Американская оборонная промышленность столкнулась с гибельной для нее проблемой: каждое новое вооружение стоит гораздо больше предыдущего, что через поколение приведёт к «одностороннему разоружению» и почти полной потере авиации и военно-морского флота США, пишет американский портал Responsible Statecraft.
«По мере роста стоимости вооружения количество производимых систем уменьшается… Это явление создает так называемую "спираль смерти в обороне", когда стоимость единицы нового оружия превышает оборонные бюджет», – отмечает издание аналитического центра Института Куинси.
«По мере роста стоимости оружия количество производимых систем уменьшается. Вот как Соединённые Штаты оказались всего с 21 бомбардировщиком B-2 вместо 132, 187 истребителями F-22 вместо 750 и тремя эсминцами класса Zumwalt вместо 32, как изначально обещали военные. Это явление создает то, что известно как спираль смерти обороны, когда стоимость единицы нового оружия опережает оборонные бюджеты», – указывает автор статьи старший научный сотрудник Центра Стимсона бывший капитан морской пехоты Дэн Грэйзер.
Спираль смерти (The Death Spiral), по мнению Грэйзера, – одна из главных патологий Пентагона: «Американский народ выделяет все больше ресурсов на свою оборону, получая взамен все меньше и меньше. В 1975 году, когда военные реформаторы начали свою серьезную работу, у ВВС было 10 387 самолетов. Сегодня у ВВС их 5 288. У ВМС было 559 действующих кораблей в 1975 году. Сегодня во флоте их всего 296. Базовый бюджет Пентагона сегодня более чем на 60% выше, чем в 1975 году, с поправкой на инфляцию. Американский народ просто тратит больше и получает гораздо меньше взамен своих оборонных долларов».
Могут возразить, что современная военная техника стоит дороже из-за возможностей, которые она предоставляет войскам. Этот аргумент не работает в первую очередь в отношении американского ВПК.
«Трудно найти кого-то, кто честно скажет, что программа Littoral Combat Ship стоила затраченных усилий», – отмечает Грэйзер.
Littoral Combat Ships – американские корабли прибрежной зоны, разработанные в рамках программы LCS. По замыслу американских адмиралов, для достижения преимущества в литоральных водах потенциального противника (прежде всего Китая и России) нужно было построить флот из 64 суперсовременных литоральных кораблей стоимостью около 200 миллионов долларов каждый.
Проект по стоимости сразу же вышел за рамки в три раза. Поэтому было решено ограничиться всего лишь 32 LCS.
В недавнем докладе военных аналитиков Hudson Institute Брайана Кларка, Тимоти Уолтона и Сета Кропси указывается, что два десятка построенных LCS были предназначены для проведения боевых операций в прибрежных водах… в военном конфликте против равного противника непригодны.
ВМС должны создать для ведения боевых действий в прибрежных водах противника небольшие беспилотные платформы, считают авторы доклада.
14 августа 2023 года в военно-морской базе США Мейпорт (штат Флорида) состоялась церемония вывода из эксплуатации литорального боевого корабля (Littoral Combat Ship – LCS) Sioux City.
Это был очередной «выход на пенсию одного из дорогостоящих и проблемных кораблей класса Freedom, кораблей, задуманных ранее в этом столетии, которые, как теперь признают чиновники, имеют мало шансов выжить в обычном бою против Китая или военно-морского флота другой страны. Такие корабли должны были служить 25 лет, но прослужил лишь пять», пишет американский военный портал Navy Times.
«Военно-морской флот объявил о своем намерении вывести из эксплуатации Sioux City и восемь других LCS класса Freedom в начале весны 2022 года, чтобы высвободить средства для финансирования других приоритетов, что является признанием того, что флот LCS не сделал того, что предполагалось изначально», – отмечает издание.
Военно-морской флот США признал провал своего амбициозного проекта Littoral Combat Ships ещё в 2016 году. Четыре уже построенных корабля было решено использовать как учебные.
Самый дорогостоящий проект ВМС США – суперэсминец-«невидимка» USS Zumwalt («Замволт») – стал предметом насмешек в СМИ и соцсетях. Фотографию эсминца в весьма неприглядном виде опубликовал портал The Drive. Обозреватель издания, известный военный аналитик Тайлер Рогоуэй отметил: «Не очень блестящий вид футуристического военного корабля», радиопоглощающие пластины которого потеряли цвет, а по корпусу струится ржавчина.
Проект строительства эсминцев класса Zumwalt давно стал притчей во языцех, как пример негодного расходования огромных средств. Идея строительства подобных кораблей появилась после событий 11 сентября 2001 года. Эти корабли предназначались для поражения баз и учебных лагерей боевиков, а также для поддержки десанта морской пехоты. Их главное оружие – 80 ракет «Томагавк».
Поначалу американцы планировали построить 32 корабля этого класса. Потом 24. Потом семь. Построили три и закрыли проект. И не в последнюю очередь по причине дороговизны суперэсминцев: стоимость одного «Замволта» ($4,4 млрд) практически равна стоимости авианосца.
С нелёгкой руки военного аналитика Майкла Пека «Замволты» прозвали «кораблями со стеклянной челюстью» (The Glass-Jawed Warship). «Стеклянная челюсть» – это из боксерского слэнга; такое прозвище давали боксерам, которые плохо держат удар.
Дело в том, что надстройка двух первых кораблей этого типа выполнена из композитного радиопоглощающего материала – бальсовой основы и панелей из пробкового дерева с трехмиллиметровой кевларовой броней, которую может пробить даже очередь крупнокалиберного пулемета.
После того как три эсминца Zumwalt окончательно стали «белыми слонами» (white elephants; русский аналог – «чемодан без ручки») американского флота, командование ВМС США решило придать им хоть какой-то смысл, снарядив межконтинентальными баллистическими ракетами вместо «Томагавков». Однако смысл создания таких кораблей уже утерян.
Нельзя не отметить и множество ошибочных инженерных решений. Бросается в глаза влияние кораблестроительной школы XIX века – «Замволт» точь-в-точь казематный броненосец Конфедерации «Вирджиния». Просматривается и конгениальность с дедушкой броненосцев береговой обороны – французским «Торо». Системный признак кораблей с такой конфигурацией корпуса – плохая мореходность. Завал бортов, таранный форштевень, интегрированная надстройка – все во имя снижения радиозаметности.
Когда абсурдность самого замысла дорогостоящих кораблей «со стеклянной челюстью» стала очевидна, в Пентагоне даже рассматривали вопрос о разборке на металлолом третьего суперэсминца. В итоге его все-таки достроили, но с существенным изменением конструкции.
Разрекламированные и сверхдорогие истребители пятого поколения F-22 и F-35 не смогли стать полноценной заменой тому же F-15 Eagle.
Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor в 2022 году начал выводиться из эксплуатации из-за неудовлетворительных эксплуатационных характеристик. Ещё в июле 2009 года производство F-22, который получил говорящее прозвище Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
С самого начала выпуска еще одного истребителя пятого поколения F-35 «страдали от огромного количества ошибок», пишет Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. Сегодня огромный парк истребителей F-35 обладает лишь ограниченной боеспособностью из-за перегрева и вибрации двигателей.
Самый большой недостаток F-22 и F-35 состоит в том, что они могут нести во внутренних отсеках фюзеляжа крайне ограниченное число ракет, так как установка вооружений на внешней подвеске лишит их малозаметности. Об установке на этих малозаметных монстрах гиперзвуковых ракет и речи не ведется.
В июне прошлого года Счётная палата США (GAO) опубликовала доклад о программах перевооружения Пентагона. Аудиторы подтверждают выводы, сделанные в докладе группы аналитиков Hudson Institute, что «армия США находится на перепутье», продолжая создавать все более неустойчивые большие многоцелевые платформы, так называемые Death Stars («Звезды смерти»), которые в конечном итоге будут ограничивать обеспечение национальных интересов США и их союзников.
Пентагон продолжает готовиться к «прошлой войне», в которой основную ударную силу представляют крайне уязвимые гигантские авианосцы, эсминцы-невидимки и сверхдорогие истребители. Где-то на задворках военно-технического строительства вырисовываются автономные рои дронов, способные вести, как мы писали, «мозаичную войну», основанную на «принятии решений» и быстрой замене выбывающих в боях против равного противника недорогих «бюджетных» систем оружия.
Сверхмонополизированный американский ВПК не может, да и не желает быстро перестраиваться на конструирование будущих войн, лишь вполуха прислушиваясь к мнению военных аналитиков.
Если не остановить раскрутку Death Spiral, то США грозит одностороннее разоружение, указывает Дэн Грэйзер, напоминая, что еще в 1883 году бывший чиновник министерства обороны и генеральный директор Lockheed Martin Норман Огастин ехидно предсказал, что к 2054 году «весь оборонный бюджет будет потрачен на покупку только одного самолёта. Этот самолёт придётся делить между ВВС и ВМС по 3,5 дня в неделю, за исключением високосного года, когда он будет предоставлен морским пехотинцам на дополнительный день».
Чтобы предсказание Огастина не сбылось, необходимо изменить ведение дел в сфере оборонных закупок, указывает Грэйзер: «Руководители вооруженных сил должны отказаться от практики погони за наиболее технологически продвинутым оружием. Вместо того чтобы пытаться добавить все мыслимые гаджеты к каждому самолету, кораблю и наземному транспортному средству, военные должны упростить конструкции. Качественное оружие — это то, которое способно лишь выполнить поставленную задачу».
Однако реализм чужд оборонному лобби Америки. Лидеры оборонного истеблишмента хотят бороться со Спиралью Смерти, вкладывая больше денег в проблему. Так, сенатор-республиканец Роджер Уикер предлагает радикально увеличить расходы на оборону до 5% от ВВП. Такое увеличение добавит к и без того астрономическому военному бюджету США дополнительные 5 триллионов долларов.
Для сравнения: финансирование оборонных стартапов, таких как Anduril Industries, Inc., нацеленных на создание массовых и недорогих дронов, составляет, как мы писали, чуть более миллиарда долларов, в то время как прожорливые монстры американского ВПК и примкнувший к ним Пентагон потратят в текущем году $886 млн. Соотношение расходов на действительно необходимые в современной войне вооружения и военную технику и на бесполезные «звезды смерти» – почти один к тысяче.
Если же предложение сенатора Уикера будет поддержано Конгрессом США, то шеститриллионный военный бюджет раскрутит «спираль смерти» американского ВПК в рекордные сроки.
Кто бы ни горевал по этому поводу, а нам это в радость.