Конец истории и последний пользователь

Дипфейки — как ступень эволюции

Меня иногда спрашивают: «А знаешь ли ты, поклонник Nirvana, что Курт Кобейн спел такую-то песню Beatles?» Далее звучит название этой песни. «Нет, – отвечаю я, – Курт не пел такой песни Beatles, хотя и очень любил эту группу. Больше других любил». Тогда кто и почему так решил? В чём обман, в чём подлог?

То, что начиналось как прикол, превратилось в серьёзную угрозу. Я говорю о том, что называется фейком, дипфейком и далее в том же духе. В частности, если мы говорим о песнях Nirvana и Beatles, кого-то ещё, то понимаем, что задействован искусственный интеллект, создающий продукт из серии: «А что было бы, если бы “Stairway to heaven” исполнили бы The Rolling Stones?»

Вероятно, это весело для кого-то. Но лишь для того, кто знает, что на самом деле “Stairway to heaven” исполняют Led Zeppelin. Для всех остальных это воспринимается как факт, но беда в том, что он есть ложь. Трагедия же заключается в том, что его, этот факт, не стремятся проверить. В современном мире вообще мало что стремятся проверить. Какой тут фактчекинг. В лучшем случае заглянут в «Википедию», а там… сами знаете, что там. 

«Битлы», кстати, оказались первыми и в этом – в том, сколь изящно и ловко искусственный интеллект внедрился в массовую культуру. Именно Пол Маккартни и Ринго Старр записали песню и сделали клип на отличную песню “Now and then”, вышедшую в ноябре 2023 года. Голос Джона Леннона там восстановлен при помощи ИИ. Или так: при помощи технологии разделения звука.

Ящик Пандоры на тот момент уже был приоткрыт – теперь же он распахнулся. На любителей музыки хлынуло огромное количество ремейков и каверов, сделанных не реальными артистами, а ИИ. Впрочем, что тут реально в принципе? Суть ведь не только в песнях или даже альбомах, а в том, как искривляется правда, и в массовой культуре это прекрасно видно. К сожалению, таков логичный этап истории. 

Если угодно, это эволюция, но эволюция наоборот. Мир был выстроен на лжи. Он полнился мифами, подделками, фальшивками. Они, если упрощать, создавались для того, чтобы одни могли доминировать над другими. Ложь стала частью того, что мы называем войнами за память. После 1945 года, когда мир оказался заперт между двумя полюсами, центрами силами, эта ложь начала распространяться с чудовищной скоростью и интенсивностью.

Тому в первую очередь способствовало развитие технологий. Они стали каналами, благодаря которым распространялась ложь. Оболочкой же, формой стала массовая культура, в которую вкладывались гигантские средства и благодаря которой в мир инкорпорировались так называемые ценности цивилизованного мира. Точно огромный передатчик включили, и он без перерыва транслировал нужную власть имущим картинку. Опять же весьма характерный образ. 

Что сейчас? На первый взгляд кажется, что на место нескольких источников сигналов пришло бесконечное множество таких источников, запеленговать которые невозможно. Мир, вспоминая чудесный образ из одноимённого рассказа Борхеса, превратился в сад расходящихся тропок. Одна ссылка ведёт на другую, та – на третью и так – до бесконечности. На самом деле, это так и не так одновременно. 

Мир по-прежнему управляем. Ложь всё ещё контролируема. Более того, она как никогда фабрична. Конвейер, на котором она производится, работает бесперебойно. Однако ложь как инструмент уже больше не существует. Ложь стала сама превратилась в среду обитания. Прежде всего, в так называемом цивилизованном мире. Это демонстрирует политика западных стран. Или судьба Ассанжа и Сноудена. Или результаты выборов в США. Или проникновение во все сферы представителей Big Data.

Фейки, дипфейки – это своего рода следствие эволюционного процесса западного мира, построенного на лжи. Его ещё не конечная, но близкая к тому стадию. И это погружение мира в тот самый управляемый, а на деле – неуправляемый хаос, где невозможно будет установить какую-либо истину. Власть имущие, назначающие президентов, премьеров, министров в том самом цивилизованном мире, полагают, что так они переводят мир в новое состояние. 

На деле они обнуляют его. Перефразируя Фрэнсиса Фукуяму, мы видим конец истории и последнего пользователя перед его лицом, входящего в новый дивный мир, с одной стороны, тотального контроля, а с другой – с отсутствием хоть какой-то системы координат. Пожалуй, никогда ещё риски для человека и человечества не были столь велики.

Оцените статью
4.1
telegram
Более 60 000 подписчиков!
Подпишитесь на наш Телеграм
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться
dzen
Более 120 000 подписчиков!
Подпишитесь на Яндекс Дзен
Больше аналитики, больше новостей!
Подписаться