Тбилиси сопротивляется давлению Запада, или Перезагрузка грузинской власти в период американского «междуцарствия»

Избранный парламент начал работу

Грузинский парламент 25 ноября начал свою работу. Накануне стало известно имя кандидата в президенты Грузии от правящей партии «Грузинская мечта» – им стал известный в прошлом футболист, а затем депутат парламента Михаил Кавелашвили. «В течение многих лет он защищал достоинство Грузии как спортсмен. Он был членом грузинской сборной со стажем», – заявил почётный председатель партии Бидзина Иванишвили, напомнив, что и до начала политической деятельности Кавелашвили всегда бескомпромиссно выражал свою принципиальную позицию по всем важным для страны вопросам.

Первое заседание грузинского парламента нового созыва и предложенный правящей партией кандидат в президенты страны

По заявлению спикера парламента Грузии Шалвы Папуашвили, выборы президента страны пройдут 14 декабря, а церемония инаугурации состоится 29 декабря. Бесславно досиживающая в этом качестве французская гражданка Саломе Зурабишвили, видимо, покинула страну, что стало одним из отражений полного провала попыток Запада сорвать выборы, путём провоцирования в Тбилиси очередного майдана, для чего вкладывались колоссальные средства и организационный усилия.

Как представляется, в немалой степени победа в США Дональда Трампа нанесла удар под дых агрессивной западной политике в Грузии, да и оппозиция на поверку оказалась довольно вялой побоявшись захватывать власть силой. После нескольких недель с митингами протеста и провокациями против полиции оппозиция лишь 17 ноября установила палаточный городок в центре Тбилиси. 

В свою очередь, власть не побоялась применить силу против провокаторов: силовики очень аккуратно отработали попытки Запада получить красивые картинки «избиения детей» по примеру украинского Евромайдана.

Советы захвативших власть в Киеве в 2014 году депутатов Верховной рады, приезжавших на встречи с грузинской оппозицией, никак не помогли. Хоть западные СМИ и пытались сделать нарезку кадров о «жестокости полицейских», но видео из других источников сразу подтверждали первоначальное нападение митингующих на силовиков.

С палаточным городком протестующих тоже поступили достаточно спокойно. 19 ноября митингующим дали время убрать его с проезжей части, по истечении которого оставшиеся палатки смыли водометами для обеспечения проезда жителей грузинской столицы. В итоге центр города нормально функционирует. 

Отмечу, что на выборах 26 октября на 150 мест в парламенте было избрано 89 депутатов проправительственной партии «Грузинская мечта» и 61 депутат от оппозиции: 18 мест – «Коалиция за перемены», 17 – «Единство-Национальное движение», 14 – «Сильная Грузия» и 12 – «За Грузию».

По-хорошему, если бы все избранные депутаты от оппозиции отказались от своих мандатов, то парламенту было бы сложно работать. Однако процедура отказа от мандата не так проста. Да и большая часть оппозиции поступила по принципу «и рыбку съесть, и…» указания Запада выполнить. Депутаты от оппозиции просто не пришли на свои рабочие места. Только это ничуть не помешало началу работы избранного парламента.

Дело в том, что количество депутатов от «Грузинской мечты» (89 мест) с лихвой перекрывает необходимый для парламента кворум (76 мест). Поэтому проправительственные депутаты в первый же день работы переизбрали на пост спикера Шалву Папуашвили, занимавшего этот пост еще в прошлом составе парламента (с декабря 2021 года).

Аналогично премьер-министром Грузии был переназначен Ираклий Кобахидзе (бывший на этой должности с февраля 2024), а в составе правительства заменили только трех министров – руководителей МИД, Минюста и министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства.

Таким образом, правящая партия вольно или невольно загнала западные страны в логическую ловушку. Если Запад не признает нового спикера Папуашвили и нового премьера Кобахидзе, то, по принципу преемственности власти, ему придется общаться со старым спикером и старым премьером, которыми являются… всё те же Папуашвили и Кобахидзе. Очень иронично.

Интересно, что 25 ноября в парламент никто не позвал иностранных послов. Как заявил спикер Папуашвили: «На первое заседание парламента приглашены члены правительства, а также представители конституционных органов. Что же касается послов, то они не приглашены на первое заседание. Выборы и первое заседание парламента являются нашим внутригосударственным вопросом. С целью минимизации иностранного влияния важным является, что участие послов иностранных государств в этом процессе необязательно».

Негодующая оппозиция заявляет, что послы и так бы не пришли, потому что Запад считает, что выборы были сфальсифицированы. 

Отрабатывая западное финансирование, накануне первого заседания парламента оппозиция провела акцию протеста «Чемоданный марш», участники которого прошли по центру Тбилиси с чемоданами и бросили их у резиденции Бедзины Иванишвили с лозунгом «Олигарх уезжает». Перед этим бывший грузинский премьер (в 2012-13 годах) и председатель партии «Грузинская мечта» (в 2018-21 годах) предложил уехать за границу тем, кто недоволен победой его соратников.

Чтобы сорвать первое заседание парламента, находящийся в тюрьме бывший грузинский президент Михаил Саакашвили призывал протестующих «перестать играть в балерин и направить свой напор на полицейских». По его словам, «сейчас между нами и нашей свободой, между нами и нашим выживанием стоят 4000 робокопов и спецназовцев». 

Недовольна началом работы и пока ещё президент, та самая незадачливая Саломе Зурабишвили: «Во-первых, массовые фальсификации выборов подорвали легитимацию парламента. Во-вторых, я отказалась созвать первое заседание, а Конституция не признает никого замещающего. В-третьих, мой иск о признании выборов недействительными находится на рассмотрении в Конституционном суде». Являясь с рождения гражданкой Франции и долгие годы проработав кадровым дипломатом (в том числе французским послом в Тбилиси), Зурабишвили получила грузинское гражданство из рук Саакашвили в 2004 году и сразу же была назначена главой МИД Грузии. Позднее, в 2016-м, она попала в грузинский парламент, а в декабре 2018-го стала президентом Грузии, быстро рассорившись с продвинувшей её «Грузинской мечтой».

Саломе Зурабишвили всячески поддерживала попытки организовать в стране массовые беспорядки

Саломе Зурабишвили всячески поддерживала попытки организовать в стране массовые беспорядки

Будучи ярой русофобкой и абсолютно прозападным политиком, она не приняла осторожную позицию грузинского правительства по отношению к СВО на Украине и всячески продолжает мешать правящему большинству, не соглашающемуся поддерживать киевскую власть. Тем не менее, как упоминалось выше, скоро ей придется лишиться президентского поста. Новый президент будет определен Избирательной комиссией, состоящей из членов парламента (150 голосов) и представителей выборных органов местного самоуправления (150 голосов). 

Согласно грузинскому законодательству, новый президент должен быть избран на срок в 5 лет (на год меньше, чем ранее) не позже, чем через 45 дней после начала работы парламента.

После избрания нового президента можно будет сказать, что правящей «Грузинской мечте» удастся завершить перезагрузку власти в стране – парламент, правительство, президент – в период «междуцарствия» в США и определенного замешательства Запада.

Захотят ли западные страны и дальше поднимать ставки в борьбе за власть в Грузии? Пока это никому не известно, но то, что Запад продолжит давить на Грузию с целью добиться над ней контроля, в этом нет никаких сомнений. 

Этот факт подтверждают слова директора ФСБ России Александра Бортникова, который 26 ноября заявил: «На постсоветском пространстве расширяется подрывная деятельность западных спецслужб, дипломатических ведомств и подконтрольных им неправительственных организаций и СМИ. Так, совсем недавно их согласованными усилиями были буквально продавлены выгодные Западу результаты голосования на президентских выборах в Молдавии, предприняты попытки проведения очередной цветной революции в Грузии».

Таким образом, любое «заигрывание с Западом сопряжено со значительными рисками в сфере безопасности, способными при любом отклонении от евроатлантического вектора перерасти в полноценную угрозу суверенитету и конституционному строю».