Разруха в головах, о которой говорил незабвенной памяти булгаковский профессор Преображенский, может охватить не только жителей Калабуховского дома, а население целых стран. Но на этот раз в этом виноваты уже не большевики, а президент США Дональд Трамп. Объявив Европе «войну пошлин», он привел в смятение европейцев, которые привыкли видеть в США своего надежного союзника.
Особенно заметно это в Италии, где после Второй мировой войны, когда американские войска освободили ее от гитлеровцев и диктатуры чернорубашечников Муссолини, к американцам относились с симпатией, чуть ли не как к старшему брату. Но вот теперь, когда оказалось, что «брат» на самом деле вовсе не брат, а так – лихой заморский дядя, который озабочен только тем, как бы сделать Америку «снова великой», на Апеннинах воцарилась растерянность. С кем же нам быть: с США, которые Европе грозят небывалыми пошлинами? Или же с Брюсселем, который собрался начать с Трампом встречную экономическую войну?
Именно об этом свидетельствует опрос, проведенный в Италии компанией по изучению общественного мнения Ipsos. А он показал, что среди итальянцев по этому вопрос царит полнейший раздрай. Так 49 проц. населения уверены, что необходимо выстраивать отношения с США на основании единой европейской линии, а 28 проц. считает, что следует вести прямые переговоры с Вашингтоном.
На вопрос о том, обеспокоены ли они торговой войной, которую начал Трамп, 34% итальянцев, которые участвовали в опросе, ответили, что да, очень обеспокоены. 36% полагают, что они «довольно сильно обеспокоены» и только 18% ответили, что обеспокоены мало или что это совсем их не волнует.
При этом большинство итальянцев уверены в том, что вводимые Трампом пошлины никому не пойдут на пользу, 58% опрошенных полагает, что начатая президентом США торговая война вредна для всех равным образом. Всего лишь 15% верит в то, что даже сами Соединенные Штаты смогут извлечь из этого какую-то конкретную пользу.
Но как поступать Италии перед лицом этой атаки со стороны Вашингтона, который в Риме считали надежным союзником? Какова должна быть ее оборонительная стратегия? По отношению к этому вопросу преобладает мнение, согласно которому Италии необходим некий «европейский щит». 49% жителей страны полагает, что она должна согласовывать свою стратегию с остальной частью Европы, в то время как лишь 28% выступает за прямые переговоры с Соединёнными Штатами.
Общая же ориентация итальянцев, согласно выводам экспертов Ipsos, состоит в том, что 46% считает, что Италия должна быть ближе к Европе и только 17% полагает, что она должна по-прежнему полагаться на США. Причем 37% вообще не уверены в том, какой путь стране следует избрать. При этом 47% опрошенных думает, что Трамп считает Италию второстепенным государством, учитывая ее небольшие экономические и военные возможности. А 24% считает, что он придает ей стратегическую важность, благодаря своим хорошим отношениям с итальянскими лидерами: премьер-министром Италии Джорджией Мелони и вице-премьером, лидером партии «Лига» Маттео Сальвини.
Опрос также показал, что большинство итальянцев относятся к действиям Трампа на международной арене крайне негативно и введение им торговых пошлин их очень беспокоит. 73% заявили, что они не одобряют его действий и только 17% его поддерживает. 61% опрошенных заявил о беспокойстве по поводу тех последствий, к которым могут привести вводимые Трампом торговый пошлины. И только 24% такого беспокойства не испытывают.
В целом же в результате опроса, отмечают его организаторы, вырисовывается сложившаяся в стране картина неуверенности и беспокойства. 43% опрошенных заявили, что их положение и положение их семей после прихода к власти правительства Джорджи Мелони ухудшилось, и только 16% ответили, что они стали жить лучше, а 41% – в растерянности, не нашли, что ответить. Многие считают, что ничего хорошего не сулит им и будущее. Так 46% опрошенных итальянцев заявили, что в ближайшие месяцы жить станет еще хуже. И только 11% ожидают улучшения.
Однако пошлины, да и вся нынешняя политика Трампа сеют раздрай не только среди населения стран Европы, они ведут и к расколу самого Евросоюза. Некоторые государства ЕС, включая Францию, заявили, что они против решения Еврокомиссии, которое говорит о введении ответных пошлин на товары из Соединенных Штатов, сообщает Politico со ссылкой на источники.
Против ужесточения "торговой войны" выступают, кроме Франции, Нидерланды, Ирландия, Испания, Италия. За введение пошлин на американские товары выступила ЕК, которая, по словам источника Politico, "размахивает большой палкой". Таким образом Еврокомиссия пытается дать ответ США зеркальными мерами. По мнению Агаты Демаре, старшего научного сотрудника Европейского совета по международным отношениям, это развитие событий было прогнозируемым. Она заявила: "В европейском единстве возникли разрывы, когда дело дошло до торговли".
Но этот разрыв имеет еще более глубокие корни. По мнению Алексея Пушкова, члена конституционного комитета Совета Федерации, в недрах ЕС формируется влиятельное крыло политиков, которые готовы идти на сближение с президентом США Дональдом Трампом. И это не просто новое дипломатическое веяние – это полноценный вызов леволиберальной элите, десятилетиями задававшей тон в европейской политике.
Поводом для таких выводов стала недавняя поездка премьер-министра Италии Джорджи Мелони в Вашингтон и её тёплые переговоры с Трампом, хотя смягчить санкции для Европы ей его уговорить и не удалось. Пушков подчёркивает: Мелони, как лидер правой партии "Братья Италии", возглавила правительство правоконсервативных сил не случайно. Она открыто выступает против политики "открытых дверей" (то есть бесконтрольного приёма мигрантов), сомневается в необходимости форсированного перевооружения Европы и, главное, не горит желанием превращать ЕС в военный блок по типу НАТО. И именно эти позиции нашли живой отклик у Трампа. По мнению российского сенатора, европейские левые сейчас в тревоге не зря. Мелони фактически перехватила инициативу у Урсулы фон дер Ляйен и её команды, которые привыкли говорить с Америкой от имени всего Евросоюза.
Трамп, как известно, Еврокомиссию в упор не видит — он договаривается только с лидерами национальных государств, а не с брюссельскими бюрократами. И это, по словам Пушкова, плохая новость для ЕС как союза: чем дальше, тем больше ключевые решения будут приниматься не в кулуарах ЕС, а в столицах крупных держав.
Во время визита в США Мелони фактически перефразировала знаменитый лозунг Трампа "Сделаем Америку снова великой!", предложив сделать "Запад снова великим" — и вместе с США, конечно же. Это не просто дипломатический реверанс: это политический месседж всей европейской консервативной аудитории. Пока фон дер Ляйен сетует, что "Запад в привычном смысле уже не существует", Мелони делает ставку на обратное: давайте восстановим былую мощь, но не на базе "новых ценностей" брюссельских элит, а на фундаменте консервативной идеологии Трампа – Джей Ди Вэнса.
Раздрай в «европейских головах» и по поводу войны на Украине. Недавно эксперты «мозгового центра» Европы – Европейского совета по международным отношениям (ECFR), провели всестороннее исследование общественного мнения по этому поводу. Оно показало, что многие в Европе считают, что боевые действия на Украине – это европейская война и что европейцы будут нести основную ответственность за ее исход.
Когда она началась, в Европе развернулась полемика между теми, кто считал, что Украина должна победить (т. н. «лагерь справедливости»), и теми, кто предпочитал, чтобы война закончилась как можно быстрее, независимо от цены для Украины (т. н. «лагерь мира»). Но теперь, считают авторы исследования, возможно, возникло другое разделение вокруг идеи того, что будет означать достижение мира. То есть многие европейцы теперь рассматривают ту или иную форму урегулирования как мир; когда как другие придерживаются идеи, что единственный мир — это Украина с восстановленными границами, существовавшими до 2014 года. Но ведь такое означает – война! Словом, и по этому вопросу – полный раздрай.
А результат такого раскола – нынешняя «разруха» в европейских головах. С одной стороны, либеральная элита ЕС, которая видит мир через призму прав человека, глобализации и толерантности. С другой — набирающее силу протрамповское лобби, готовое идти путём суверенитета, традиционных ценностей и жёсткой прагматики. Но европейский обыватель в смятении. И, кажется, что, как персонаж советского фильма «Чапаев», он готов спросить: «И куды теперь крестьянину податься?» То есть европейскому бюргеру, для которого рушатся все прежние стереотипы.
Как известно, у Булгакова профессор Преображенский с целью избежать «разрухи в головах» предлагал отправить тех, кто спровоцировать развал, идти и «чистить сараи». Но способна ли ослабившая Европа самостоятельно очистить Авгиевы конюшни своей провальной политики последних лет и тем более противостоять напористому Трампу? На встрече с Трампом Мелони пообещала «сделать Европу снова великой». Но ведь ни ей, ни Трампу, в Италии, например, уже больше не верят.