В начале апреля я опубликовал статью «План Трампа: заменить импорт товаров импортом капитала». Само ее название раскрывает цель введения высоких таможенным пошлин 47-м президентом США. Возведение протекционистского забора призвано дать толчок ре-индустриализации Америки. А находящийся за пределами этого забора бизнес может осваивать внутренний рынок США лишь путем инвестиций в производство на территории самих США. Иначе говоря, протекционистские меры Трампа призваны не только ликвидировать гигантский дефицит торгового баланса США, но также остановить отток капитала из американской экономики, который продолжался в течение нескольких десятилетий.
Впервые дефицит торгового баланса США и одновременно начавшийся чистый отток капитала из Америки был зафиксирован при президенте Джоне Кеннеди. С этого момента и началась деиндустриализация Америки, хотя тогда этот процесс был малозаметным. Америка продолжала процветать на накопленном потенциале предыдущих десятилетий. Однако 35-й президент США и его советники этот процесс заметили. Не только заметили, но и пытались его блокировать. Отток капитала из США затормозился, но не прекратился. В 1970 году суммарная величина частных американских инвестиций за пределами США составила 230 млрд долл.
В 2000 году зарубежные активы США, согласно данным Бюро экономического анализа министерства торговли США, уже составили астрономическую величину 7,64 трлн долл. В 2010 году – 21,77 трлн долл. В 2020 году – 32,04 трлн долл. А в 2024 году они достигли рекордной величины 35,84 трлн долл. В последнее десятилетие инвестиции в основной капитал в экономике США составляли в среднем около 4 трлн долларов в год. Получается, что если бы даже десятая часть зарубежных активов США вернулась домой, то это было бы эквивалентно почти годовому объему инвестиций в американскую экономику. Цена вопроса очень высока.
Как мне кажется, Трамп, выстраивая тарифный забор для американской экономики, очень рассчитывает, что «блудные сыны» Америки, транснациональные корпорации (ТНК), штаб-квартиры которых находятся в США, начнут возвращаться домой. К ним также должны присоединиться со своими инвестициями неамериканские компании, которые считают перспективным американский рынок.
И вот газета Financial Times только что опубликовала материал, из которого следует, что процесс движения капитала в экономику США активизировался. Общий объём притока инвестиций американских ТНК и зарубежных компаний в экономику США с начала президентского срока Дональда Трампа (т.е. менее чем за квартал) составил 1,9 трлн долларов.
Самые большие инвестиции сделаны американской корпорацией Apple – 500 млрд долл. 100 млрд долларов поступили от SoftBank, японской ТНК в сфере телекоммуникаций. Еще 100 млрд долл. – о тайваньской корпорации по производству полупроводников TSMC. Инвестиции на сумму 20 млрд долл. сделала французская судоходная компаний CMA CGM. Международная компания Stellantis (американский, итальянский и французский капитал), действующая в сфере автопрома, инвестировала 5 млрд долл.
Целый ряд иностранных компаний и американских ТНК заявили, что собираются перенести часть своих производств на территорию США. Так, японская Nissan Motor сообщила, что планирует сократить выпуск кроссоверов Rogue в Японии и запустить конвейер по производству таких автомобилей в США.
В Европе заговорили об угрозе потери фармакологической промышленности, которая готовится к эвакуации за океан. Европейская федерация фармацевтической промышленности и ассоциаций обратилась к главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен с просьбой принять «быстрые и радикальные меры», чтобы снизить «риска оттока» фарма-производителей в США.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что нарастающий процесс переноса производств из Старого света в Новый свет начался еще до введения протекционистских мер Трампа. Он был изначально обусловлен двумя причинами. Во-первых, Европа чрезмерно резко начала претворять в жизнь программу «зеленой экономики». Во-вторых, после 24 февраля 2022 года она стала слишком активно проводить антироссийскую санкционную политику, которая вернулась к ней бумерангом. В итоге Европа лишила себя дешевых энергоресурсов. Особенно серьезный удар «зеленые» и санкционные инициативы нанесли по энергоемким отраслям и производствам Старого света.
В прошлом году почти 2/3 крупных немецких компаний начали выводить или заявили о планах выведения своих производств за пределы Германии (прежде всего, в США, но также и в некоторые другие страны за пределами Европы). Фактически начался процесс деиндустриализации Германии и других стран ЕС. 9 сентября 2024 года бывший глава Европейского центробанка и бывший премьер-министр Италии Марио Драги по просьбе Еврокомиссии выступил с докладом "Будущее европейской конкурентоспособности". Он констатировал экономическое отставание Европы от США и Китая. И Драги сказал, что для преодоления этого отставания Европейскому союзу необходимо повысить объем инвестиций в основной капитал. Доля таких инвестиций в ВВП ЕС в прошлом году составила 22 процента, а нужно как минимум 27 процентов. В абсолютном выражении Европе срочно нужны инвестиции в объеме 750-800 млрд евро в год, чтобы не отстать от конкурентов.
И вот теперь надежды на увеличение масштабов инвестирования в европейскую экономику рушатся из-за протекционистских инициатив Трампа. Любопытны оценки, сделанные аналитическим центром Capgemini Research Institute (CRI). В прошлом году он оценивал, что американские корпорации могут вернуть в США в течение трех лет активы на сумму примерно 750 млрд долл. Совсем недавно (в апреле нынешнего года) CRI повысил оценку до 1,1 трлн долларов.
После того, когда Трамп 2 апреля объявил о своих протекционистских мерах (импортных пошлинах), американские фондовые индексы стали падать. Эксперты спорят по вопросу о том, является ли эта тенденция краткосрочной или же она будет затяжной и, в конечном счете, перерастет в кризис. Зарубежные инвесторы разделились на две группы. Первая группа – те, кто считают, что тенденция краткосрочная. И что сейчас самый удобный момент, чтобы покупать американские корпоративные бумаги по самой низкой цене. Вторая группа – те, кто считают, что неопределенности слишком велики, чтобы принимать долгосрочные инвестиционные решения. Какие могут быть определенности, если в Трампа «семь пятниц на неделе», его уже называют «самым непредсказуемым президентом» в истории Америки? А потому от вложений в американскую экономику такие острожные зарубежные инвесторы воздерживаются.
У таких инвесторов, между прочим, есть альтернативы вложениям в экономику США. Например, Китай. Между прочим, Пекин сориентировался в нынешней ситуации и предложил международным инвесторам вкладываться в экономику Поднебесной, обещая им стабильные условия на перспективу. Так, на следующий день после объявления Трампом о новых американских тарифах заместитель министра торговли Китая Лин Цзи принял представителей 20 крупнейших американских компаний (включая Tesla Илона Маска) и приглашал их инвестировать в Китай как «идеальное, безопасное и многообещающее» место для бизнеса.
А вот уже и признаки ожидаемого многими экспертами «потепления» отношений между Европой и Китаем. 8 апреля был проведен телефонный разговор между премьером Госсовета КНР Ли Цяном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Премьер Госсовета КНР и глава ЕК также обсудили (а, по сути, осудили) тарифную политику президента США Дональда Трампа. "Это типичное проявление односторонности, протекционизма и экономического запугивания, - заявил Ли Цян. - Решительные меры, принятые Китаем, направлены не только на защиту собственного суверенитета, безопасности и интересов развития, но и на защиту правил международной торговли, международной справедливости и правосудия". В ходе беседы китайский премьер призвал к расширению не только торгового, но и инвестиционного сотрудничества КНР и ЕС. В том числе обещал стабильные условия для европейских инвесторов.
А вот Apple не планирует сворачивать производство iPhone в Китае, хотя и попадает под пошлины. В руководстве компании заявили, что полный перенос конвейера в Соединенные Штаты удвоит стоимость устройств.