Китайско-американские разногласия в 2024 году: Трамп принял тяжёлое наследство

Контрмеры Пекина в отношении американских военных компаний ужесточались более десятка раз

Политика новой администрации США в отношении КНР ещё разрабатывается, но новому президенту придётся учитывать сложное наследие в американо-китайских отношениях, оставленное прежними властями. И пока нет свидетельств его готовящегося пересмотра. 

Президент США Трамп со своей командой, как и ранее, придерживается линии на жёсткое сдерживание Китая, что может обернуться не только ужесточением конкуренции между двумя странами, но и риском выхода её из-под контроля. 

В последний год правления администрации Байдена США особенно активно пытались продвигать свои гегемонистские интересы по двум главным направлениям конкуренции с Китаем – в военном сдерживании КНР в западной части Тихого океана (в тайваньском вопросе и в Южно-китайском море в целом) и в торгово-экономической области (прежде всего, в производстве полупроводников), игнорируя интересы и озабоченности КНР.

К поиску более или менее благовидных предлогов для разного рода ограничений и санкций в торговле с КНР Вашингтон подходит «творчески». Проигрывая экономическую конкуренцию Китаю и борьбу за влияние в странах мирового юга, США ссылаются на угрозу экономической безопасности, ограничивая доступ китайских товаров на свой рынок, или на угрозу обороноспособности, запрещая американским компаниям сотрудничать с китайскими производителями микросхем и электронных устройств. 

В ином случае, когда эти предлоги не подходят из-за их явной надуманности, в ход идёт универсальная схема – «нарушения в КНР прав человека», «принудительный труд» и пр. фантазии. 

В конце 2024 года уходящая администрация США Байдена в спешке штамповала последние решения о разнообразной, преимущественно, военной помощи в те регионы, где усилиями Вашингтона их подопечные или провоцировали вооружённые конфликты (киевский режим), или ждут отмашки к провокационным действиям. К последним относится китайский остров Тайвань, где сепаратисты запасаются американским оружием и держат в уме идею «независимости». 

В ноябре прошлого года США утвердили выделение 571,3 млн. долл. на «оборонный заказ» для Тайваня и, кроме этого, объявили о потенциальной продаже острову модернизированных систем передачи данных Link-16 и орудийных установок калибра 76-мм с запчастями к ним для кораблей на сумму ещё около 295 млн. долл. 

Link-16 является частью военной сети передачи тактических данных, используемой членами НАТО. Она позволяет самолётам, кораблям и наземным транспортным средствам обмениваться тактической информацией в режиме, близком к реальному времени, в виде текста, изображений или голоса. 

Это был третий пакет подобной помощи вслед за 567 млн. долл. и 345 млн. долл., о которых было объявлено 30 сентября 2024 года и 28 июля 2023 года соответственно. Незадолго до последней, ноябрьской отправки, в октябре 2024 г. Госдепартамент США одобрил потенциальную продажу Тайваню запчастей для самолётов F-16 и радаров на сумму около 385 млн. долл.

КНР немедленно отреагировала заявлением в лице Чжу Фэнляня, представителя Управления по делам Тайваня Государственного совета КНР, об ошибочном сигнале, который Вашингтон посылает сепаратистским силам. Чжу подтвердил, что Китай примет «решительные и жёсткие меры для защиты национального суверенитета, безопасности и территориальной целостности».

Китайские эксперты считают, что выделение Байденом крупных сумм на военную помощь острову накануне смены власти в США должно было оказать давление на администрацию Трампа, чтобы она более строго придерживалась линии на провоцирование вооружённого кризиса в тайваньском вопросе. 

По мнению Суна Чжунпина, китайского военного эксперта, эти поставки служат лишь для поддержания существующих боевых возможностей острова Тайвань и не предлагают никаких существенных улучшений.

Ранее, в марте 2023 г., в рамках первого в том году плана США по продаже оружия острову Тайвань администрация президента США Байдена одобрила крупную сделку по продаже боеприпасов для F-16 и сопутствующего оборудования, в том числе 100 высокоскоростных противорадарных ракет AGM-88B, 23 учебных ракет HARM, 200 усовершенствованных ракет средней дальности «воздух-воздух» AIM-120C-8 и 26 многоцелевых пусковых установок LAU-129, на сумму 619 млн. долл.

В ответ Мао Нин, официальный представитель МИД КНР, заявила, что Китай «продолжит принимать решительные и жёсткие меры для надёжной защиты своего суверенитета и интересов в сфере безопасности». 

Не ограничившись провокацией угроз территориальной целостности КНР, уходящая администрация США в конце ноября 2024 г. решила дополнительно подпортить отношения с КНР по линии торгово-экономического взаимодействия. Были введены очередные ограничения для 200 американских компаний на экспорт в Китай компонентов для производства передовых интегральных микросхем и развития технологий искусственного интеллекта. 

В дополнение к этим ограничениям администрация Байдена перед своим уходом запретила импорт в США продукции ещё 29 китайских компаний под надуманным предлогом «принудительного труда» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Всего под этим предлогом в запретительных списках 107 компаний из КНР.

Представитель Минторга КНР подчеркнул, что США без каких-либо достоверных доказательств используют своё внутреннее законодательство для введения санкций, чем серьёзно нарушают основные права жителей Синьцзяна и наносят ущерб законным интересам пострадавших компаний. 

Предупреждения китайской стороны, что такое поведение США вызовет ответные меры, которые окажутся болезненными для американских производителей, подкрепляются практическими шагами. В мае 2024 г. КНР ввела ответные санкции против 12 американских компаний ВПК на фоне продажи американского оружия Тайваню. В санкционный список попали компании «Локхид Мартин», «Рейтеон», «Дженерал дайнемикс», «Орднэнс энд тактикал системс», и др. Всё их движимое и недвижимое имущество в Китае было заморожено.

Очередной широкомасштабный и комплексный ответный шаг КНР последовал 5 декабря 2024 г., когда Пекин принял контрмеры против 13 американских военных компаний и шести высокопоставленных руководителей в ответ на ноябрьскую продажу крупной партии вооружений Тайваню, а также ужесточил контроль за экспортом соответствующих товаров двойного назначения в США. 

Санкции против компаний США означают, что их движимое и недвижимое имущество, а также другие виды активов в Китае будут заморожены и им будет запрещено осуществлять такие виды деятельности, как торговля и сотрудничество с организациями и частными лицами в Китае.

Для шести перечисленных руководителей высшего звена, включая Барбару Боргонови, президента стратегического подразделения «Рейтеон» в области военно-морских вооружений, Джерарда Хьюбера, вице-президента этого же стратегического подразделения «Рейтеон», Чарльза Вудберна и ряда других, их движимое и недвижимое имущество и другие виды активов в Китае будут заморожены. Им запрещается осуществлять такую деятельность, как торговля и сотрудничество с организациями и частными лицами в Китае, и им отказывают в визах или въезде в Китай (включая Гонконг и Макао).

Всего в минувшем году МИД КНР несколько раз, в том числе в мае, июле, сентябре и октябре, объявляло о принятии контрмер в отношении американских военных компаний и высокопоставленных руководителей, ссылаясь на продажу США оружия в Тайваньский регион Китая.

Последние контрмеры Китая распространяются на относительно небольшие компании, которые производят вспомогательное военное оборудование, что показывает возрастающую точность китайских контрмер.

Также Минторг КНР в начале декабря объявил о запрете экспорта товаров двойного назначения для военных нужд США или в военных целях. Также вводится более строгий контроль над экспортом в США галлия, германия, сурьмы и сверхтвёрдых материалов, а также товаров двойного назначения, связанных с графитом.

Со стороны Китая это серьёзная угроза, поскольку он является основным экспортёром этого вида сырья на мировой рынок, и многие американские оружейные компании сильно зависят от редкоземельных металлов из Китая. Контроль над экспортом этих ресурсов ограничит их развитие, хотя и КНР не заинтересована в чрезмерном ограничении их экспорта.

Если США при администрации Трампа продолжат продавать оружие Тайваню или усилят торговую «войну», то, как ожидается, масштабы ответных мер Китая ещё больше расширятся. У КНР по-прежнему есть много рычагов воздействия на позицию США, в частности в тайваньском вопросе.

Другие материалы