В советской (а затем и в российской) армии существовал обычай отмечать 100 дней до даты приказа министерства обороны об увольнении в запас военнослужащих, отслуживших положенный срок срочной службы.
Так совпало, что президент США Дональд Трамп дал себе 100 дней на завершение украинского конфликта, что в случае успеха должно привести к прекращению военных действий и демобилизации сотен тысяч украинских и российских военнослужащих.
Варианты мирного соглашения по Украине, гуляющие по страницам мировых СМИ, публикуются самые разные. Один из них, по некоторым данным, был передан окружением Трампа европейским дипломатам, от которых и просочился в Киев.
Судя по утечкам, американский президент должен в конце января – начале февраля обсудить свои мирные инициативы с российским Президентом Владимиром Путиным и в случае его согласия запустить реализацию плана.
Конечно, подлинность этого «секретного плана» официально никто не подтверждает, но в любом случае его пункты заслуживают рассмотрения для выявления реальности их выполнения и заложенных в них «подводных камней».
Так что будем считать, что этот план (положения которого выделены по тексту курсивом) содержит последние американские предложения тем более что некоторые из них совпадают с уже озвученными заявлениями Трампа и его спецпредставителя по Украине Кэллога.
США считают, что для начала Зеленский должен отменить свой указ от 2022 года о запрете переговоров с Владимиром Путиным
Вот только сам Зеленский 25 января заявил, что этот указ был принят из-за того, что в первые месяцы боевых действий было много «разных переговорных площадок» и «теневых переговорных коридоров».
Поэтому принятием данного указа Зеленский «это быстро остановил» и «запретил кому-либо, любым политическим деятелям на Украине проводить те или иные переговоры с российской стороной, со сторонниками Путина на протяжении войны». Однако, по его словам, указ запрещает переговоры любым другим украинским политикам, а сам Зеленский якобы может их проводить.
На самом деле, в тексте документа речь идет о «невозможности проведения переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным», так что без отмены (или изменения) документа формально никаких переговоров быть не может. Это если не вспоминать о том, что Зеленский уже давно не является легитимным президентом, а фактически – незаконно захватил власть в стране.
После отмены запрета в феврале – первой половине марта 2025 года предполагается проведение встречи Трампа с Зеленским и Путиным (в формате трехсторонней встречи или двух двусторонних). На встрече будут утверждены основные параметры мирного соглашения, работу над которым продолжат специальные уполномоченные.
Касательно встречи Трамп – Путин, то можно сказать, что необходимость ее проведения для решения украинского конфликта очевидна. В то же время участие в ней киевской марионетки абсолютно бесполезно, а даже, наоборот, вредно.
Тем более что можно вообще обойтись без представителя киевской хунты. Достаточно вспомнить о том, что соглашение о перемирии в Корейской войне в 1953 году подписывали представители Северной Кореи, КНР и США, которые спокойно обошлись без Южной Кореи, подписи представителя которой на этом документе никогда не было.
США не будут блокировать отправку военной помощи Украине в период проведения переговоров и продолжающихся боевых действий. Однако, предлагается объявить перемирие, начиная со дня Пасхи 20 апреля 2025 года (дата праздника Пасхи в этом году у католиков и православных совпадает). Кроме того, все украинские части выводятся с территории Курской области.
На дату инаугурации Трампа предыдущая американская администрация уже предоставила киевской власти максимально возможные объемы финансирования и поставок вооружений. Конечно, некоторые поставки только «забронированы», но физически не поставлены на Украину. К тому же, от демократов осталось еще порядка 3,8 млрд. дол США по программе PDA (поставки оружия со складов Пентагона), которые могут быть использованы.
В то же время говорить о каких-то дополнительных массовых поставках вооружений со стороны США пока нереально без новых ассигнований, утверждённых американским конгрессом, а это малореально.
Если же вспомнить об украинских военных в Курской области, то через несколько недель они, скорее всего, будут не выведены, а вывезены в виде трупов.
В конце апреля 2025 года произойдет обмен пленными по формуле «всех на всех», а также начнется работа Международной мирной конференции, которая зафиксирует соглашение между Украиной и РФ о завершении войны при посредничестве США, Китая, ряда стран Европы и Глобального Юга.
Обмен пленными вполне реален при любом развитии ситуации, а вот вопрос организации и проведения Международной мирной конференции гораздо сложнее. Тем более что Россия из-за непрекращающегося расширения НАТО еще в 2021 году настаивала на достижении глобального соглашения с Западом о гарантиях безопасности, частью которого являлся украинский вопрос.
За период СВО Запад только ухудшил сложившуюся ситуацию, включив в состав НАТО Финляндию (2023 год) и Швецию (2024 год).
До 9 мая предусмотрена декларация Международной мирной конференции о завершении войны в Украине на основе согласованных параметров.
Очевидно, что декларация Международной конференции не является юридически обязывающим документом и легко может быть проигнорирована любой заинтересованной страной и самим Киевом.
Достижение соглашения между Украиной и Россией в такие короткие сроки кажется маловероятным. Снова напомню, что переговоры, которые привели к соглашению о перемирии в Корейской войне, начались в июле 1951 года, а закончились лишь спустя два года – в июле 1953 года.
После 9 мая Украине предлагают не продлевать действие режима военного положения и мобилизацию. В конце августа в Украине проводятся президентские выборы, а в конце октября – парламентские и местные.
Последний раз хунта Зеленского продлила военное положение до 9 мая 2025 года. В случае его завершения согласно Конституции без особых проблем могут быть инициированы президентские и парламентские выборы. График выборов довольно сжат, но реален при обеспечении прозрачности процесса и безопасности всех его участников.
Однако остается много вопросов об участии в них миллионов украинских беженцев, находящихся за границей. Не стоит также забывать и о миллионах с точки зрения Киева граждан Украины, проживающих в России, дипломатические отношения с которой были разорваны еще в день начала СВО.
Большинство из них, конечно, давно получили российское гражданство и перестали считать себя гражданами Украины. В то же время Киев формально обязан предоставить украинским гражданам, живущим в России, те же возможности для голосования, как и тем, кто проживает в любой другой стране и/или имеет просроченные украинские документы.
Касательно мобилизации, то у Киева уже не осталось возможностей для неё, кроме радикального понижения возраста или отправки в ВСУ забронированных сотрудников госслужбы и работников критически важных предприятий.
Теперь посмотрим на предлагаемые США параметры мирного соглашения, которое предлагается заключить в рамках Международной конференции.
1. Украина не будет членом НАТО и декларирует нейтралитет. Решение о запрете принимать Украину в Альянс должно быть утверждено на саммите НАТО.
США забыли (или проигнорировали) тот факт, что в преамбулу украинской Конституции в 2019 году внесены положения о «необратимости европейского и евроатлантического курса Украины». Не говоря уже о других многочисленных законодательных актах, в которых также на это указывается.
Таким образом, кроме принятия запрета самим НАТО (которое легко можно переголосовать на любом следующем саммите), для обеспечения этого пункта необходимым является изменение текста украинской Конституции, а также ряда других актов, включая законы «о свободном доступе сил НАТО на территорию Украины», «о национальной безопасности» и «об основах внутренней и внешней политики».
2. Украина станет членом ЕС до 2030 года. ЕС берет на себя обязательства по послевоенному восстановлению страны.
Вопрос вхождения Украины в ЕС не так прост, как это может показаться. Против этого уже выступают руководители Венгрии и Словакии, а Польша, публично поддерживающая стремление киевской власти, экономически не заинтересована в перенаправлении внутренних субсидий ЕС с Варшавы на Киев.
А с учетом происходящего падения уровня экономики ведущих европейских стран ЕС вряд ли сможет обеспечить послевоенное восстановление украинских территорий, на которое требуются триллионы долларов.
3. Украина не сокращает численность армии. США обязуются продолжать поддержку для модернизации ВСУ.
Если вспомнить, что одной из целей начала СВО является демилитаризация Украины, то легко понять, что этот пункт полностью противоречит позиции России и является полностью неприемлемым для Москвы.
4. Украина отказывается от военных и дипломатических попыток вернуть оккупированные территории. Но официально не признает суверенитет РФ над ними.
Любое мирное соглашение по Украине должно предусматривать новые реалии и признание перехода бывших украинских областей в состав Российской Федерации. Неопределенность в правовом статусе этих территорий будет постоянно заставлять киевскую власть заявлять об их украинской принадлежности и создавать условия для нового конфликта с Россией.
На самом деле, мысленно хунта Зеленского уже давно смирилась с потерей этих территорий, потому что при отступлении проводит на них тактику «выжженной земли».
5. Часть санкций против РФ будут отменены сразу после заключения мирного соглашения. Часть - на протяжении трех лет в зависимости от соблюдения Россией параметров соглашения. Будут сняты все ограничения на импорт российских энергоносителей в ЕС. Но он на протяжении определенного времени будет облагаться европейцами специальной пошлиной, средства от которой направят на восстановление Украины.
На 19 января 2025 года Запад ввел против России более 24 тысяч санкций, из которых почти 22 тысячи за период СВО. При этом количество санкций со стороны США меньше 6,5 тысячи. Каким образом американская администрация может гарантировать снятие санкций со стороны ЕС или любых других западных стран, остается загадкой.
Если же речь идет лишь о части санкций, то непонятно, будут ли отменяться действительно важные из них или какие-то малозначительные и никак не влияющие на международные отношения.
Касательно «специальной пошлины» на российские энергоносители, то нет никаких шансов на то, что Москва согласится платить дополнительный налог в любом виде на восстановление Украины. Тем более что в восприятии россиян и всего мира такие платежи будут считаться «военными репарациями», которые обычно выплачивает побежденная сторона.
6. К участию в выборах в Украине должны быть допущены партии, выступающие в защиту русского языка и за мирное сосуществование с Россией. Должны быть прекращены на госуровне все действия против УПЦ и русского языка.
Для начала Зеленскому придется отменить свой указ от 19 января, которым он практически закрыл любые избирательные возможности для части представителей условно пророссийской оппозиции.
Невзирая на это, украинское общество, годами накачивавшееся русофобской пропагандой, будет воспринимать в штыки улучшение ситуации с использованием русского языка на Украине, а также любые шаги навстречу России, вплоть до агрессии по отношению к политикам, которые будут их предлагать.
7. Как особо проблемный выделен пункт о европейском миротворческом контингенте после завершения военных действий. С одной стороны, этого требует Киев в качестве гарантии безопасности. С другой стороны, категорически против РФ. По данному пункту должны быть проведены отдельные консультации между всеми сторонами.
Зеленский уже призвал Европу прислать условных «миротворцев» для участия в военных действиях против России. Однако до завершения СВО Россия не согласится на это, о чем уже заявил заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин: «Наша позиция четкая — мы категорически против. Пока конфликт не закончен, никаких миротворцев на Украине быть не должно. Этот вопрос может быть рассмотрен только после окончания конфликта при условии, что все стороны будут с этим согласны».
В целом можно сказать, что большая часть пунктов предполагаемого плана является желанием Запада минимизировать свои потери и сохранить украинский плацдарм для продолжения военного противостояния с Россией. Всем понятно, что Украина практически уничтожена в самоубийственной русофобской политике и продолжение украинского конфликта приведет к полной интеграции этой территории в состав РФ.