Рабочий визит Сергея Лаврова в Армению: нормализация отношений и уроки для прозападных маргинальных сил

Рабочий визит Сергея Лаврова в Армению: нормализация отношений и уроки для прозападных маргинальных сил

Малочисленные акции прозападных маргиналов не вызвали широкого общественного интереса

20-21 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Ереван с рабочим визитом. Переговоры с премьер-министром Николом Пашиняном, президентом Ваагном Хачатуряном и главой внешнеполитического ведомства Араратом Мирзояном охватывали широкий круг тем – от двустороннего взаимодействия до новых вызовов региональной безопасности и перспектив мирного урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Визит столь высокого по рангу российского чиновника в Армению стал первым после серьёзного охлаждения отношений между Москвой и Ереваном, вызванного прозападным политическим дрейфом армянских властей в последние два года.

Одним из ключевых заявлений Лаврова стало заверение, что «все вопросы, связанные с несостоявшимися поставками российского вооружения в Армению урегулированы». Речь идёт о скандале вокруг оплаченного, но так и не полученного Ереваном вооружения на сумму, по неофициальным данным, около 400 млн долларов. Лавров подчеркнул, что платежи были «зачтены на другие цели», хотя не уточнил на какие.

Не менее показательной стала и позиция главы МИД Армении Арарата Мирзояна по вопросу евроинтеграции. Несмотря на то, что в марте 2025 года парламент страны с пафосом принял закон о «начале процесса евроинтеграции», сам министр публично признал, что Армения не подавала официальной заявки на вступление в ЕС и не ведет переговоров по данному вопросу. Это признание ставит под сомнение смысл принятия самого закона. Возникает логичный вопрос: была ли эта инициатива искренним внешнеполитическим курсом, или лишь инструментом для демонстрации «западной лояльности» на фоне ухудшения отношений с Россией?

Формально закон о евроинтеграции не имеет юридической силы в контексте международного права – это скорее символический жест, направленный на внутреннюю аудиторию и западных партнёров. Однако такой подход может дорого обойтись Еревану. Ни Москва, ни Брюссель не склонны воспринимать двусмысленные сигналы всерьёз: одни видят в этом предательство, другие – отсутствие стратегической воли. Таким образом, Армения рискует остаться между двух стульев без реальных союзников и с растущим внешнеполитическим недоверием.

Лавров также заявил, что данный визит стал продолжением тех договоренностей, которые достигнуты между лидерами Армении и России в прошлом году: активизировать контакты на всех уровнях, а также преодолеть совместные недопонимания. Министр подчеркнул, что на данном этапе можно говорить о том, что между сторонами продолжается откровенный диалог по всем вопросам двусторонней и региональной повестки. 

Протесты Бабаджаняна – маргинальный спектакль

Визит Лаврова не обошёлся без демонстративных, но малочисленных протестов. Организованные мелкими прозападными структурами, акции собрали от силы 15–20 участников под руководством Армана Бабаджаняна – лидера партии «Во имя Республики». Несмотря на то, что Бабаджанян два дня выходил в эфир в социальных сетях и призывал людей на акции, они не оказались массовыми и потерпели серьёзное фиаско (не помогла даже прямая трансляция, организованная релокантским YouTube-каналом). Участники малочисленных акций вышли с антироссийскими плакатами, пытались блокировать путь кортежу Лаврова (в итоге по ошибке встретили министра обороны Ирана) и устроили нелепый перформанс у здания МИД, а затем и перед зданием посольства России в Армении. 

Попытка нарушить общественный порядок привела к конфликту с полицией, когда Бабаджанян отказался покинуть охраняемую зону.

Реакция общества на эти протесты оказалась предельно прохладной. Ни в социальных сетях, ни в традиционных медиа они не вызвали значительного резонанса, что свидетельствует о глубоком разрыве между прозападными активистами и реальными настроениями в обществе. По данным последних социологических опросов, более 60% армян выступают за сохранение или восстановление стратегических отношений с Россией, несмотря на текущие политические разногласия. В этом контексте акции Бабаджаняна выглядели не как манифестация гражданской позиции, а как попытка малой группы лиц заработать политические дивиденды на внешнеполитическом раздражителе.

Визит Сергея Лаврова – это не просто протокольная поездка, а недвусмысленный сигнал о том, что Москва, несмотря на разногласия, не списывает Армению со счетов. Напротив, Кремль даёт понять, что готов к диалогу и прагматичным договоренностям, если Ереван проявит хотя бы минимальную политическую определенность.

Армянская сторона, в свою очередь, выглядит растерянной и пытается усидеть на двух стульях: договариваясь с Западом о «реформах», одновременно пытается сохранить остатки стратегического партнерства с Россией. Но в меняющейся геополитической реальности такая двойная игра чревата не «многовекторностью», а серьезными политическими рисками. Визит Лаврова стал тестом на зрелость армянской внешней политики, и пока этот тест Армения прошла лишь наполовину.

Остаётся, чтобы прозападные маргинальные группы также осознали, что накануне парламентских выборов 2026 года их антироссийская повестка не сработала, и с такими темпами они точно провалятся на выборах, как провалился «Евроблок» на недавних выборах в Гюмри. 

Очевидно, что люди прекрасно осознают в нецелесообразности антироссийской повестки, а от радикальных проявлений общественность устала, так как видит, чем все это заканчивается на примере других стран.

Другие материалы