Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 04 мая, утро

Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 04 мая, утро

ПОКРОВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Российские штурмовые подразделения мощным прорывом пересекли на новом участке трассу Покровск – Константиновка и зашли на южные окраины Новой Полтавки, после чего заняли несколько лесопосадок в районе этого села и соседней Берёзовки. Об этом пишут некоторые мониторинговые украинские каналы, цитирующие «побратимов с мест». А ещё приходят пока еще неподтверждённые сообщения, что российские войска вплотную подошли к населённому пункту Александрополь. Похоже, враг бежит, а темпы наступления ВС РФ сдерживает практика обязательного (с учётом дрон-фактора) закрепления.

Схожую оценку даёт Институт изучения войны, пусть и со ссылкой на российские источники (значит, перепроверил!). Во вчерашней оперативке ISW говорится: «Подразделения 10-го танкового полка и 242-го мотострелкового полка (оба входят в состав 20-й мотострелковой дивизии) продвигаются в районе Александрополя (к юго-востоку от Новооленовки) и дополнительные подразделения 20-й мотострелковой дивизии также недавно продвинулись в Малиновку (к юго-западу от Новооленовки).

ТОРЕЦКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Подразделения 150-й мотострелковой дивизии (8-й общевойсковой армии) также продвигаются в направлении Романовки (к юго-западу от Торецка)». Они считают, что российское военное командование, по-видимому, поставило перед 20-й и 150-й мотострелковыми дивизиями (обе входят в состав 8-й общевойсковой армии) задачу по ликвидации украинского «котла» к юго-западу от Торецка/Дзержинска. Уточним, что под «котлом» янки понимают «глубокий карман», судя по всему, с напрочь разрушенной логистикой. Известный и, безусловно, хорошо информированный обзорщик Богдан Мирошников поделился своей печалью о Торецком направлении: «У меня сейчас какое-то ощущение дежавю. В прошлый раз это было в июле 2024 года». Он напоминает об Очеретинском прорыве, закончившемся освобождением целого ряда донбасских городов и выходом на окраины Покровска/Красноармейска. 

КОНСТАНТИНОВКА. Также вопиет и медийный украинский военкор по кличке «Мучной». Он с прискорбием пишет, что Мирноградско-Торецкая агломерация для ВСУ остаётся очень напряжённым, опасным направлением. Бойцы РФ и впрямь начали успешные бои за Малиновку и Новую Полтавку, а также продолжаются бои за Новооленовку, в которой ВСУ очень трудно держать рубеж обороны. По его данным, русские солдаты пробились в центр села: «Если мы не сможем ничего противопоставить, то это будет грозить обходом и выходом к Константиновке в тыл, – пишет “Мучной”: – А на соседнем участке восточнее бои сейчас продолжаются на подступах к Романовке. Частям ВС РФ уже не так важно дойти до Яблоновки, чтобы сделать коридор дронов, которые начнут активно выбивать логистику в Константиновке».

КУРСК, БЕЛГОРОД. Российская армия извлекла уроки – тактические и технологические – из операций в Курской и Белгородской областях. Пишет об этом португальский исследователь Пауло Агиар в колонке для издания Geopolitical Monitor. Успех первой наступательной операции, который ЦИПСО растиражировали как символическую «победу», придал командованию ВСУ моральный импульс. Однако очень быстро эйфория прошла, и уже в январе стало понятно, что украинцы не смогут удержать оккупированную территорию. В августе 2024 года ВСУ использовали механизированную пехоту и высокоточную артиллерию для быстрой и хорошо скоординированной атаки. Наступление было направлено не только на захват территории, но и имело чёткую стратегическую цель. Украина стремилась заставить Россию отвлечь ресурсы от Восточного театра боевых действий. Однако, как пишет Агиар, командование ВСУ полностью просчиталось: российская армия не стала передислоцировать войска. По крайней мере, массово. При поддержке превосходящих сил авиации, легко восстановив военную логистику, уже к октябрю российская армия вернула около половины территории, захваченной ВСУ.

По мнению Агиара, авантюра ВСУ в Курской области была обречена с самого начала: нагрузка на украинские силы, и без того ограниченные, возросла ещё больше. Личный состав и техника, переброшенные под Курск, оголили другие критически важные участки на линии фронта. Провалилась и январская попытка наступления ВСУ, несмотря на перегруппировку подразделений с использованием новой тактики, заключающейся в следующем: сочетание ракетных ударов большой дальности по объектам российской логистики с точными наземными атаками на уровне рот, направленными на захват ключевых районов при минимизации прямых столкновений с хорошо укреплёнными российскими позициями. Но взломать российскую оборону, построенную здесь всего за 3 месяца, ВСУ не удалось.

«ЛИНИЯ СУРОВИКИНА». Один из главных уроков операции в Курской области, пишет Агиар, – российская армия научилась намного быстрее перебрасывать подкрепления и наносить контратаки для стабилизации линии фронта. Второй урок, извлечённый из провалов ВСУ, – не нужно распылять усилия. Ещё во время так называемого «контрнаступления» летом 2023 года ВСУ вместо одного направления удара (в Запорожской области) выбрали два (также под Бахмутом). И не добились успеха ни на одном. Теперь же рейд в Курскую область вместо того, чтобы оттянуть российские войска, напротив, предоставил российской армии возможность закрепить свои успехи на Донбассе и Запорожской области. Россияне ускорили продвижение в направлениях Орехова, Покровска и Курахова, оголённых из-за переброски подразделений ВСУ в Курскую, а затем и в Белгородскую области.

Ещё один урок – не нужно переоценивать отдельные территории. ЦИПсО пыталось представить Курскую область как символически важный регион. Но на самом деле, пишет Агиар, её экономическая ценность была невелика, даже с учётом газотранспортной роли. Курская область, на которую украинцы отвлекли ценные ресурсы, не шла ни в какое сравнение с Донбассом, где из-за просчёта Александра Сырского российские подразделения ускорили освобождение своих конституционных территорий.

Эксперты Центра анализа европейской политики добавляют ещё один важный урок. На первом этапе вторжения ВСУ полагались на улучшенные средства связи, поставленные натовцами: в том числе универсальное программное обеспечение на базе Android и на спутниковые терминалы Starlink. Российская армия вместо того, чтобы парализовать жизненно важный для украинцев Starlink, сама за последние месяцы значительно улучшила обмен данными и их обработку.

Ещё на первом этапе СВО в ВС РФ появились командные центры нового типа, в которых данные разведки, наблюдения и рекогносцировки в реальном времени, поступающие от БПЛА, передовых наблюдателей, радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, объединялись в единую оперативную картину. Как пишет Geopolitical Monitor, существование таких командных центров показало свою значимость ещё в 2023 году – при отражении украинского «контрнаступления» на «линии Суровикина». И вот теперь, в 2025 году: при изгнании оккупантов из Курской области.