То, что у Западной Европы со всеми её союзниками «последний парад наступает» и в обозримом будущем ей больше не удастся поставить на грань существования Россию так, как это было в конце девяностых, факт очевидный. Не понимают этого лишь политически индифферентные обыватели и те, кто очень это понять не хочет. Отсюда два столь же очевидных вывода: русофобия до озверения, как, к примеру, у гинеколога всея Европы, и желудочные колики от того, что русский стол с разносолами от энергоносителей до одного из самых дешевых в мире хлеба всё дальше уплывает от носа, как у «коалиции желающих», которую глава британского правительства Стармер с президентом Франции Макроном срочно сколачивают для раздела Украины, как только установится мир. Симптоматично, что к группе захвата проявили интерес Германии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Испании, Турции, Финляндии, Швеции, Чехии, Румынии, генсек НАТО Марк Рютте и, конечно, посланники Евросоюза Урсулу фон дер Ляйен и Антониу Кошту. С этими – понятно. Для них «за Украину» значит «против России».
Как подсчитали экономисты Килльского института мировой экономики (Kiel Institute for the World Economy), в последние 3 года страны-доноры оказывали Украине непрерывную поддержку на сумму около 80 миллиардов евро в год. Поначалу на эти деньги военная помощь Украине поступала из арсеналов, а когда они опустели, раскрутился маховик европейского ВПК. «Сегодня это оружие нового производства, производимое западными оборонными предприятиями. Таковы результаты последнего обновления программы поддержки Украины, которая отслеживает помощь до декабря 2024 года», – сообщил институт. Этот сдвиг особенно заметен в Германии, где почти три четверти военной техники для Украины теперь заказывают оружейникам.
В общей сложности с 2022 года Украина получила от Европы около 267 миллиардов евро – 49% на войну, 44 процента на финансовую поддержку и 7 процентов на гуманитарку. Просто для сравнения: в этом году расходы в бюджете Украины составляют 86,6 миллиарда долларов, доходы – 49,3 миллиарда. То есть, если Европа опять подкинет свои 80 миллиардов евро, в стране денег будет завались. И Европа подкинет… Так что обозначившийся, как некоторым кажется, выход из «украинского пасьянса» США едва ли смутит Зеленского, что он сейчас и демонстрирует. Теперь в закупках оружия для укрофашистов первую скрипку играет Международный фонд для Украины (IFU), возглавляемый Великобританией. Фонд объединяет взносы нескольких стран и составляет 1,6 миллиарда евро. «Война России против Украины превратилась в войну закупок и производства оружия, – считает директор исследовательского центра международных финансов Килльского института Кристоф Требеш. – Поэтому крайне важно наращивать промышленный потенциал для производства оборонной продукции, особенно в Европе. Лучший способ добиться этого – общеевропейское сотрудничество». Всё ради мира, конечно…
И Европа, несмотря на глушащую её инфляцию, разворачивается на войну. Как сообщает брюссельский Euractiv, в Берлемоне готов проект, который меняет приоритеты своего фонда регионального развития в 392 миллиарда евро на укрепление оборонного сектора и подготовку ЕС к войне с Россией. Еврочиновники решили, что теперь на Украину пойдёт треть бюджета ЕС из фонда сплочения и содействия экономическому сближению стран блока, в первую очередь в более бедных регионах (Cohesion Fund). Этот «евро-банзай» и отход от общепринятых норм финансирования небольших компаний в экономически отсталых уголках ЕС и перенаправление денег крупным игрокам в любой точке Европы, предпочтительно в оборонном секторе, никого в Брюсселе не смущает.
Понятно, что чиновники, заседающие в Берлемоне, это не вся Европа. Что европейцы, их большая часть, думают далеко не в унисон с урсуламифондерляйенами. И тут не избежать нескольких цифр, значение которых становится всё более очевидным. По данным на июнь 2024 года, средняя годовая зарплата итальянца, к примеру, составляла вместе с налогами 31 466 евро. Делим на 12 и получаем в месяц 2 622 евро с копейками. Француза - около 2 900 евро в месяц до вычета налогов. Год назад в Германии был установлен новый минимальный размер оплаты труда 12,41 евро в час. При стандартной рабочей неделе теперь зарплата немца составляет 2 184,16 евро в месяц. Средняя зарплата в Польше 2 018 евро, и даже сам польский президент получает на руки около 4,5 тысячи евро после вычета налогов.
Теперь прикинем ту же зарплатную мерку на 66 тысяч чиновников и сотрудников различных институтов Еврокомиссии, которым с апреля уже в седьмой раз за последние три года увеличили зарплату. Даже без учёта необлагаемых налогами надбавок, «средняя по ЕС» составляет теперь до 25 229 евро. Не в год – в месяц. Базовый оклад главы комиссии Урсулы фон дер Ляйен около 34 800 евро в месяц – Урсула решила, что будет есть за десятерых европейцев. Еврокомиссары получают около 28 400 евро без командировочных и прочих бонусов. Прилично? Это как посмотреть. Зарплата президента Франции, к примеру, 15 тысяч евро в месяц. Жалованье немецкого канцлера - 22 083 евро до вычета налогов, Федерального президента Штайнмайера – 23 003 евро. Считается, что административные расходы бюрократического аппарата Европейского союза равнялись 13 миллиардам евро ещё в 2022 году – как госбюджет Шри-Ланки с её 22 миллионами жителей. Теперь понятно, почему даже распоследний евроклерк из Берлемона с доходом почти как у президента этой страны смело учит поляков жизни и поддержке санкций против России.
Считается, что виновата в росте аппетитов брюссельских бюрократов инфляция. Это она понуждает их регулярно заботиться о своём режиме питания, не обращая внимания на то, что высокая инфляции стала следствием их собственной неразумной политики санкций и растущих расходов на военную помощь Украине. Но кто их ткнёт носом в ошибки? Господа и слуги в ЕС поменялись местами: слуги народа, сидящие в Берлемоне, теперь – сюзерен, связавший Лиссабонским договором руки национальным правительствам стран-членов ЕС. Вассалам теперь разрешается всё меньше. Отсюда и циничное отношение Еврокомиссии к национальным выборам и желание манипулировать итогами под свой интерес. И назначать национальных лидеров так же кулуарно, как назначают членов Еврокомиссии.
Европейцы, попавшие в капкан Брюсселя, конечно, не относят себя к друзьям Москвы. Но и им есть с чем сравнивать шизу перевооружения Евросоюза. Как пишет Le Monde, оборонный бюджет Франции под вопли фон дер Ляйен и Стармера с Макроном теперь должен расти, чтобы противостоять «российской угрозе». А сделать это будет можно только за счет долгов и сокращения социальных расходов. Дополнительные ресурсы, выделяемые на военные нужды, потребуют пересмотра правил социального государства, которым так гордятся французы. На встрече 7 марта в Елисейском дворце с лидерами партий, чьи депутаты заседают в Национальном собрании, президент Макрон уже упомянул о возможности выделения 5% ВВП на военные инвестиции вместо 2% сегодня. Но 29 марта тысячи протестующих парижан вышли на улицы, чтобы выразить несогласие с политикой президента по оказанию военной помощи Украине. Митинг, организованный Флорианом Филиппо и его партией «Патриоты», показал растущее недовольство населения Франции и Украиной, и участием НАТО в конфликте с Россией.
Протесты вспыхнули в ответ на решение Макрона о выделении Украине дополнительной военной помощи в размере 2 миллиардов евро. Французские ракеты класса «земля-воздух», бронетехника и беспилотные летательные аппараты Киеву – это вползание Франции всё глубже в конфликт. А размещение западных войск на Украине в качестве миротворцев и вовсе прямое в нём участие, считали демонстранты, скандировавшие «Макрон, мы не хотим вашей войны!» и «Давайте поскорее покинем НАТО!» Уловка Макрона, заявившего, что «никакие европейские силы не будут находиться на линии фронта и им не будет поручено осуществлять мониторинг или обеспечивать соблюдение режима прекращения огня – эта работа могла бы быть возложена на миротворцев ООН или других независимых наблюдателей, в то время как европейские войска были бы размещены дальше от линии фронта для сдерживания России», никого не обманула, пишет Weekly Blitz.
Конечно, можно поиронизировать над петушком-Макроном, выражающим готовность грудью защищать украинцев подальше от линии соприкосновения и за спинами миротворцев ООН, но это не значит, что Париж в списке на получение дохода от «помощи Киеву» будет последним. Смысл этого «танца с саблями» в том и состоит, чтобы в нужный момент успеть к нужному месту. А поскольку этот момент становится всё ближе, Макрон настойчиво стремится заявить себя крутым парнем. Но не готовые воевать с русскими даже за спиной «миротворцев НАТО», французы в Париже скандировали: «Макрон, уходи в отставку!»
Американский Responsible Statecraft в минувший понедельник опубликовал опрос, прошедший в Германии, который показывает, что и Шольц, и Мерц просчитались в надежде на поддержку населением увеличения военных расходов. Правоцентристские христианские демократы (ХДС-ХСС) во главе с готовящимся в канцлеры Фридрихом Мерцем теряют позиции в борьбе с «Альтернативой для Германии» (AfD). Широкое недовольство немцев вызвано тем, что ХДС-ХСС вкупе с СДПГ и зелеными провели через парламент отключение конституционного «долгового тормоза», введенного в 2009 году для ограничения дефицита бюджета и государственного долга. Обоснованием Мерца стала «потенциальная военная угроза со стороны России». Это уже принесло Украине дополнительные 3 миллиарда евро, которые будут добавлены к 4 миллиардам, уже выделенным на 2025 год. Ни уходящий в отставку канцлер Шольц, ни приходящий Мерц не заявляли, что Германия предоставит войска для миротворческих усилий, но и без этого под вопли о российской угрозе дефицит в бюджетах городов и общин Германии достиг 24,8 миллиарда, став самым высоким с момента объединения Германии в 1990 году. Причиной тому стали социальные пособия, на которые в 2024 году ушло на 11,7% больше по сравнению с 2023 годом. Увеличились расходы на помощь детям и молодежи на 17,1% и на предоставление убежища на 3,3%. Покрывать эти расходы нечем, так как экономика Германии переживает серьезный кризис. В 2023 году ВВП страны сократился на 0,3%, в 2024 – на 0,2%. В последний раз Германия сталкивалась с сокращением ВВП два года подряд более 20 лет назад – в 2003-2004 годах. Федерация германской промышленности ожидает, что в 2025 году объем производства в стране опять упадет на 0,1%. Если этот прогноз оправдается, текущая рецессия станет самой продолжительной в истории страны.
Следующей жертвой кризиса стало сокращение родительских пособий. «Отпустив тормоз» на военные приготовления, сельские округа Германии тем не менее уже призвали к сокращению социальных расходов. Президент Ландкрайстага Ахим Брётель (ХДС) в интервью Neue Osnabrücker Zeitung (NOZ) подчеркнул, что пособия родителям предстоит пересмотреть: «То, что мы сейчас себе позволяем, уже просто не по карману. Полное страхование на все случаи жизни больше не сработает», – признался он. А президент Института экономических исследований (Ifo) Клеменс Фюст в начале марта даже предложил их полностью отменить.
Как сообщает Министерства финансов Германии, в следующем году государственная казна получит налоговых поступлений на 21 миллиард евро меньше, чем прогнозировалось. И правительство до начала июля должно принять решение о том, на чём деньги придется сэкономить. Это будет непростой задачей, отмечает Bild. В условиях растущего внутрипартийного раскола политикам придется апеллировать к настроениям граждан, а согласно опросу, проведенному Институтом изучения общественного мнения INSA, немцы уже указали на три четко определенные сферы, в которых, по их мнению, правительству следует экономить. На первом плане – поддержка Украины. 40% опрошенных считают, что правительство должно тратить здесь меньше. 38% немцев считают, что надо экономить на «помощи на развитие других стран», где опять-таки числится Украина. И, в-третьих, 36% немцев требуют экономить бюджетные средства на «бюргергельдах» – льготах для неработающих граждан. И там украинцы не самые малочисленные нахлебники.
Восторг по поводу «отпущенного тормоза госдолга» уже сменился сокращением субсидий фондам обязательного страхования – государственный пенсионный фонд в 2025 году получит на 1 миллиард евро меньше, чем было обещано. Финансирование обязательного сестринского ухода также будет сокращено на 1 миллиард евро, несмотря на растущую потребность и астрономически высокие суммы, которые получатели медицинской помощи или их семьи в настоящее время платят за место в доме престарелых. Хотя правительство обязалось ежегодно строить 100 000 новых субсидируемых квартир, их было построено всего около 23 000. С 2022 года число бездомных, зарегистрированных в приютах, более чем удвоилось.
И это Германия. Локомотив. Что же другие «друзья Украины»? Ещё две недели назад Reuters сообщило, что Италия и Испания не готовы поддержать предложение, с которым носится глава внешнеполитического ведомства ЕС Кайя Каллас: выделить до 40 миллиардов евро на военную помощь Украине в этом году «в соответствии с размером своей экономики», поскольку для ЕС, как она заявляет, «это жизненно важно на фоне неопределенности относительно поддержки со стороны США». Эстония, Дания и Литва лидируют в этом забеге Европы против нашей страны. Италия, Словения, Испания, Португалия, Греция и Кипр – сомневаются. Министр иностранных дел Италии Антонио Таяни заявил, что это предложение должно быть подробно обсуждено в свете предстоящих событий: «Мы ждем телефонного разговора Трампа и Путина, чтобы узнать, будут ли предприняты какие-либо шаги для достижения прекращения огня», – сказал он. Вполне определился лишь министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, прямо заявив: «Мы не будем втянуты в это и не позволим использовать деньги венгерских налогоплательщиков для финансирования поставок оружия Украине».
Европе, которая сталкивается с абсолютным обнищанием своего населения и по ВВП на душу уже на 80% беднее американцев, хотя на заре евро ВВП еврозоны практически равнялся американскому, самое время очнуться от брюссельских заклинаний о российской угрозе. Но сытый Брюссель голодного европейца не разумеет. Украинский кризис, лишив Евросоюз его экономического суверенитета, лишил его и твёрдого ума, если только фондерляйены изначально не были прямым орудием Штатов.