Холодная Гренландия подвергается горячему напору Трампа

Америке мало полусотни штатов: срочно понадобился ещё один?

Холодная Гренландия подвергается горячему напору Трампа

Впервые Дональд Трамп выступил с идеей купить крупнейший на земле остров во время своего первого президентства в 2019 году. Но Дания, владеющая этим регионом, отказалась обсуждать эту тему. Однако неутомимый Трамп к ней вернулся. Этот политический бизнесмен, прагматик до мозга костей, привык действовать. И очень решительно, если на горизонте появилась «крупная рыба». В данном случае так и произошло.

Когда в 2016 году Трамп баллотировался в президенты, он говорил, что он будет лучшим президентом Америки. При этом он пояснял: «Я специалист по заключению сделок. Это хорошо не только в бизнесе, но и в политике!» 

У Трампа потрясающая интуиция, он видит то, что другие не замечают. Прошлый и будущий хозяин Белого дома то и дело оглядывается вокруг, теребит своих помощников: «Скажите, что мне еще прикупить, продать, поменять?!» И это при том что он сказочно богат, ему ничего не нужно. Но суетиться на рынке – давняя привычка Трампа, да и своеобразная «физкультура», возможность размять свои старые, но еще крепкие кости.

Кроме того, Трамп печется о славе. Наверняка думает, что о нем будут говорить потомки. Ему постоянно нужен какой-то ошеломляющий пиар-ход, чтобы о нём, не умолкая, говорили и возносили. Скучные банальности не годятся, а вот Гренландия в самый раз. Если с ней дело выгорит, то у Трампа разгорится аппетит, и он захочет купить… Ну, скажем, Австралию.

Это, конечно, шутка. Но кто знает, что придет в рыжую голову новому старому президенту США. Ведь его старый девиз – «Самый большой успех приходит тогда, когда ты плывешь против течения». В соответствии с ним Трамп и действует. 

Между прочим, он не первый, кто хотел приобрести Гренландию. В 60-х годах XIX века государственный секретарь США Уильям Генри Сьюард рассматривал возможность такой покупки. Однако не нашел достаточного количества сторонников.

С предложением продать остров обращался к Дании президент США Гарри Трумэн, посуливший в 1946 году Копенгагену $100 миллионов. Он и его советники решили, что в случае войны между СССР и США американцы смогут установить в Гренландии барьер на пути советских стратегических бомбардировщиков, летящих над Полярным кругом к целям в Северной Америке.

Однако руководство Дании отказалось обсуждать предложение Трумэна. Обе страны договорились о других способах включения острова в систему обороны Соединенных Штатов. Там появилась военная база – о ней чуть позже.   

…На Гренландию не зря бросали и бросают жадные взгляды. Это подлинный Клондайк. По данным геологических служб США и Дании, запасы нефти острова составляют около 83 миллиардов баррелей, или 13 процентов от мировых неразведанных запасов. Запасы природного газа тоже внушительны – около 1550 триллионов кубометров. На суше Гренландии и прилегающем шельфе таится и много других ценных запасов: железной руды, никеля урана, титана и… В общем, игра стоит свеч, если Трамп и его люди так захотели сделать остров 51-м штатом США.

Вряд ли в случае успеха сделки он планирует тут же начинать эксплуатацию природных ресурсов. Остров может стать стратегическим запасом США, огромным хранилищем запасов на будущее, великолепным подарком для потомков. И не только сырья, но и питьевой воды, рыбы. Наверняка возникнут и другие планы использования «чудо-острова».

Уместно напомнить, что американцы уже оставили в Гренландии о себе недобрую память. В январе 1968 года близ военной авиабазы США в Туле – сейчас она называется Питуффик – разбился американский стратегический бомбардировщик B-52, имевший на борту четыре термоядерные бомбы.

К счастью, взрыва не произошло, но радиоактивные компоненты разбросало на много километров окрест. Подверглась заражению большая часть территории Гренландии. Ликвидаторам аварии удалось собрать обломки трех бомб. Четвертая же бесследно исчезла.

Разразился шумный скандал, в американо-датских отношениях возникла серьезная трещина. Тогда же получили огласку детали секретного американского проекта «Ледяной червь». Он предполагал размещение под льдами Гренландии 600 ракет с ядерными зарядами, направленными на СССР.

Проект не был реализован. Но вместо него американцы построили сверхсекретную базу Camp Century  на паковых, то есть многолетних,  льдах с ядерным двигателем. Но потом она была заброшена и затонула.

Однако ученые пришли к выводу, что это не прошло бесследно. Из-за изменения погодных условий уже к 2090 году талая вода спровоцирует выброс в окружающую среду большого количества ядерных отходов, дизельного топлива и других вредных веществ.

Воспоминания о «Ледяном черве» наталкивают на логичное предположение, что в случае покупки Гренландии США используют остров в стратегических целях – как базу для противодействия России. Словом, сделать то, что не удалось Трумэну.

Немецкий журнал Der Spiegel пишет, что Трамп хочет купить Гренландию, поскольку ее владение необходимо для Америки. Эта сделка века, которая обеспечит США территорию в четверть ее площади и утвердит место Трампа в американской истории вместе с президентами Томасом Джефферсоном и Эндрю Джонсоном. Первый выторговал Луизиану у Франции в 1803-м, второй купил у России Аляску в 1867 году.

Это была только часть международного американского «шопинга». США планомерно увеличивали свою территорию военными и финансовыми средствами. Причем последнее совершалось за смешные по нынешним временам деньги. К примеру, Луизиана обошлась Вашингтону в $15 миллионов, а Аляска в $7,2 миллиона золотом. 

Были другие внушительные покупки: у Испании – полуостров Флорида, у Мексики – Техас, у Дании – Виргинские острова. В состав США вошла «Территория Орегон» – спорные земли, на которые претендовали Великобритания, Россия и Испания. После войны с Мексикой территория страны еще больше увеличилась за счет нынешних штатов Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, части Колорадо, Юты и Невады. 

Мексика вообще была постоянным продавцом земель. США получили от нее и другие территории – сейчас это южная часть Калифорнии и Аризоны. Случались и покупки «по мелочам» – небольшие острова и атоллы на Тихом океане и в Карибском море.

Уступит ли Дания притязаниям Трампа? Пока это весьма сомнительно. Даже если руководство страны согласится рассмотреть подобное решение, то может натолкнуться на противодействие гренландцев – их, кстати, более 56 тысяч. У острова – собственные органы власти, статус автономии, и его жители имеют право сами решать свою судьбу на референдуме.

…Сейчас Гренландия – уникальное место на земле. Тут северное сияние, фьорды, море, высокие горы. Воздух чистый, прозрачный, поскольку нет ни заводов, ни фабрик. Народ спокойный, доброжелательный, занимается охотой, рыбачит, ловит тюленей. Школы, университеты и больницы – бесплатные. Нет мрачных и непредсказуемых чужаков, вороватых мигрантов.

Но если в Гренландию повалят янки, многовековой идиллии придет конец. Американцы расхватают земельные участки, которые сейчас представляют бесплатно. Они начнут искать нефть, газ и прочее добро, построят дороги. Вместо деревянных домов на сваях взметнутся вверх небоскребы, засверкают офисы. Воздух затуманится гарью, наполнится шумом моторов…

Впрочем, реальность может оказаться еще хуже. Однако рано думать, что замысел Трампа обречен на неудачу. Он обладает редкой настойчивостью, смешанной с наглостью и умеет добиваться своих целей. Даже если они кажутся невыполнимыми. Вдруг Трамп предложит гренландцам такие несметные деньги и пообещает воистину сказочную жизнь, что они ахнут и не устоят!

Пока же руководство Дании встало в позу – представьте себе, военную! Оно выразило готовность выделить полтора миллиарда долларов на укрепление своего военного присутствия в Гренландии. По словам министра обороны Троэльса Лунда Поульсена, эти средства будут потрачены два патрульных катера класса Thetis, столько же беспилотных летательных аппаратов. Но главным сдерживающим фактором для агрессоров станут два взвода солдат со специальным оснащением, которые будут передвигаться на упряжках ездовых собак.

Другие материалы