Японцы сознают, что выдуманная «проблема северных территорий» нерешаема

А премьер Исиба, ухудшая отношения с Россией, продолжает вводить граждан своей страны в заблуждение по поводу русских Курил

Угрожающий нашей стране все новыми «санкциями» и готовый и дальше накачивать миллиардами долларов неонацистский киевский режим, тем самым помогая вести войну против России, японский Кабинет министров во главе с премьером Сигэру Исибой продолжает обещать японцам «решать проблему северных территорий». То есть в год 80-летия сокрушительного поражения милитаристской и нацистской Японии нагнетать русофобию и ширить оголтелую кампанию «за возвращение исконных японских территорий», хотя Курильские острова таковыми никогда не являлись. Ибо с екатерининских времен входили в состав Российской империи.

Похоже, сознательно ухудшая политические, дипломатические и в значительной степени торгово-экономические отношения с соседом на севере, официальный Токио рассчитывал, что Москва будет все это терпеть и японцы будут продолжать свободно без виз посещать острова, на которые они претендуют, в нарушение российских и повсеместно принятых в мире законов беспрепятственно ловить рыбу и добывать ценные морепродукты не в экономических зонах РФ, а непосредственно в территориальных водах нашего государства, чего не допускает ни одна другая страна мира, даже маленькая.

Спекулируя на понятных чувствах бывших жителей южных Курил, желающих посещать для поминовения могилы захороненных на этих островах предков, японское правительство «возмущается» тем, что в условия, мягко говоря, недружественной политики Токио такая гуманитарная практика ныне приостановлена. При этом японские политики не разъясняют старикам с Хоккайдо о том, что они и сейчас беспрепятственно могут посещать могилы, получив без каких-либо затруднений российские въездные визы. А вот этого-то и не позволяют делать тем же японским старикам токийские чиновники, ибо они боятся, что факт получения таких виз явится признанием территорий Курильских островов российскими. 

И вот японское издание Yahoo News Japan сообщает, что глава Кабинета министров Японии Сигэру Исиба в очередной раз встретился с губернатором префектуры Хоккайдо Наомити Судзуки и другими официальными лицами в канцелярии премьер-министра. «Представители префектуры призвали руководство страны возобновить российско-японскую программу культурного обмена, в частности, добиться разрешения на посещение могил бывших курильчан, расположенных на так называемых "северных территориях". Как известно, визиты на спорные (?! – А.К.) территории были приостановлены из-за ухудшения отношений между Японией и Россией», – пишет издание.

На встрече Исиба заверял жителей Хоккайдо, что восстановление допуска бывших жителей южнокурильских островов к могилам родных и близких является «одним из главных приоритетов». «Те, кто некогда жил на Северных территориях, стремительно стареют, времени осталось не так много. Нам следует приложить максимальные усилия для разрешения этого вопроса», — не без пафоса говорил премьер, добавив, что «намерен активизировать усилия по возобновлению сотрудничества с российской стороной».

После окончания встречи губернатор префектуры Судзуки сказал: «Эта проблема касается не только Хоккайдо и бывших островитян. Очень важно донести наше послание до людей по всей стране в этот важный момент, когда мы отмечаем 80-ю годовщину окончания Второй мировой войны».

Удивляет то, что Исиба, кабинет которого делает все для низведения отношений двух стран до небывало ранее низкого уровня, вдруг стал сетовать на отсутствие взаимодействия с соседней страной. «Нам нужен взаимный контакт с Россией», — сказал он. Как будто эти контакты резко ограничила Москва, а не Токио. 

Для того чтобы как-то успокоить бывших жителей островов, премьер говорил, что намерен всесторонне поддержать проведение «поминальных служб» на море, когда японские старики, находясь на кораблях и катерах, издалека, не заходя в территориальные воды России, совершают поминальные ритуалы. Такие мероприятия используются и для того, чтобы возбуждать негативные чувства к «бессердечным русским», которые якобы не пускают японцев на могилы. 

Решение же проблемы японское правительство видит в «возвращении» южных Курил Японии. Премьер Исиба не устает, как мантру, повторять о своем намерении «решить проблему принадлежности Северных территорий и заключить мирный договор». То есть сначала Москва, капитулировав под давлением Токио, должна отдать острова, а затем японское правительство соблаговолит-де подписать с Россией совершенно не нужный ей «мирный договор». Не нужный потому, что все обычно составляющие содержание мирных договоров послевоенные проблемы давно, почти 70 лет назад, разрешены в прекратившем состояние войны и восстановившем в полном объеме межгосударственные отношения документе – Советско-японской совместной декларации 1956 года.

Напомним содержание 1-й статьи Совместной декларации:

«Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения». Это ли не главное положение мирного договора?

Настойчивость, если не сказать настырность, японского правительства проявляется при полном игнорировании позиции Москвы, которая уже не раз на высшем уровне давала понять о фактическом отсутствии в отношениях двух государств каких-либо нерешенных «территориальных проблем». 

Следует согласиться с мнением министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова о том, что японское правительство ставит прежние советско-японские договоренности «с ног на голову». Министр назвал смешным стремление просто заявить в мирном договоре о том, что «война окончилась»: об этом было заявлено на весь мир 2 сентября 1945 года при подписании японским правительством Акта о безоговорочной капитуляции.

Хотя в Москве подчас продолжают использовать термин «мирный договор», в действительности речь идёт о подписании принципиально иного по смыслу и содержанию документа. При этом, как неоднократно было разъяснено японской стороне, для продолжения переговоров Токио должен сначала признать в полном объеме итоги Второй мировой войны. Однако в глазах японских властей «мирный договор» – это лазейка для пересмотра этих итогов, для так называемого «решения территориального вопроса», что делает всякие разговоры о таком договоре бессмысленными и политически вредными.

 «Мы были бы готовы прямо сейчас подготовить и подписать мирный договор, но не мирный договор в том смысле, в котором эти договоры подписываются сразу после войн, потому что состояние войны между нами прекращено с принятием Декларации 1956 года, мы бы хотели уже сейчас с позиции многих десятилетий совместного сосуществования и сотрудничества в целом ряде областей подготовить договор, в котором излагались бы по-крупному основы наших добрососедских, дружеских отношений», – говорил министр Лавров.

Касательно итогов войны, включая территориальные, глава МИД РФ подчеркивает, что подписание договора с Японией не может не предполагать обязательно подтверждения итогов Второй мировой войны, как они закреплены во многих документах, а самое главное – в Уставе ООН:

«Там записано, что все, что сделали державы - победительницы, не подлежит обсуждению, поэтому уйти от этой констатации просто невозможно. Пока мы не видим готовности Японии подтвердить то, под чем она подписалась, вступая в ООН».

Это – безупречная констатация. В свое время она позволила советскому правительству заявить правительству Японии, что между двумя государствами не существует какого-либо «территориального вопроса». Давно пора сделать такое заявление и правительству РФ, что устранило бы распространённые в Токио спекуляции: дескать, Москва лишь приостановила переговоры о подразумевающем территориальные уступки мирном договоре, якобы продолжая рассматривать его в российско-японских отношениях приоритетным.

Известна и позиция Кремля о том, что «ведение переговоров по мирному договору с Токио в нынешних условиях не представляется возможным», ибо Япония «стойко заняла место рядом с группой недружественных стран и сама превратилась в недружественную страну для России». К тому же правительство России не считает, что через 80 лет после окончания войны существует потребность подписания между двумя странами именно «мирного договора».

И ещё. Задолго до начала СВО российское правительство обращало внимание Токио на то, что переводу российско-японских отношений на качественно иной уровень препятствует проамериканская ориентация Японии. МИД РФ отмечал: «Нужно выводить наши отношения на качественно иной уровень: это приоритет номер один и в экономике, и в политике, и в сфере безопасности, где у нас немало проблем, учитывая приоритет для Японии в сфере безопасности военного союза с США».

Многолетнее требование Японии передачи ей российских южных Курильских островов свидетельствует об отказе официального Токио признавать территориальные итоги Второй мировой войны, стремлении через подписание давно ставшего анахронизмом «мирного договора» добиться пересмотра этих итогов. Прошедшее с окончания войны время с очевидностью показало, что Япония видит в «мирном договоре» лишь средство удовлетворения своих территориальных претензий. В таких условиях верхом наивности токийских политиков было бы рассчитывать на возвращение Москвы к официальному обсуждению реваншистских притязаний на защищенные Конституцией РФ российские земли.

Это сознают простые японцы, которые комментируют публикацию Yahoo News Japan:

yoj*****

Проблему принадлежности Северных территорий, как и других спорных островов, в первую очередь я говорю об островах Сэнкаку и Такэсима, уже не решить. Пора отказаться от этой несбыточной идеи. Граждан Японии куда сильнее волнует сегодняшний день, чем какие-то замшелые исторические дрязги.

gre********

Сколько бы наше руководство не пыталось продемонстрировать свою активную позицию, у него ничего не выходит. Король остается голым. Пора прекращать эти утомительные (территориальные) споры. Хотите поддержать население? Займитесь чем-нибудь полезным, откажитесь от старых методов, иначе лишь попросту спустите миллиарды денег налогоплательщиков в трубу. Снова.

Подобные проекты финансируются из наших налогов, в них вливают невероятные суммы. Правительство создает один фонд за другим, чтобы было куда пристроиться после выхода в отставку.

izk********

О каких дипломатических переговорах может идти речь? Премьер-министру Исибе даже въезжать на территорию Российской Федерации запрещено. Может, уже пора заменить его на такой ответственной должности? Сигэру Исиба ее явно не тянет.

kob********

Чего добился Сигэру Исиба с момента вступления в должность? Покажите мне хотя бы один существенный результат его деятельности? Губернатору Хоккайдо не следует возлагать на него большие ожидания. Наш премьер явно вознамерился отсидеть свой срок на посту без каких-либо серьезных действий.

uwm********

Наш премьер-министр слишком боится Владимира Путина, чтобы хоть когда-нибудь встретиться с ним лицом к лицу.

Franz

Правительство заявляет, что относится к вопросу принадлежности Северных территорий со всей серьезностью... и продолжает сидеть на кресле ровно, без дела.

Да и плевать на все

Обещать то, чего не собираешься выполнять, — мошенничество и трусость.

Дети Такэсимы

И кто это говорит? Человек, который вытянул из фондов и пожертвований 30 миллионов иен?

tak********

Полагаю, бывшим островитянам неприятно слышать все это. Я думаю, что от таких заявлений больше вреда, чем пользы.