Белоруссия готовится к началу консультаций с Россией по вопросам строительства второй АЭС, а также финансовым условиям и возможным срокам реализации проекта. Об этом сообщил министр энергетики республики Денис Мороз.
Ранее о возможности строительства в Белоруссии второй атомной электростанции неоднократно говорил президент А. Лукашенко. При этом, по словам белорусского президента, у его страны уже есть достаточный опыт и необходимые специалисты, чтобы реализовать часть этого проекта самостоятельно. Тем не менее ключевые элементы электростанции, реактор и турбина будут российскими.
На сегодняшний день в Белоруссии уже действует одна АЭС, построенная Росатомом. Она находится на западе страны, недалеко от города Островца в Гродненской области. Белорусская АЭС состоит из двух энергоблоков с реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт.
Строить БелАЭС начали в 2013 г. Первый блок был введен в эксплуатацию в ноябре 2020 г., а в ноябре 2023 г. был утвержден акт приемки второго энергоблока.
К настоящему времени Белорусской АЭС произведено 38 миллиардов киловатт-часов электроэнергии, что позволило заместить свыше 10 млрд кубометров природного газа.
Следует отметить, что сам проект Белорусской АЭС вызвал жаркие дискуссии и у него было немало противников. Дело в том, что в Белоруссии весьма силён «чернобыльский синдром». В результате аварии на ЧАЭС радиационному заражению подверглось примерно 20% территории республики, в основном в Гомельской и Могилевской областях.
В годы перестройки белорусские националисты приложили немало усилий для того, чтобы сформировать в белорусском обществе устойчивую радиофобию, а саму атомную энергетику превратить в символ «советского тоталитаризма».
Впоследствии к этому добавилась зелёная повестка, продвигаемая ЕС через своих агентов влияния в Белоруссии. Поэтому, когда А. Лукашенко выступил с инициативой строительства Белорусской АЭС, на неё обрушилась волна критики.
Помимо радиофобии, противники АЭС пугали белорусское общество ростом зависимости от российских технологий и специалистов, ведь станция строилась по российскому проекту. Процесс строительства недоброжелательно освещался оппозиционными белорусскими СМИ, создававшими из любого происшествия на стройке громкий информационный повод.
Надо отметить, что Белорусская АЭС задумывалась не только для обеспечения внутренних нужд республики и сокращения потребления углеводородов, но и как экспортно ориентированный коммерческий проект.
АЭС начали строить, когда в белорусской внешней политике господствовал многовекторный подход, и Минск рассчитывал наладить поставки электроэнергии на Запад, прежде всего в страны Прибалтики и Польшу. По-видимому, этим был обусловлен и выбор площадки для строительства недалеко от границы с Литвой.
Западные соседи, однако, с самого начала дали понять, что не будут покупать белорусское электричество. Особенно активно и громко проекту БелАЭС противилась Литва, которая под давлением Брюсселя закрыла собственную атомную электростанцию в Игналине. Тем не менее в Минске до последнего надеялись на экономический прагматизм соседей.
После событий 2020-22 гг. эти надежды были окончательно похоронены и стало ясно, что на экспорт электроэнергии, генерируемой БелАЭС, рассчитывать не приходится. В феврале 2025 г. страны Прибалтики вышли из энергетического кольца БРЭЛЛ и торжественно перерезали линии электропередач, ведущие в Белоруссию, так что экспорт на запад теперь невозможен даже физически.
Тем не менее как экономический проект для Белоруссии АЭС оказалась весьма успешной. Удалось не только сократить потребление углеводородов, но и начать масштабную модернизацию экономики и инфраструктуры. На сегодняшний день БелАЭС обеспечивает 40% потребностей Белоруссии в электроэнергии.
Наиболее наглядно работа Белорусской АЭС сказалась на развитии рынка электромобилей и сети зарядных станций для них. За 2024 г. потребление электроэнергии зарядными станциями для электрокаров выросло в два раза и составило 39,6 млн кВт/ч, а число самих станций увеличилось на 30%. Число электромобилей на дорогах Белоруссии достигло 23 тысяч, а их доля в дилерских продажах приближается к 10%. Всего за 2021-24 гг. количество электромобилей на дорогах Белоруссии увеличилось в 4 раза.
Общественный транспорт в белорусских городах также всё более активно пополняется подвижным составом на электротяге – электробусами и троллейбусами.
В жилищном строительстве всё более широкое распространение получают дома с электрической системой отопления.
Наконец, появление в белорусской экономике новой высокотехнологичной отрасли само по себе является позитивным фактом. Важно понимать, что возможным это стало благодаря союзническим отношениям с Россией и льготным условиям кредитования, позволившим в сжатые сроки осуществить столь масштабный проект.
Появление второй АЭС должно расширить эти инновационные возможности для белорусской экономики. Кроме того, Белоруссия не отказывается от идеи энергетического экспорта, но уже в рамках Союзного государства. По словам А. Лукашенко, в случае строительства второй АЭС Белоруссия готова осуществлять поставки электроэнергии в Брянскую область и новые регионы России. В связи с этим обсуждается возможность строительства новых энергоблоков на востоке республики, а не на старой площадке в Островце. Кроме того, это позволит создать еще один очаг регионального развития уже в восточных регионах.
Строительство АЭС в Белоруссии имеет выгоды и в масштабах Союзного государства, позволяя развивать новые программы кооперации и координировать экономическое развитие двух наших стран.