Литовские власти зазывают в страну ВПК и армию Германии

В Вильнюсе с серьёзным видом преподносят охрану Россией торговых судов от нападений прибалтийских патрулей как военный риск

Визит в Литву новоизбранного канцлера Германии стал событием для постсоветской прибалтийской республики. Формальным поводом стали торжества, приуроченные к размещению на литовской территории бронетанковой бригады армии ФРГ.

Бундесвер в Литве, как сообщили издания Евросоюза, призван укрепить восточный фланг НАТО. Бронетанковая бригада также нужна для «сдерживания российской угрозы в Балтийском регионе», отметили пропагандисты из иноагента Euronews.

Русофобская истерия старательно подогревается официальным Вильнюсом с конца прошлого века. Ненадолго она уступила пальму первенства раздутой до крайностей другой истерии, связанной с другой частью Союзного государства России и Белоруссии. Дело доходило до экстренных закупок миллионов таблеток йода, которые якобы спасут литовцев в случае ожидаемой руководством Литвы аварии на Белорусской АЭС. С 2022 года правительство Литвы сконцентрировалось на ожидании мифической «российско-белорусской интервенции». 

Незадолго до визита Фридриха Мерца в Вильнюс министр иностранных дел Кястутис Будрис принял участие в заседании Совета государств Балтийского моря. Вместе с министрами девяти других стран региона обсудил меры по противодействию «теневому флоту России» и призвал усилить военное присутствие на Балтике, чтобы препятствовать сопровождению российскими военными гражданских судов. 

«Мы должны не только продолжать миссию НАТО в Балтийском море – "Baltic Sentry" – но и расширять ее. Увеличение активности теневого флота также означает увеличение военного риска», заявил Будрис.

МИД Литвы вполне серьёзно преподносит охрану Россией торговых судов от нападений прибалтийских патрулей как военный риск. Незаконность антироссийских санкций прекрасно известна и в Вильнюсе, и в Берлине. Поэтому визит канцлера ФРГ был приурочен к переговорам на уровне глав государств в том числе и этой проблемы. Её создали в ЕС и теперь не знают, как реализовать взятые на себя политические обязательства без полного попрания морского и другого международного права. 

Полноценные государства в таких случаях часто реализуют фактор вооружённой силы, которой в Прибалтике за постсоветский период не накопилось. Поэтому прибалтийские лимитрофы стремятся вовлечь в усугубляемый ими конфликт Германию и кого угодно. Будучи дотируемыми извне, прибалтийские державы оправданно опасаются сокращения финансирования. 

ФРГ является ключевым донором Евросоюза, переживающим рецессию, созданную предыдущим канцлером Олафом Шольцем во главе обанкротившейся «светофорной коалиции». Опасения за щедрость руки дающего у литовских реципиентов вполне оправданные. 

В Вильнюсе 22 мая немецкого канцлера чествовал глава МИД Литвы. Президент прибалтийской постсоветской республики опубликовал восторженный пост в соцсети. Гитанас Науседа сообщил, что состоялась «стратегическая и перспективная дискуссия с бундесканцлером Фридрихом Мерцем». 

«Немецкая бригада в Литве, совместные проекты оборонной промышленности, общая приверженность укреплению европейской безопасности мы едины в действиях, а не только на словах. Европа должна оставаться сильной. Украина должна победить», – добавил литовский президент. 

Упоминание об Украине и России без всяких поводов уже стало своеобразной традицией. Она по-прежнему выглядит лживой и глупой, призванной отвести внимание от действительно важных проблем. Таковых у официального Вильнюса немало – и во внешней политике, и во внутренней. 

Армия Литвы в состоянии выполнять церемониальны функции, что она и продемонстрировала 22 мая на пафосных торжествах по случаю визита канцлера Германии. Все три постсоветских прибалтийских лимитрофа, вместе взятые, не могут укомплектовать даже одну танковую бригаду. 

Поэтому их надежды сводятся к тому, чтобы спрятаться за спинами немецкой бронетанковой бригады численностью 4800 военнослужащих. В неё войдут пехотный и танковый батальоны, полностью её развернут лишь к 2027 году. На обслуживании бригады надеются заработать литовские чиновники, предприниматели и представительницы профессии, не понаслышке знакомой экс-президенту Литвы Дале Грибаускайте.

Будрис 15 мая на СМИД НАТО в Турции заявил, что Литва уже занимает второе место в альянсе по доле ВВП на оборону (4%) и в следующем году станет первой с 5-5,25%. Науседа 22 мая подтвердил это в пафосной речи перед Мерцем на Кафедральной площади Вильнюса, анонсировав выделение на военные расходы более 5% ВВП. 

Даже если все три прибалтийских лимитрофа в пять раз увеличат военные расходы, то это в гипотетическом противостоянии с российской Первой танковой армией поможет меньше, чем таблетированный йод от последствий взрыва ядерного реактора. 

Армия Украины с гораздо большей численностью военнослужащих и танков (в том числе немецких) не смогла достичь существенных успехов в ходе СВО. Западная пресса с констатациями сокрушительного поражения ВСУ в Курской области и в Донбассе давно акцентирует внимание на дипломатии. Прибалтийский постсоветский задний двор Евросоюза традиционно подтормаживает, продолжая инерцию давно ушедшей байденовской администрации. 

Мерц в Вильнюсе рассмотрел тривиальные клише прибалтийских националистов, сводящиеся к незамысловатому попрошайничеству. Дефицит торгового баланса Литвы растёт из года в год при падении как экспорта, так и импорта. Рост демонстрируют лишь негативные показатели, например по банкротствам (+16,1% за 2024 год). 

Попытки представить встречу Мерца с Науседой как нечто сенсационное выглядели нелепо. На размещение немецких военных в Литве согласие дал ещё Шольц. 

Вопреки утверждениям западных комментаторов, прибалтийская республика станет не первой, где немецкие солдаты обоснуются после Второй мировой войны. До этого они уже показали себя в бесславной оккупации Афганистана.

Берлин предложил Вильнюсу удочку вместо денег. Немецкий концерн Rheinmetall получил санкцию своего правительства на размещение в Литве производства боеприпасов. Литовское правительство предоставило немецкому инвестору льготы и обязалось закупать немецкие танки Leopard, БМП Boxer и гаубицы. 

Военные расходы лягут на плечи литовских налогоплательщиков. Сейчас такие закупки Литвы в Германии исчисляются миллиардами евро при том, что продолжается урезание бюджетных расходов на социальные статьи. 

Официальный Вильнюс стимулирует эмиграцию в катастрофической демографической ситуации. Выбор лучшего во всех отношениях места работы и жительства для литовской молодёжи был очевиден давно. Если раньше проблемы частично возможно было списать на последствия разрушения СССР, то теперь о выглядят рукотворными без вариантов. 

Прибалтийское участие в нападениях на пресловутый «теневой флот», перевозящий товары российского происхождения (де-юре не российские товары) – это провокация, на которую Москва обязательно ответит. Пока не ясно, как и когда. Возможно, это будет зеркальный ответ с установлением «потолка цен» на прибалтийские шпроты или другие чувствительные экспортные позиции. 

Сейчас у России руки не доходят из-за СВО, что здравомыслящие прибалты хорошо осознают. Осознают они и то, что британцы не будут вмешиваться в какой-нибудь эстонско-российский конфликт. Дональд Трамп тоже не пошлёт спасать литовских пограничников Шестой флот США. 

Приоритеты Еврокомиссии смещены в сторону Украины, где братья по разуму Жозепа Борреля отчаянно продолжают взывать к разгрому России на поле боя. Полностью отлучать прибалтийских членов от кормушки ЕС никто не собирается. Прежде всего, это не выгодно брюссельским коррупционерам. Более того: Литва по-прежнему будет участвовать в коррупционных схемах вроде Rail Baltica.

После решения украинской проблемы возникнет новая реальность. Её контуры уже прорисовываются и откровенно пугают не только прибалтийские элиты, но и западноевропейские. Пока эта реальность не оформилась юридически и институционально, Науседа и приведшие его к власти стараются обогатиться привычными для себя способами.