Американский консервативный портал The Daily Signal опубликовал статью двух экспертов аналитического центра The Heritage Foundation, Сидни Хадсона и Уилсона Бивера, The British Submarine Problem and What It Means to US Security («Проблема британских подводных лодок и ее значение для безопасности США»), в которой жестко критикуются британские власти, превратившие свой некогда могучий военно-морской флот в посмешище для всего мира.
В ВМФ Соединённого Королевства четыре стратегические атомные подводные лодки (АПЛ) класса «Вэнгард» с ядерными баллистическими ракетами американского производства «Трайдент», одна устаревшая ракетно-торпедная АПЛ «Трафальгар» и пять ракетно-торпедных АПЛ «Астьют», вооруженных торпедами и американскими крылатыми ракетами «Томагавк».
«Ударные подводные лодки Королевского военно-морского флота Британии призваны следить за передвижениями российских подводных лодок в Северной Атлантике, они входят в первую линию сдерживания России, что приносит огромную пользу Соединенным Штатам. Такой мониторинг особенно важен для национальной безопасности США, поскольку Россия может похвастаться мощными подводными силами, которые проявляют повышенную активность в регионе и за его пределами. Российские подводные лодки были обнаружены в прошлом году вблизи Португалии, Ирландского моря, Северного моря, Средиземного моря, Карибского бассейна и Соединенных Штатов», – отмечают Сидни Хадсон и Уилсон Бивер.
Но это союзнический долг британские подлодки толком выполнить не могут.
«Волны кризиса накатывают на военно-морские силы, которые когда-то однозначно считались самыми мощными в мире. В течение почти 100 дней в этом году ни одна из ударных подводных лодок Королевского флота Великобритании не была развернута для проведения военно-морских операций», – пишут Хадсон и Бивер.
Британские СМИ оценивают кризис британского «подплава» (подводных плавающих средств) намного жестче.
«В последние дни августа одна из четырех британских атомных подводных лодок класса “Вэнгард” – правительство не скажет, какая именно – прихрамывая, вернулась в шотландский порт Фаслейн. Усталые подводники, лишенные солнечного света и свежего воздуха в течение почти шести месяцев, лежали, прислонившись к рубке. Корпус был покрыт коркой морских растений. Джон Хили, министр обороны Великобритании, наблюдавший за этим, приветствовал ”исключительные жертвы» моряков. Однако такие длительные патрули также символизируют кризис в подводных силах Великобритании”», – пишет The Economist.
У Великобритании есть два типа подводных лодок. Четыре стратегические АПЛ лодки класса «Вэнгард» (SSBN), несут ядерные ракеты «Трайдент»; одна из них постоянно находится в море. Шесть ударных подводных лодок класса «Трафальгар» или «Астьют» (SSN) несут крылатые ракеты, «отслеживают российские подлодки и собирают разведданные, среди прочих обязанностей. Это крупнейшие силы в Европе – у Франции на одну SSN меньше – но они растянуты».
Самая важная роль британских ударных подлодок – «проноситься впереди подлодок класса "Вэнгард", чтобы гарантировать, что Россия не сможет отслеживать британское ядерное оружие. “Слежение за перемещениями российских подлодок в Северной Атлантике – многопользовательская игра”, – говорит Том Шарп, бывший командующий ВМС. – Наши собственные SSN … отсутствуют. Королевский флот, откровенно говоря, не выполняет поставленные перед ним задачи”», – отмечает The Economist.
«Почти год назад мы сообщили, что ни одна из ударных подводных лодок (SSN) Королевских ВМС не была в море. С тех пор активность SSN была ограничена... Из шести SSN, которые в настоящее время находятся в эксплуатации, только одна выходила в море за последние 3 месяца. Подлодка Ambush находится у причала в Фаслейне уже два года, а Artful последний раз выходила в море более 15 месяцев назад. Некоторые работы начались на подлодке Audacious, но теперь она находится в Девонпорте уже 16 месяцев, ожидая, когда сухой док станет доступен. Подлодка Astute проводила патрулирование в 2023 году, но не выходила в море в течение семи месяцев», – пишет независимый британский морской портал Navy Lookout.
Совершенно новая ударная АПЛ Anson в апреле 2024 года завершила морские испытания и испытательные стрельбы в Атлантическом подводном испытательном и оценочном центре (AUTEC) на Багамах, но с тех пор не выходит в море.
Причины кризиса британских субмарин эксперты The Heritage Foundation видят в том, что «подводные силы Королевского флота не располагают достаточным количеством действующих доков для проведения технических работ, а также не соответствуют современным стандартам безопасности. Так, судоподъёмник на военно-морской базе «Фаслейн» в Шотландии неожиданно провалил сертификационную проверку и не работал более года.
Кроме того, нарастает дефицит морских инженеров и моряков-подводников. За последние 23 года численность личного состава Королевского флота сократилась на 24%.
Американские аналитики в приказном порядке предписывают своим младшим «взять под контроль свою собственную национальную безопасность»: «В то время как Соединенные Штаты переключают ресурсы и внимание на Индо-Тихоокеанский регион, чтобы противостоять все более воинственной военной позиции Китая там, близкие союзники должны выполнять свои региональные обязательства по безопасности. Если британцы не смогут или не захотят, патрулирование Северной Атлантики может достаться французским и немецким подлодкам.
Если Соединённое Королевство намерено возглавить сдерживание России в Северной Атлантике и за ее пределами со стороны НАТО, одновременно поддерживая более широкие геостратегические интересы Соединенных Штатов в борьбе с экспансионистским Китаем, оно должно начать более серьезно относиться к своему флоту».
Даже если бы у британцев были бы необходимые для возрождения своего военно-морского флота финансовые ресурсы (а их нет от слова совсем, есть только чёрная дыра в бюджете размером в 22 миллиона фунтов стерлингов), то сделать это не позволила бы катастрофическая утрата культуры военного производства.
Со стратегическими субмаринами, призванными наводить страх на Россию и Китай, творится что-то невообразимое.
19 ноября 2023 года британская АПЛ класса «Вэнгард» с экипажем из 140 человек и с ядерными ракетами «Трайдент-2» чуть не затонула в Атлантике из-за неисправности глубиномера.
«Серьёзная неисправность на атомной подводной лодке Королевского флота погрузила военный корабль в «опасную зону», едва не раздавив насмерть 140 членов экипажа. Худшую катастрофу Королевского флота со времен Второй мировой войны удалось предотвратить в последнюю минуту. Такая катастрофа спровоцировала бы кошмарную спасательную операцию по возвращению сверхсекретного корабля и его ядерного реактора, которую пришлось бы проводить до того, как русские доберутся до места происшествия», – пишет британская газета The Sun.
Когда подводная лодка готовилась к погружению, вышел из строя глубиномер, и в то время, когда подлодка уже проваливалась на опасную глубину, капитан все еще считал, что она на поверхности океана.
В самый последний момент, когда до проваливания на недопустимую глубину оставались считанные секунды, инженеры на корме субмарины обратили внимание на второй глубиномер и подняли тревогу.
The Sun не называет ни названия субмарины, ни глубины, на которую она провалилась, «из соображений безопасности».
«Британия имеет четыре подводные лодки класса Vanguard, но в настоящее время в рабочем состоянии находятся только две. Одна находится на капитальном ремонте, а другая проходит ходовые испытания после ремонта, стоимость которого превысила бюджет на 300 миллионов фунтов стерлингов», – отмечает издание.
Три недели понадобилось Министерству обороны Великобритании, чтобы через СМИ признать провал тестового пуска баллистической ракеты Trident-II (D5) стратегической АПЛ «Вэнгард», который состоялся 30 января 2024 года у восточного побережья США.
Сообщается, что ракета вышла из пусковой шахты ракетоносца, после чего вследствие отказа двигателей первой ступени упала в море в считанных метрах от подлодки. На борту подлодки находились министр обороны Грант Шэппс и первый лорд Адмиралтейства адмирал сэр Бен Ки.
Министерство обороны Великобритании заявило, что «во время учений 30 января у побережья Флориды «произошла аномалия», но средства ядерного сдерживания остаются “эффективными”».
Подлодка находилась под водой во время запуска и, возможно, поэтому «не была поражена 44-футовой ракетой, когда она падала обратно в Атлантику», пишет The Sun.
«Сразу же началось безумное расследование, чтобы выяснить, что пошло не так, и было поручено найти сверхсекретную ракету со дна моря в Порт-Канаверал, Флорида», – иронизирует британский таблоид.
Непонятно, на чем основана уверенность британских морских лордов в том, что «…если бы стрельба велась в условиях реального патрулирования, а не в условиях испытаний, она была бы успешной».
Причиной провального испытания может быть либо ошибка при программировании полетного задания, введенного в бортовую систему управления ракеты, либо неисправность двигательной установки, либо накладки в ходе ремонта систем ракетного комплекса подводной лодки.
Видимо, это до сих пор и выясняют в ходе «безумного расследования» в базе Кингс-Бей, куда вернулась незадачливая АПЛ после неудачного ракетного пуска.
Это было уже второе подряд неудачное испытание с 2016 года, когда британская стратегическая АПЛ HMS Vengeance в ночь с 20 на 21 июня произвела неудачный тестовый пуск ракеты Trident-II. После выхода из шахты подводной лодки и запуска стартового двигателя ракета начала отработку полетного задания, но направилась не в Южную Атлантику, а в сторону континентальной части Соединенных Штатов, после чего самоликвидировалась.
Британские стратегические АПЛ проводят долгие годы на ремонте в сухих доках. Так, АПЛ «Вэнгард» вошла в состав Королевского флота в августе 1993 года и провела 9 лет на ремонте. Какого качества этот ремонт, свидетельствует разразившийся в феврале 2023 года скандал вокруг сломанных болтов на трубах ядерного реактора АПЛ, головки которых были срезаны после чрезмерной затяжки, а рабочие оборонной фирмы Babcock приклеили головки болтов обратно, вместо того чтобы полностью заменить болты. По счастливой случайности это было обнаружено незадолго до активации реактора.
Нынешнее состояние британского подводного флота таково, что он устрашает не врагов, а союзников, прежде всего старших партнеров из-за океана. Однако призывы аналитиков из The Heritage Foundation к британским политикам «серьезней отнестись к своему флоту» повисают в воздухе.
В 2018 году в Британии была разработана национальная кораблестроительная программа National Shipbuilding Strategy, предусматривающая строительство небольшого числа боевых кораблей, «строящихся по урезанному бюджету, чтобы укрепить пришедший в упадок флот».
Упадок британского флота необратим, так как он отражает общий коллапс британской экономики, деградацию которой уже невозможно остановить.