сказочной" ценой для сегодняшней Германии, где сложился дефицит жилья. Кроме того, из многих домов на окраине открывается красивый вид на лес», – говорится в публикации.
Кстати, всё та же BILD запустила интерактивный опрос среди читателей, спросив их, могут ли они представить, что будут жить в панельном доме. Ответ оказался обескураживающим: из почти 50 000 респондентов 61% сказали да и только 39% высказались против.
Получается, что через 30 с лишним лет, прошедших после объединения Германии, существуя уже в эпоху «развитого капитализма», власти ФРГ всё ещё не в стоянии обеспечить всех жителей Федеративной Республики качественным и желательно недорогим жильём и потому вынуждены обращаться к наследию «проклятого» гэдээровского прошлого. Какая ирония!
И ещё один важный аспект, касающийся деградации (иначе и не скажешь) современного германского общества и роли восточных немцев в попытке отстоять традиционные немецкие ценности.
Активная поддержка бывшими гражданами ГДР политических партий, выступающих с консервативных позиций (искренне, а не как продавшая душу дьяволу глобализма ХДС), вовсе не случайна. Им страшно не нравится современная леволиберальная повестка с её ложно понятной толерантностью, превратившейся в диктатуру агрессивных меньшинств. И они прекрасно отдают себе отчёт в том, что всего этого вопиющего разложения нравов в Германской Демократической Республике попросту не случилось бы.
Там никогда не состоялся бы диалог, подобный тому, что привёл у себя в тг-канале мой коллега, германист Тимофей Борисов. Вы просто вдумайтесь в то, что произносит женоподобный персонаж, обращаясь к мужчине традиционной (пока ещё) ориентации.
«Если тебе привлекают только женщины, то это гендерная дискриминация. Ведь существуют гомосексуальные мужчины, которым ты можешь понравиться. На дворе ведь уже не древние века, когда мужчины были с женщинами. Скоро же 2025 год, и ты обязан дать шанс другим мужчинам, которые тебя хотят. Ты выбираешь только женщин? Значит, ты духовный банкрот. Ты, наверное, голосуешь за правых? Нет? Ну и как же тогда могло случиться, что тебе не нравятся мужчины? Это же нетолерантно. Это же расизм».
Как писал великий Лермонтов, «всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Это сегодня они «удивляются» тому, что есть люди с нормальной ориентацией, завтра – начнут принуждать к соблюдению гендерного разнообразия. Существую же уже «гендернонейтральные» уборные, на Олимпиаде мужики, прикинувшиеся женщинами, лупят девушек по лицу, происходит ещё много чего, что ещё вчера тоже казалось немыслимым и абсурдным.
Немцы родом из ГДР это отлично понимают, потому-то и голосуют за АдГ или Сару Вагенкнехт, пытаясь внести каплю разума в эту вакханалию безумия и спасти единую Германию от падения в пропасть. Как верно подметил тот же Тимофей Борисов, восточные немцы не хотят новую ГДР, они хотят другую Германию.