Ватикан и его выбор: что он несёт миру и США

Ещё не успев вступить в должность понтифика, Лев XIV оказался в эпицентре громкого скандала в связи с педофилией

Борьба за пост нового главы римско-католической церкви закончилась весьма неожиданно. Основные претенденты, чьи имена муссировались в прессе, оказались не у дел. Зато в голосовании победил американский кардинал Роберт Прево, ставший под именем Лев XIV первым понтификом из США. Аналитики уже отмечают самую важную характеристику нового папы римского – его антироссийскую, антикитайскую и антииранскую позицию. В отличие от предшественника Франциска, новый глава Ватикана напрямую поддерживает НАТО в вопросах Украины, Израиля и Палестины. Так что администрация США вполне может использовать его для сосредоточения внимания католиков на глобальной гибридной войне Запада против Востока.

Кроме того, избрание новым главой Ватикана американца с «латиноамериканским бэкграундом» даёт властям США серьёзные козыри и в самой Америке. В последнее время в Соединённых Штатах имеет место устойчивый рост численности католиков, причём не только за счёт латиноамериканцев. Северная Америка по духу смещается в мир католический из мира англо-протестантского.

Весьма наглядно происходящее демонстрирует исследование социально-культурных ценностей стран мира по методике политического антрополога Инглхарта (2023): США в левом углу общности English speaking – фактически на стыке с католическим и латиноамериканским ареалами и уже довольно далеко (в социально-культурном смысле) от англоязычной Канады. 

Как отмечают исследователи, католичество набирает обороты в США не только благодаря латиноамериканцам. Оно постепенно становится религией и белого большинства – благодаря возвращению к католической традиции молодых американцев. Особенно выражен этот процесс среди потомков итальянских, ирландских, польских, немецких иммигрантов. В католичество переходят даже протестанты из т.н. васпов. Самый известный и характерный пример – вице-президент США Джей Ди Вэнс, называющий себя «постлиберальным католиком». Католическая церковь даёт всем этим людям то, чего им не хватает в современном западном мире: структуру, дисциплину, ясные моральные ориентиры. 

Протестантизм, напротив, всё больше ассоциируется с цветными сообществами – афроамериканцами, выходцами из Азии и Африки, даже латиноамериканцами. Латинская Америка, некогда считавшаяся крепостью католицизма, уже наглядно демонстрирует этот сдвиг. За последние три десятилетия в странах вроде Бразилии, Гватемалы и Гондураса протестанты – прежде всего пятидесятники – потеснили католическую церковь весьма существенно.

Например, в Бразилии за 20 лет доля католиков сократилась почти вдвое. Католицизм там больше не воспринимается как естественная часть народной идентичности – его место всё чаще занимают новые динамичные протестантские движения, ориентированные на бедное, этнически разнообразное население.

На этом фоне американский католицизм превращается в нечто другое: в символ сопротивления культурному размыванию, в маркер принадлежности к традиционной, белой Америке. Именно поэтому Д. Трамп, даже называя себя «христианином без конфессии», чувствует важность католической темы. Католики остаются одной из самых крупных и политически активных групп его избирателей: 54% американских католиков проголосовали за него. И команда Трампа понимает, что контроль над католической церковью очень важен для США с точки зрения политической борьбы.

В то же время Ватикан при Франциске явно взял курс на «глобальный Юг» и «глобальный Восток», и дистанцирование от Запада. Понтификат папы-иезуита стал символом отхода от Европы и США в пользу бедных стран Азии, Африки и Латинской Америки. Покойный Франциск выступал и с резкой критикой политики самого Д.Трампа в отношении мигрантов, заявляя, что «тот, кто строит стены, не является христианином». 

Хотя сам Франциск был родом из Аргентины, сегодня его линия по сути противоречит позициям католичества в Латинской Америке, где оно постепенно становится религией белых консерваторов. С этой точки зрения желание команды Трампа продвинуть в Ватикан американского папу из США – это не просто политический жест. Это попытка вернуть католическую церковь Западу и сделать её снова действенным идеологическим центром и инструментом, а не одним из институтов глобалистской повестки.

Вне зависимости от того, кого поддержит новый папа из США – левых или правых глобалистов, европейских «швабианцев» или американских «трампистов», сам факт избрания его главой Ватикана и оформления таким образом американского католического лидерства, уже закрепляет за США и командой Трампа новый образ — защитников традиционного христианства в стремительно изменяющемся мире.

В идеале, с точки зрения западных глобалистских элит, папа-американец должен крепить американо-европейскую унию против «глобального Востока / Юга», поддерживая соответственно антироссийские, антикитайские и антииранские нарративы. В европейских делах понтифику из США может быть отведена роль, подобная той, которую сыграл поляк Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) в годы Холодной войны, объединившись на почве борьбы с русским коммунизмом с командой Р. Рейгана и ЦРУ. На фоне милитаризации Европы и накачки русофобии именно папа-американец может сделать то, на что вряд ли пошёл бы папа-азиат или папа-африканец, – призвать к новому «Крестовому походу на Восток».

Судя по сделанному на конклаве выбору, многократно анонсированные ранее варианты, при которых новым папой стал бы представитель «глобального Юга» или Востока, явно не устроили ни глобалистов, ни США, ни сам Ватикан. Папа-азиат (кардинал Тагле, филиппинец с китайскими корнями) или папа-африканец, (кардинал Тарксон, много говоривший об экологии и глобальном потеплении), могли повести себя непредсказуемо (например, поддержав инициативы БРИКС) и слишком миролюбиво с точки зрения милитаризирующегося Запада. 

Соответственно, на роль римского первосвященника нужно было продвинуть человека предсказуемого, способного обеспечить пресловутое «единство Запада» и использовать духовный авторитет католической церкви в интересах глобалистов. Пока, на данный момент, новый понтифик выглядит фигурой компромиссной, как бы устраивающей всех на Западе – и левых, и правых, и американцев, и европейцев. В том числе благодаря своего рода воплощению в одном лице христианского и евро-американского «интернационализма»: родился в Чикаго, штат Иллинойс, отец – итальянско-французского происхождения, мать – испанка, гражданин США, работал долгое время в Латинской Америке (Перу)… 

Не секрет, что администрация США пыталась активно влиять на избрание нового главы Ватикана. Однако итоговый выбор католического клира все же нельзя назвать полностью удовлетворительным для команды Д. Трампа. Роберт Прево, хоть и считается центристом, в социальных вопросах проявлял скорее либеральный подход. Теперь, как Лев XIV, он вполне может продолжить курс покойного папы Франциска на реформирование католической церкви в либеральном духе. Это противоречит убеждениям многих консервативных католиков в США, представленных в команде Трампа, а также устремлениям ряда влиятельных кардиналов вроде Тимоти Долана из Нью-Йорка, Блейза Джозефа Купича из Чикаго, Джозефа Уильяма Тобина из Ньюарка. Всем им по взглядам гораздо ближе оказавшийся для конклава «слишком правым» кардинал Рэймонд Бёрк – консерватор и однозначный противник покойного папы Франциска и его либеральных единомышленников-реформаторов.

Известно, что Лев XIV тоже придерживается консервативных взглядов в ряде вопросов (например, в вопросе ординации женщин). Вряд ли при нем в ближайшее время будет иметь место и признание однополых пар, хотя либерально-реформистская часть католического клира продвигает такую реформу весьма активно. 

В то же время известно, что новый папа довольно либерален, является сторонником открытых границ и приёма мигрантов. Ранее он разделял взгляды партии республиканцев и даже был ее членом в Иллинойсе, затем поменял взгляды и стал критиком Д. Трампа (как и папа Франциск он критиковал политику трампистов в вопросе мигрантов). В связи с этим, уже высказываются предположения, что на следующих президентских выборах в США авторитет нового папы может работать на вероятного кандидата от демпартии, а Лев XIV будет среди тех тем, кто попытается преградить дорогу в Белый дом «постлиберальному католику» Джею Ди Вэнсу и обеспечит Америке реванш лево-либеральной воукистской «повестки». 

Действительно, велика вероятность, что огромное влияние «первого папы-американца» на католическую общину в США приобретет особое значение в контексте внутриамериканских и глобалистских раскладов уже к концу этого десятилетия. Благодаря критике кампании против нелегальной миграции начатой командой Трампа, Лев XIV считается «другом мигрантов». Известны и расхождения во взглядах по этому вопросу между новым главой Ватикана и вице-президентом США Ди Вэнсом, которого трамписты видят к 2029 году новым президентом США. 

К этому времени Лев XIV, как первый папа-американец, также может стать в Америке сверхпопулярной фигурой. Способной в том числе повлиять на электоральные предпочтения значительной части католиков. Учитывая тот факт, что Р. Прево не засветился в открытой поддержке и продвижении ЛГБТ и воукистской «повестки» в целом, он может оказывать воздействие и на достаточно массовую аудиторию неопределившихся центристов, до последнего момента не решивших, кому отдать свои голоса.

Поэтому вовсе не исключено, что первый папа из США может сходу оказаться в состоянии конфликта с администрацией в Вашингтоне и поддерживающими ее влиятельными консервативными католиками. Те будут оказывать на понтифика давление, требуя свернуть реформы времён Франциска и однозначно встать на позиции, близкие взглядам кардинала Р. Бёрка. С этой целью консервативная часть католиков, набирающая силу и влияние в США, может задействовать любые средства. 

Кое-что в этом направлении уже делается: ещё не успев вступить в должность понтифика, Лев XIV уже оказался в эпицентре громкого скандала в связи с педофилией. Обвинения раздались в адрес католических священников со стороны родителей мальчиков, к которым они домогались. Р.Прево уже сталкивался с проблемой педофилии среди католических священников как минимум дважды – сначала в Чикаго, а затем в Перу. В обоих случаях он не стал начинать расследования. Однако теперь он уже не кардинал, а понтифик и так легко уйти от проблемы может не получиться – в своё время схожие прецеденты вынудили уйти в отставку папу Бенедикта XVI.

Доставшееся новому понтифику проблемное наследство не исчерпывается педофилией среди католических священников. Банк Ватикана и его финансовые структуры погрязли в коррупции и мошенничестве не меньше, чем представители католического клира в содомии и растлении детей. Обещанную папой Франциском реформу церковных финансов в полной мере реализовать не удалось и теперь эта сфера находится под пристальным вниманием падких до сенсаций медиа.

Как следствие, вспыхнувшие благодаря обвинениям в бесхозяйственности в делах о сексуальных злоупотреблениях скандалы могут стать весомым инструментом как внутренней борьбы в верхах католической церкви, так и борьбы внешней – между двумя фракциями глобалистской элиты. 

Другие материалы