В 1990-х годах на Украине (да и в России тоже) был очень популярен западный телесериал «Горец», в котором бессмертный герой Дункан Маклауд, «родившийся в горах Шотландии», был вынужден сражаться с такими же, как он. Итогом этих схваток обычно становилась смерть его соперника, от которого Дункану переходила «сила бессмертия». Девизом сериала была фраза «В конце останется только один!».
Приблизительно то же самое сейчас происходит на электоральном поле Украины. Зеленскому нужно уничтожить своих соперников и пройти через схватки президентских выборов, чтобы обрести силу легитимности. Он, конечно, от этого не станет бессмертным, но как минимум сможет прожить чуть подольше.
Ведь проигрыш для него – это не только политическая смерть, а с большой степенью вероятности и физическая. Уж слишком много он знает о том, как Запад спонсировал и вооружал киевскую власть, чтобы бросить украинцев воевать против России. Не говоря уже о миллионах украинских граждан, которые ненавидят Зеленского за предательство предвыборных обещаний и сотни тысяч, если не миллион, смертей своих близких.
С приходом к власти Дональда Трампа хунта Зеленского поняла, что США могут принудить Киев признать территориальные потери, чтобы остановить украинский конфликт. За этим последуют президентские и парламентские выборы, которые призваны возобновить легитимность украинской власти.
Россия теоретически может согласиться на прекращение СВО при условии выполнения ее целей – демилитаризация, денацификация и нейтральный статус Украины. Также ВСУ должны уйти за границы исторических российских территорий, вошедших в 2022 году в состав РФ, которые включают части ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, еще находящиеся под контролем киевской власти. На иную сделку российский Президент Владимир Путин просто не пойдёт.
Да вот только киевская власть, даже если предположить ее готовность к достижению мира, что нереально, никак не сможет законно расстаться с этими территориями.
Для соблюдения украинского законодательства в этом процессе необходимо провести президентские и парламентские выборы, а также референдум об изменении Конституции, особенно в части уменьшения территории Украины. За результаты референдума должна дважды проголосовать Верховная рада, причем второй раз двумя третями голосов, а затем их должен подтвердить Конституционный суд.
Думаю, всем понятно, сколько месяцев может занять вся эта процедура даже при ее быстром прохождении. А уж если вспомнить юридические подводные камни (например, история с незаконным увольнением главы Конституционного суда Тупицкого, который был вынужден сбежать в Вену), то, скорее всего, такие изменения никогда не будут приняты.
Вместе с тем, если хунта Зеленского не падёт под военными ударами России, то рано или поздно на Украине придется проводить выборы. И первым делом будут избирать именно президента, потому что парламент в каком-то смысле остается почти легитимным.
Почти, потому что согласно Конституции полномочия Верховной рады продлеваются на время военного положения. Вот только указы о продлении военного положения подписывает нелегитимный с мая 2024 года Зеленский, поэтому формально законной на Украине осталась лишь местная власть, но и та – только до октября 2025 года.
Таким образом, хунта Зеленского будет делать все для его переизбрания, чтобы сохранить власть и продолжать грабить страну. Для обеспечения контроля голосов украинских граждан, находящихся за границей, киевская власть уже разработала определенные средства.
Одним из них стало создание Минеда (Министерства национального единства), которое призвано возвращать беженцев на Украину, а также будет помогать «правильно считать» голоса избирателей. Особенно если голосование на выборах будет вестись через интернет.
Только и этого Зеленскому показалось мало. 19 января (буквально накануне инаугурации Трампа) своим указом он утвердил решение Совета национальной безопасности и обороны Украины о персональных санкциях против 18 украинских и российских граждан.
В этом списке находятся украинские политики с условно пророссийскими взглядами, которые могут стать конкурентами Зеленского на президентских выборах, а также набрать достаточно голосов для избрания в Верховную раду. Перечень основных конкурентов Зеленского от оппозиции получился таким.
Во главе конкурентов находится оппозиционный народный депутат Нестор Шуфрич родом из Закарпатья, состоявший в пропрезидентской Партии регионов до бегства Виктора Януковича с Украины в 2014 году. Затем он присоединился к оппозиционной пророссийской партии «ОПЗЖ», которая также была запрещена хунтой Зеленского в 2022 году.
После избрания в 2019 году в Верховную раду Шуфрич возглавлял Комитет по вопросам свободы слова, что ничуть не помешало его аресту в сентябре 2023 года по обвинению в государственной измене.
Другой известный оппозиционный политик, подвергшийся санкциям, это лидер украинской партии «Наши» Евгений Мураев родом из Харькова. Он также ранее был членом Партии регионов и открыто называл Евромайдан 2014 года «государственным переворотом». После начала СВО Мураев покинул страну, а в июне 2023 года его партию запретили, а самого политика обвинили в государственной измене.
В своем интервью от 18 января 2025 года Мураев напомнил о невыполнении киевской властью Минских соглашений, а также заявил, что Зеленский ничуть не собирается заканчивать войну.
В ответ киевская власть послала Мураеву однозначный сигнал: в тот же день на Украине были арестованы бывшие коллеги политика – журналисты, которые ранее работали на его оппозиционном телеканале «Наш».
Кстати, этот украинский телеканал, как и несколько других были незаконно закрыты Зеленским за их «пророссийскую позицию» еще в феврале 2021 года. Но кто сейчас об этом вспоминает? Уже никто.
В обвинениях СБУ в адрес журналистов значится, что в своих блогах на YouTube и в Telegram-каналах они «убеждали аудиторию в том, что Россия не является агрессором». Кроме того, в блогах «приводились пророссийские нарративы о том, что у России были причины вторжения на территорию Украины».
Еще одним украинским политиком в списке стал родившийся в Николаеве бывший украинский дипломат, депутат Верховной рады Олег Волошин, который, по некоторым данным, имеет российское гражданство. Несмотря на свое избрание в 2019 году в украинский парламент, в 2022 году Волошин покинул страну. В начале 2023 года он окончательно сложил свои депутатские полномочия, после чего СБУ обвинила его в государственной измене.
В старой гвардии оппозиционеров киевской власти находится руководитель запрещенной в 2022 году Коммунистической партии Украины Петр Симоненко и кандидат на всех предыдущих президентских выборах (кроме выборов 1991 и 2019 годов).
Будучи более 20 лет депутатом Верховной рады и главой фракции, в 2014 году после государственного переворота в Киеве Симоненко был обвинен в сепаратизме. В 2022 году ему удалось покинуть Украину, а в январе 2024 года СБУ объявила его в розыск по обвинению в «публичных призывах к захвату власти».
Получается, что те, кто сам незаконно находится у власти в Киеве, обвиняют Симоненко в своих преступлениях.
Последним и самым слабым оппозиционером из списка стал депутат Юрий Бойко. Такое впечатление, что он лишь создаёт видимость наличия оппозиции в Верховной раде, которая фактически полностью зачищена от пророссийских политиков.
Когда-то также бывший членом «Партии регионов», Бойко поддержал лишение депутатских мандатов своих коллег по оппозиции и стал куклой в руках хунты Зеленского. За это его только лишили государственных наград.
Под украинские санкции попал также ряд российских публичных деятелей родом с Украины, включая ректора МГУ Виктора Садовничего, а также представители Крыма, Донбасса и Херсонской области РФ. Некоторые из них когда-то были награждены украинскими орденами и медалями, а также присвоено звание Героя Украины. Вот только сейчас герои Украины с российским гражданством киевской власти совсем не нужны.
Стоит отметить, что среди всех санкций, наложенных на перечисленных выше украинских политиков (кроме Бойко), последним идет раздел «Другие санкции», которые содержат запрет на «заключение договоров и совершение сделок». Таким образом, эти политики не смогут законным образом поручить представлять свои интересы другим лицам, чтобы стать кандидатами на президентских или парламентских выборах.
Если же они решат подать свои заявления самостоятельно, то ещё на границе их арестуют и препроводят в застенки СБУ. А оттуда выходят не все.
Конечно, на президентский пост есть и другие конкуренты, у которых не «пророссийская», а ярко русофобская позиция. Но здесь они с Зеленским играют на одном поле, и он всегда сможет применить административный ресурс для получения преимуществ.
Через некоторое время мы увидим, как хунта Зеленского будет зачищать уже не оппозицию, а явно «проукраинских» политиков за малейшие призывы к миру с Россией, чего так хотят обычные украинцы. Только вот их мнение уже никому не интересно.