От безопасности Евразии — к безопасности мира

Формирующийся многополярный мир требует более активных действий и работы на перспективу

31 октября – 1 ноября 2024 г. в Минске прошла вторая международная конференция по евразийской безопасности, где была представлена «Евразийская хартия многополярности и многообразия в XXI веке». На ней выступали президент Беларуси Александр Лукашенко и глава МИД РФ Сергей Лавров, которые подчеркнули, что однополярный мир завершился и необходима новая система международной безопасности. А поскольку Запад и виновен в первую очередь в разжигании конфликтов и предложении "тупиковых формул", возникает закономерный вопрос, как и с кем создавать новую архитектуру безопасности?

Европа как небольшая оконечность Евразии, о чем говорил еще Николай Данилевский, не может претендовать на некую монополию по решению вопросов региональной безопасности, хотя именно в евро-атлантическом формате (блок НАТО, а также беспрецедентное влияние США на ЕС) и осуществляются такие попытки. Тем не менее предложение Президента России Владимира Путина о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока – проект Большой Евразии – все еще остается актуальным. Можно не сомневаться, что подавляющее большинство граждан ЕС хотело бы находиться в конструктивных и дружественных отношениях с Россией, как и с другими странами Евразии, которые находятся под санкциями ЕС и США (например, Иран и КНДР). Поэтому основная сегодняшняя проблема Европы – это политические элиты. В некоторых странах еще замечается жуткая русофобия (государства Прибалтики, Польша), иные стараются делать вид нейтралитета и следуют общей политике Брюсселя. 

Тем не менее, есть и лидеры из числа евроскептиков, которые и на словах, и своими делами показывают адекватность проводимого политического курса. Помимо Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины Сербия упорно сопротивляется давлению Запада, за что ее руководству приходится расплачиваться риском очередной цветной революции. Венгрия и Словакия проводят рациональную и взвешенную политику, особенно если учитывать контекст украинского кризиса и общие границы этих государств. Показательно, что еще одна страна с общими границами демонстрирует очевидный крен в сторону евроскептицизма. Так, в Румынии в первом туре президентских выборов в прошлое воскресенье больше всего голосов (23 %) набрал Кэлин Георгеску, ранее связанный с радикальной националистической партией AUR, но баллотировавшийся как независимый кандидат. Лидер либералов Елена Ласкони заняла второе место, набрав 19,2% голосов, а бывший премьер-министр Николае Чукэ и бывший заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ, набрали менее 10 % голосов каждый.

Если Георгеску победит во втором туре, он займет самый влиятельный пост в Румынии с правом назначать премьер-министра, вести переговоры о коалиции и иметь последнее слово по вопросам безопасности и внешней политики. При этом он ранее всегда позитивно высказывался о России и ее президенте. 

Наряду с убедительной победой партии «Альтернатива для Германии» на парламентских выборах в Германии это демонстрирует изменение политической конъюнктуры вследствие усиливающегося многомерного кризиса внутри ЕС.

А с большим количеством адекватных политиков возникает больше шансов, что внутри ЕС и НАТО не будут приниматься безумные решения, которые направлены против России и даже собственных граждан стран ЕС. 

Показательно, что Турция, будучи членом НАТО, пытается проводить взвешенную и сбалансированную политику, понимая, что серьезные вопросы в экономике или региональной безопасности нельзя решать без участия России. Но у Турции есть сирийский опыт и определенные интересы, включая создание энергетического хаба при помощи Москвы. Учитывая геостратегическое расположение Турции и контроль над входом в Черное море европейским странам придется считаться и с амбициями Анкары, и с меняющейся реальностью.

Если двигаться далее на восток, то там также происходят заметные трансформации. Хотя в Ираке еще нестабильно, есть перспективы скорого улучшения. На это указывают и решения, связанные с инвестициями и планами по инфраструктурным проектам. Иран также демонстрирует позитивную динамику. С учетом активного взаимодействия с Россией в области безопасности и поступательной активизации коридора Север-Юг, Иран как геополитический полюс будет играть все большую роль, в то же время выступая и связующим элементом региона.

Афганистан остается белым пятном на карте Евразии в том смысле, что после прихода к власти движения «Талибан» (запрещен в России) отношения с новым правительством не урегулированы должным образом. Принципиальное решение о снятии статуса террористической организации с талибов в России уже принято. С другой стороны, Иран и Пакистан также стремятся уладить разногласия и перевести спорные моменты в конструктивное русло (для Пакистана это вопрос демаркации границы, поскольку, несмотря на ее принятый международный статус, афганская сторона не признает линию Дюрана, которая возникла из-за британской оккупации региона в конце XIX века).

Впрочем, в глобальном контексте следует всегда помнить, что англо-саксонская политика по отношению к Евразии следует императивам Хэлфорда Макиндера и Збигнева Бжезинского. Если Запад не может непосредственно дотянуться до Хартленда (России) Евразии, то он будет пытаться оказываться влияние на Римланд (береговую зону) и Восточную Европу. Поэтому и был спровоцирован кризис на Украине. Поэтому и будут продолжаться попытки разжигания и эскалации конфликтов через различные прокси, особенно на тех участках, которые Збигнев Бжезинский охарактеризовал как Евразийскую дугу нестабильности – это регион Ближнего Востока, Кавказ, а также часть Центральной Азии вплоть до территории Индии.

Чтобы противодействовать таким деструктивным планам, необходимо расширить и укрепить взаимодействие государств по линии существующих организаций и, возможно, создать новые рабочие структуры. В этом отношении уникальным является формат ШОС – в организацию входят несколько государств, которые имеют территориальные претензии друг к другу, однако они не переходят в активную фазу конфликта. У Пакистана и Индии многие десятилетия точкой преткновения является Кашмир. Китай с Индией, в свою очередь, продолжают считать своей часть территории в Гималаях. При этом все три государства обладают ядерным оружием, однако не угрожают его применением с стиле безрассудной политики Запада. 

Добавив к ШОС возможности ОДКБ и взаимодействие по линии БРИКС (включая статус стран кандидатов, работу Организации исламского сотрудничества, а также иные инициативы, получится эффективная сеть политического взаимодействия на высшем уровне на пространстве Евразии и Африки (где также продолжатся процессы деколонизации и укрепления суверенитета, по крайней мере, среди части государств, особенно в регионе Сахель). А Евразия и Африка — это Мировой остров, от которого фактически зависит остальной мир.

Все это указывает на то, что необходимо корректировать работу устаревших механизмов и избегать навязанных западных шаблонов, включая разработку принципиально новых основ международного права.

Пока полицентричный мир не оформился и находится в стадии перехода, ревущая многополярность требует более активных действий и работы на перспективу. 

Оцените статью
3.0
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
Другие материалы